Но мало кто догадывается, какой ценой ему далась эта искренность и открытость, каких демонов ему пришлось укротить...
- Виктор Иванович, за пять лет новой российской истории Крыма, вы у нас бывали и на съемках кино, и с театральными гастролями, и гостем кинофестиваля «Святой Владимир», и обычным туристом-пляжником. Как меняется полуостров в вашем восприятии?
- Я всегда считал, что Крым - это Божья территория. Сейчас она дремлет. Крым зимой - это спящий Крым, если говорить о природе. Если говорить о людях, они не изменились по отношению ко мне, они так же доброжелательны по отношению ко мне, открыты, и мне кажется, что они со мной чувствами своими честны, они не притворяются, и тут я сказать ничего не могу о переменах. Спрашивал ли я их, самих крымчан, как дела? Конечно, спрашивал - ничего плохого не услышал. Тяжело? Да, тяжело. Трудно? Трудно. Счастливы? Да! Вот всё, что я услышал. «Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: всё мгновенно, всё пройдет; что пройдет, то будет мило». Стихотворение Пушкина. Когда-то, на каком-то этапе жизни я так часто эти строки вслух говорил... Почему-то я читал очень часто это стихотворение. Потом я как-то его бросил, забыл, потерял, и сейчас оно всплыло здесь. Разговаривая с тобой о Крыме и крымчанах, о вашей жизни, я вдруг вспомнил эти строчки. Это ж неспроста. Как я говорю - река времени уносит не только плохое, но и хорошее. И хорошее, но и плохое. И всё встает на свои места, и сегодня эти места будут для одних дороги, а для других ненавистны, через год-два всё поменяется местами. Крым останется Крымом, его может изменить термоядерное какое-то явление, сдвиг может быть каких-то подземных плит. Крым принадлежит небесам, а мы - дети Бога. И если так относиться, то и не надо ни на что больше претендовать. Надо быть вместе с этой землей в любви, согласии, в бережливости. Вот это самое главное, услышать эту землю, услышать ее голос. Мне кажется, у Крыма есть голос... И, в конце концов, хочется ли мне сюда возвращаться? Да, очень хочется, и я обязательно сюда вернусь и буду возвращаться, пока жив.
Виктор Сухоруков родился 10 ноября 1951 г. в Орехово-Зуево (Московская обл.). После школы и армии поступил и успешно в 1978 г. окончил ГИТИС. С перерывами работал в театрах Ленинграда. Сегодня один из самых востребованных актеров в Москве (16 спектаклей в месяц на четырех разных сценах). С картины Ю. Мамина «Бакенбарды» (1989) началась его звездная история в кино. Знакомство с режиссером А. Балабановым стало судьбоносным - после его фильмов «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000) к Сухорукову пришла всенародная известность и любовь. Ну а роль императора в картине В. Мельникова «Бедный, бедный Павел» (2003) принесла ему целое собрание призов и окончательное признание в среде профессионалов. В 2008 г. официально удостоен звания Народный артист РФ.
- Крым этого периода останется у вас в памяти и в связи с одной из самых неожиданных ролей в вашей фильмографии. Решающий разговор с Андроном Кончаловским у вас состоялся в Симферополе, в гостинице «Украина»...
- Да, Крым причастен к тому, что я получил из рук Кончаловского это зерно радости, восхищения, какого-то катарсиса - маленький эпизод в фильме «Рай», который оставил в моей жизни неизгладимое впечатление. Я сыграл Гиммлера. Когда меня утвердили на эту роль, я понимал, что он мне доверяет и ждет от меня чего-то очень важного для него самого. Он с самого начала был по отношению ко мне открыт, готов на любой разговор. У меня сложилось впечатление во время съемок, что мы с ним давно знакомы, как будто мы с ним и раньше работали - но это же не так. В конце концов, стал мне ставить какие-то новые задачи, вплоть до того, что он позволил мне хулиганить, импровизировать прямо в кадре. И когда уже мы закончили съемки и ему понадобился мастер-план (это значит, я должен был всю сцену, огромную, большую, 15-минутную, сыграть целиком), я завопил: «Нет, я не смогу сказать текст». Ну три листа печатного текста! Он говорит: «А ты от себя говори всё что угодно, ты мне только технически сыграй эту сцену от начала до конца со всеми деталями». А там и шампанское, и фужеры, там и сигара, и спички, и прибор для отрезания сигары, там переход к письменному столу, я там пишу, потом подхожу к окну... Огромный эпизод. Я говорю: «Значит, я могу говорить всё что угодно?» - «Да», - говорит мне Кончаловский. «Любую абракадабру?» - «Да, Сухоруков!» И я сыграл ему весь эпизод на языке абракадабры. Сейчас я могу тебе только показать. Как ты это опишешь на бумаге, я не знаю. (Сухоруков, меняя интонации и степень экспрессии, выдает тираду из несуществующих слов на языке, отдаленно напоминающем немецкий, которую при всём желании никто и никогда повторить не сможет - прим. авт.) Вот такой бред! Конечно, звукорежиссер меня проклял... Как ни странно, Кончаловский позвал меня на спасение ситуации... Я как бы выручил его, я даже не внедрялся в биографию и в подробности Гиммлера. Я, вообще-то, когда получаю роль, все-таки немножечко пытаюсь знаниями ублажить того персонажа, кого я собираюсь играть. Это для меня очень важно, даже если мне это ничего не даст. Но подробности персонажа, особенно биографические, мне помогают найти и взгляд, и мерку, какую то штучку, какую-нибудь глупую, или дурную, или не очень привычку, моментик, намек, как угодно назови. А здесь я даже не вникал. Он мне показал документы, фотографии, и вот только единственное, что я для себя поймал, глядя документальные кадры, его походку. Когда он стоял около колючей проволоки, улыбался заключенным, как обезьянкам, как баранам в стойле, и потом уходил от них, улыбаясь и брезгливо потирая пальчиками, и походка у него была как у артиста балета...
- Еще у одной из неожиданных историй последнего времени есть крымская привязка, ниточка, связанная с вашим участием в сериале «Физрук»...
- С натяжкой... Режиссер Игорь Волошин из Севастополя. Я не видел ни одной серии «Физрука». Ни одной! Даже из любопытства я не смотрел, даже когда меня пригласили и я согласился, я не видел, я не хотел этого делать, но мне потом рассказали, что действительно самый удачный был первый сезон, дальше всё было хуже и хуже... А на 4-й сезон нашлись новые люди: команда пишущих людей, режиссер полного метра. А его патронировал сам Балабанов, на него перстом указал Леша Балабанов, и я этому верю, и мне его «Нирвана» очень понравилась. Его фильм «Я» мне очень глянулся. Такой гимн своим друзьям он сочинил. Он приглашал меня, но я тогда отказался...
- Сейчас, разбирая ваши творческие удачи и виктории, я знаю, что в основе их одна важнейшая житейская победа Сухорукова. Как вам удалось «завязать» и вернуться к жизни?
- Конечно, мне всегда хотелось в профессии достичь каких-то успехов... Я вдруг понял, что презрение по отношению ко мне меня угнетало, даже больше - если ты со мной не разговариваешь, просто не разговариваешь, игнорируешь меня, ну игнорируй, но, когда я усматривал или замечал в тебе презрительное отношение ко мне, меня это очень разрывало. И вдогонку к этому добавлю, у меня разбухал стыд. Стыд оттого, что я такой. Что я не могу отказаться, я не могу бросить, я не могу быть другим, я не хочу быть трезвым! И то, что я не хочу быть трезвым, как будто бы в пьянке я чего-то обретаю или добиваюсь чего-то или становлюсь каким-то величественным... Это такая была неправда. Ничего же этого не было, и, тем не менее, презрение людей и мой собственный стыд за всё перед людьми... Я это запомнил - в те времена, когда я не планировал бросить пить. Я вообще эту фразу не люблю - бросить пить нельзя, распрощаться с этим - это тоже глупо. Здесь другой глагол - идти на войну с этим, быть на фронте со своим недугом. Я не оговорился. Пьянство - это не шалость, не глупость, не дурной характер или поведение, не каприз, не избалованность, нет. Это болезнь. Одним можно - пьют. Они легко просыпаются. Другим нельзя, потому что они даже пьяные дурные, не говоря уже, когда наступает похмелье...
- Но вы нашли в себе силы, у вас есть точка возврата, день, когда всё стало иначе...
- Это не полет на Луну... Я его не придумал, этот день появился осознанно, математически верно. Но я к нему постепенно подошел, в течение трех дней. Рассказываю подробности. Я не пил длительное время, год не пил. В 98-м я запил у Балабанова на съемках фильма «Про уродов и людей». Меня лечили, возили в Бехтеревку - на съемки ездил из лечебницы. И после этого я завязал и весь конец 98-го и 1999 год я был трезвый, не пил. Я был в завязке без всяких вшиваний. Я не занимался этим, я вообще в это не верил никогда - я просто знал, что компьютер внутри меня - он включает змею, он подключает к моей жизни эту змею, которая таится в каждом, кто пьет. Она может притаиться в копчике, за ухом, в затылке, в пятке, под мышкой, в ногте левого указательного или безымянного пальца на ноге, где угодно... Она в клубочке, таится и только одними ресничками хлоп-хлоп - ждет какого-то только ей ведомого сигнала. А мы о ней забываем. И вот в момент, когда мы о ней забываем, происходит срыв. Вот и всё. И пока я помню об этом образе - я эту болезнь нарисовал именно образом змеи, которая во мне жила и требовала, естественно, этого продукта. Так вот, в 1999 году я трезвый, подходил 2000-й. Я закончил сниматься в «Брате-2», получил гонорар и уже запланировал, что я пойду в запой.
- А коньяк, портвейн?
- А это я уже купил сам в Москве, нет, в Петербурге... и загулял! Новый год, я пьяный, по снежку, по ночам колобродил в Орехово-Зуево… И допился до такого состояния, что где-то в районе 15 января мне стало плохо, я уже лежал и кровью харкал... И всё прошу сестру: «Галь, купи да купи». А она говорит: «Да нельзя, ты посмотри, что творится у тебя в ведре! А я увижу, ужаснусь, вздохну, и… снова начинаю просить. Купи винца! Понимаю, что это может быть концом всего. Вздохну и опять прошу. И она мне сказала: «Уезжай, или я уйду из собственного дома». Я так этого испугался, вот, видимо, так уже допек, она до такой степени от меня устала, и я это понимал. Мой гений трезвого человека в том, что я пьяным понимал отношение людей к себе. Как я их мучаю... Я понимал, какая я обуза для них, какой я отвратительный брат, друг, коллега, отвратительный, ничтожный, нечеловеческий. Я их понимал, вот в этом, может, талант мой. И где-то с 15-го числа я стал потихоньку выходить из этого состояния, с пивом, с кефиром, но все-таки желая похмелиться, и к 20-му числу я лежал, встать не мог! И, что удивительно, лежал на той кровати, на которой умер брат! Умер он от прободения язвы, а прободение язвы случилось тоже от алкоголизма... И тоже ведь каркали, говорили: «Да, конечно, у них на роду написано». Всё это было...