Макар Запорожский родился 5 сентября 1989 года в Москве. Окончил музыкальную школу духовых и ударных инструментов им. В. Блажевича по классу тромбона. Учился на режиссерском факультете ГИТИСа в мастерской Олега Кудряшова. С 2012 года является артистом Московского академического театра им. Маяковского. В кинозачетке Запорожского более 40 ролей, в том числе главные - в сериалах «Молодежка», «Проспект Обороны», «До самого солнца» и фильмах «Красный воробей», «Моя жизнь», «Марафон желаний».
А совсем недавно на кинофестивале «Святой Владимир» в Севастополе был представлен фильм «Лекарство для Веры», в котором Макар Запорожский сыграл главную роль - молодого священника, иерея Михаила. Духовное жюри фестиваля эту картину признало лучшей в номинации игровых полнометражных.- Как вы оцениваете продолжение «Метода»?
- Честно говоря, не знаю. Прочитал только свой кусочек сценария, когда снимали. Дальше меня уже дело не касалось. Но я и сценарий первого сезона с трудом прочел. Уж очень там всё сурово и безжалостно по отношению к зрителям. Наверное, посмотреть «Метод-2» у меня не получится.
- Ваш Саша - положительный персонаж. Не хотелось ли вам сыграть маньяка? Есть ли в таких ролях творческий размах?
- Разумеется… Разумеется! (оживляется). Я даже преуспел в этом, как мне кажется. 3 декабря в кинотеатрах страны выходит фильм «Илиана. Верь мне». И там я играю о-очень интересного персонажа… Теперь хочется понять, что из этого вышло. Надеюсь, что мой герой получился обаятельный до жути. Иначе маньяк - не маньяк, он должен быть обаятельный.
- Если сравнивать «Метод», «Хорошего человека», «Мертвое озеро» с «Улицами разбитых фонарей», «Убойной силой», что, по-вашему, изменилось?
- Ну, я могу судить только по сериалам 90-х и нулевых. Их-то я смотрел, когда в школе учился. Тогда это было очень модно. Наверное, там всё было не так откровенно… Хотя и там про людей, и здесь про людей. И там работа, и тут работа. В «Улицах разбитых фонарей» все взаимоотношения героев раскрывались через диалоги. А в современных сериалах показывают характеры персонажей не словами, а поступками, резкостью. Меньше текста.
- Расскажите об актуальном проекте.
- Ближайший проект - «Илиана», его вы увидите уже совсем скоро. Еще я снялся в фильме, который продюсировал Сергей Светлаков. Рабочее название «Отель Love». Закончили проект «Мастер» для НТВ. И должен был выйти в Новый год фильм Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин». Но из-за этой коронавирусной истории все графики, премьеры - всё «поползло», сдвинулось непонятно куда. Будем ждать. А фильм «Илиана. Верь мне» я считаю замечательным уже только потому, что во время съемок был уникальный синтез. Сценарий - захватывающий, пробы - веселые. Меня утвердили! Я был удивлен - думал, что продюсеры хотели видеть на эту роль человека, больше похожего на персонажа. Но режиссер что-то разглядел во мне. И для меня это особенный случай, когда сценарий, репетиции и съемки - всё получилось так, как хотелось. Потому что обычно в кино так: пишем одно, хотим другое, а на выходе получаем третье.
- Макар Запорожский - хороший парень? Или ваша внешность обманывает окружающих?
- Так это у них надо спрашивать, что они обо мне думают. Готовы ли они обманываться или я для них открытая книга. Не знаю. Я не пренебрегаю хорошими поступками, стараюсь совершать по мере возможности. Но я - не без ошибок, не без грехов.
- Расскажите о своем хулиганском детстве с братом Кириллом
- Почему «хулиганском»? Я не думаю, что оно было особо хулиганским. Я просто всё время пытался выпендриться перед товарищами. У нас так было: кто-то хорошо учился, знал английский, у другого всё время деньги были «на кармане», кто-то работал с 14 лет, кто-то - дворовый пацан, ему всё нипочем. А я всё думал: я ни там, ни здесь - нечем блеснуть. Поэтому я старался выделяться своим поведением, необычным подходом к тому, что такое хорошо и что такое плохо. Исследовал ощущения, занимался прикладной и теоретической философией. А с братом мы не особо дружили в детстве - он старше меня, у него свои друзья, другая компания. Ну, дома мы дрались, как два пацана. А как же еще? Смысл драться с братом, который на 4,5 года старше тебя, - исход понятный.
- Кирилл Запорожский тоже актер, нет ли между вами какого-то соревнования?
- Наверное, было. Но мы это уже переросли. И желаем друг другу только успехов. Но если нас пригласят на кинопробы на одну и ту же роль, я сделаю всё, чтобы получить ее. И Кирилл тоже будет бороться за роль.
- Какой у вас уровень английского и поехали ли бы вы покорять Голливуд?
- Английский у меня хороший - достаточный уровень, чтобы говорить, понимать, работать. Поехал бы я покорять Голливуд? (Задумался.) Мой опыт показал, что, если ты тут, в России, не проявил себя, не перерос рынок, там тебе ничего не светит. В Голливуде своих актеров хватает. Не знаю, пригодится ли там очередной русский парень. На съемках «Красного воробья» (шпионский триллер Фрэнсиса Лоуренса 2018 года - прим. авт.) я понял, что мы ищем одно и то же. И успеваемость у нас - российского и западного кинематографа - абсолютно одинаковая. Правда, на Западе индустрия кино в пять раз больше. Соответственно, успехи или поражения глобальнее.
- Как вы относитесь к ролям «плохих русских» в западном кинематографе. И почему мы у них постоянно во «врагах»?
- Это правило блокбастеров. Я не думаю, что мы у всех во врагах. Нужно много фильмов пересмотреть, чтобы быть объективным. Это правило жанра блокбастера: нужен хэппи-энд и русский - «редиска». Хотя я помню пару картин, где русские совсем не «редиски».
- Что вас вдохновляет?
- Меня вдохновляют успехи личные и людей, которых я уважаю. Из спортсменов слежу за боксером Александром Усиком, баскетболистом Леброном Джеймсом… Все ребята, за которыми я слежу, они бьют рекорды своих предшественников. А спорт - вообще очень жесткая история, там нет субъективного мнения. Там есть результат, и только он говорит за тебя - чего достиг и что из себя представляешь. Мне кажется, это абсолютная шкала ценностей.
- Какие книги прочли в последнее время?
- Читал «Что делать?» Чернышевского, до этого Сарояна прочел, Хаксли. Читаю немного инертно, но все равно стараюсь двигаться в этом направлении.
- Чего не хватает продюсерскому кино, русским блокбастерам?
- Да всего им хватает. Они получают то, что хотят: всё вертится вокруг упаковки, а не вокруг идеи. В продюсерском кино главное окупить производство и получить прибыль. Блокбастеры - это про рынок, продукт, а не про киноискусство.
- У вас в соцсетях не так много фото с отдыха.
- У меня в соцсетях вообще мало актуальных фотографий. Но в Крыму я бывал, пробовал крымское вино.
- Вы уже выступали в роли продюсера картины «Я вернусь». Планируете ли снимать фильмы в Крыму?
- Крым для кинематографистов - это лакомый кусочек. Но мне кажется, что пока Ялтинская киностудия в «спящем» состоянии. Продакшн с материка заходит, что-то снимают, но технику везут из Москвы. У вас ресурсы трудовые, административные. Я помню, на Ялтинской киностудии в 2003 году мы снимали детский фильм «Тайны голубой долины». Особенно запомнились съемки на скалах Роу. Вообще, это знаковое место для советского кинематографа. Ялта мне очень понравилась, поэтому, если будет возможность, с удовольствием там что-то проверну.