МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

История одного кадра: Незнакомка из церковной лавки

Мы продолжаем рассказывать истории о замечательных фотографиях, сделанных в Крыму.

О своей случайной встрече в сезон крымских туманов рассказал писатель и фотограф Александр Барбух.

Фотография, о которой сейчас пойдет речь, очень проста. Именно так ее характеризует автор Александр Барбух. Впрочем, так ли всё просто на портрете незнакомки, сделанном возле церковных ступеней писателем и сценаристом, который живет в Москве и снимает замечательные фото в городе детства - Симферополе, каждый решит для себя сам.

Про портреты и запреты

Так получилось, что фотография, появившись в жизни Александра Барбуха еще в детстве, стала его второй профессией. На первом месте, конечно, были книги и сценарии. Причем книги по обе стороны страницы: много читая, еще в школьном возрасте Александр решил стать писателем. Что касается фотографии, то она никуда не делась. Просто дождалась времени, когда появится опыт рассказывать истории без слов.

- Сколько бы я ни снимал, как у любого фотографа, это у меня связано с историей запретов, - признается Александр Барбух. - Чуть начинаешь снимать, обязательно кто-то говорит, что именно это снимать нельзя.

История запретов на фотосъемку, по словам Александра, не имеет границ. Вот так взять и возникнуть ниоткуда она может в Симферополе, Москве, в селе Дивеево Нижегородской области.

- В Дивеево я фотографировал уличную палатку с женскими платками, - вспоминает Александр Барбух. - Вдруг выскочил незнакомый человек и начал кричать. Я спросил: «В чем проблема?» Вместо ответа незнакомец достал из кармана свой смартфон, навел на меня и сделал снимок. «Учти, твоя фотография у меня теперь тоже есть», - сказал он.

Еще один запомнившийся собеседнику запрет на съемку связан с желанием сделать портрет казака возле Свято-Троицкого женского монастыря в Симферополе. Колоритный человек на фоне церкви - фотографу трудно пройти мимо.

- Этого красивого казака я хотел снять тайно, - признается Александр Барбух. - Но поскольку он стоял в тени, а у меня был не цифровой, а пленочный фотоаппарат - недавно купленная простая «мыльница», которую я еще плохо освоил, то неожиданно автоматически сработала вспышка и ударила прямо в лицо герою. Мы долго препирались, потом, конечно, смеялись. Но в начале истории с казаком всё же был запрет.

В истории кадра, которую нельзя рассказать без предисловия, запрета не было. В ней вообще не было и нет ничего лишнего. И одновременно есть абсолютно всё: даже то, что не попало в объектив фотографа.

Александр Барбух - прозаик, сценарист, фотограф. Родился в Симферополе. Учился на филфаке Симферопольского госуниверситета, затем на отделении прозы Литературного института им. М. Горького и в Академии классической фотографии на Бережковской набережной в Москве. В качестве сценариста участвовал в проектах телесериалов «Час Волкова», «Кулагин и партнеры», «След», работал сценаристом-сюжетчиком в московском отделении британской телекомпании «Fremantle Media»; шеф-редактором - на телеканале СТБ и в кинокомпании «Амедиа»... Рассказы печатались в московских сборниках прозы и в журнале «Дружба народов». Участник двух фотовыставок в Москве. Фотографии публиковались в книжных сборниках и периодической печати.

Фотография в подарок

- В октябре я обычно приезжаю из Москвы к себе на родину, в Симферополь, и живу в районе Маршала Жукова, - рассказывает Александр Барбух. - Очень люблю туманы в эту пору. Вот и тогда я вышел из дома с фотоаппаратом, чтобы пофотографировать новый деревянный храм, который построили на Жукова. Захотелось снять его не только внешне, но и изнутри. Там красивые окна, открывается замечательный вид на Чатыр-Даг.

Александр пришел в деревянный храм в обычный будний день. Прихожан и случайных посетителей в нем не было. Только в церковной лавке сидела незнакомая пожилая женщина.

- Я спросил у нее, - рассказывает Александр Барбух, - можно ли поснимать в храме, не сильно надеясь на разрешение. Обычно во многих церквях запрещают. Она секунду подумала. И неожиданно сказала в ответ: «Запрета фотографировать в храме от батюшки не было. Значит - можно». Незнакомая женщина произнесла это очень серьезно. Мы с ней поговорили: она рассказала, что храм открыли недавно, сколько людей в нем уже покрестились, обвенчались. Потом мы вместе вышли. В руках у нее была банка - она срезала осенние цветы. И мне очень захотелось сделать ей что-то приятное. Я говорю: «А хотите, я сделаю ваш портрет?» Она ответила: «Хочу». Прямо возле ступенек храма я сделал ее фотографию. Потом спросил, куда прислать. Женщина ответила, что Интернета у нее нет.

Ничего страшного: уже на следующий день фотограф распечатал для незнакомки фотографии и принес в церковь.

- Я иногда думаю, что в альбоме или в рамочке у этой женщины есть фотография моего изготовления, - признается Александр Барбух. - Интересно представить, что она рассказывала по поводу снимка своим родственникам или знакомым про безымянного чудаковатого фотографа, который в будний туманный день, когда все на работе, забрел в храм и сфотографировал ее. И что она больше ни разу в жизни его не видела.

Особый подход

Снимки Александра Барбуха заставляют додумывать свои молчаливые истории. Фотограф не просто улавливает настроение, но и передает его с помощью камеры. Хотя, правильнее поставить слово «камера» во множественное число: их у Александра Барбуха несколько, и дело здесь вовсе не в собирательстве. Просто для каждого снимка нужен свой, особый подход. Камера в руках фотографа сродни кисти для художника: поиграть с цветом, сосредоточиться или, напротив, максимально расширить картинку - всё это силой исключительно художественной мысли не сделать.

- Какой фотокамерой снят портрет незнакомки возле ступенек церкви, так похожий на черно-белую пленку?

- Это Fujifilm X-Pro1. Фирма Fujifilm в свое время произвела своеобразную революцию в мире цифровых камер. После появления цифры очень многие фотографы, которые раньше имели дело с пленкой, были разочарованы в художественных достоинствах цифровых фотографий. Многие даже говорили о смерти фото в цифровую эру. И тогда фирма Fujifilm откликнулась на пожелания фотографов и разработала собственную матрицу - изображение с которой было максимально приближено к пленочному изображению. Это связано с тем, что руководящую позицию в фирме занимал человек, являвшийся большим энтузиастом фотографии.

- Как сложилась судьба этого эксперимента: он вернул вдохновение разочарованным фотографам?

- Очень многие фотографы приобрели и продолжают приобретать камеры линейки Fujifilm для своих художественных задач, а также как вторую камеру, которую из-за ее компактности можно всегда с легкостью носить с собой.

***

С Александром Барбухом мы беседовали по телефону. На календаре только сентябрь - фотограф живет и снимает в Москве. По выходным он проводит фотопрогулки для друзей, и эти истории без слов насквозь пропитаны духом большого города. Все истории разные, но в каждой из них, независимо от того, на какую камеру она заснята, есть неуловимый привкус грусти. Он похож на туман и пахнет осенними цветами, собранными в букет пожилой незнакомой женщиной.

Крым великолепный: фантастические виды розового озера Сасык

Смотрите фотогалерею по теме

 

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах