МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Гагарин: последний раз в Крыму

50 лет назад прославленный космонавт Юрий Гагарин в последний раз побывал на полуострове

27 марта 1968 года в авиакатастрофе погиб первый космонавт планеты. За две с половиной недели до трагедии он был в служебной командировке на полуострове. Из Евпатории Гагарин улетел в Звездный...

 

фото из архива МДЦ "Артек"

Юрий Гагарин не раз бывал в Крыму, как на отдыхе, так и в служебных командировках. Один из ранних центров подготовки и тренировок космонавтов базировался в Феодосии, в Севастополе, Донузлаве и Мирном по специальной программе готовились спасательные суда для случаев приводнения космонавтов, под Евпаторией был построен современный Центр управления полетами (ЦУП) и Центр дальней космической связи (ЦДКС), под Симферополем - пункт наблюдения НИП-10. Поэтому в советское время Крым был одной из основных баз освоения космоса, командировок космонавтов, специалистов, ученых, а также их приездов с родственниками и друзьями на отдых.

Время первых

Но в роли Первого и Второго космонавтов Гагарин и Титов впервые побывали на послеполетном отдыхе в Крыму в августе 1961 года, и эта неофициальная поездка долгое время ускользала от сведений краеведов и даже историков советской космонавтики. Путаница возникла потому, что в сентябре 1961 года происходила уже вторая, официальная крымская поездка в Форос, во главе с руководителем Центра подготовки космонавтов Николаем Каманиным. А сведениями о первой поездке мы обязаны… Владимиру Высоцкому: «Я снимался в фильме, который назывался «Увольнение на берег». Когда на судно (крейсер «Михаил Кутузов») приехали Гагарин и Титов... всех прогнали... А я в это время на съемках, и жил я там вместе с ребятами в кубриках. Всех киношников выгнали, а меня забыли, потому что я был тоже в форме, одет, как все, ко мне уж привыкли на корабле. Так что я первый из очень многих гражданских людей видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным»*.

Первая поездка прошла благополучно, космонавты впервые посетили еще и Артек, а вот под занавес второй не помогло и присутствие начальства: гагаринская «шутка» закончилась тяжелой травмой и госпитализацией в Крыму. Хрущев был недоволен отсутствием космонавта на партийном съезде, а Николай Петрович Каманин (1909-1982) - летчик, один из первых Героев Советского Союза («Золотая звезда» №2), видный советский военачальник, участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн, еле удержался на своей должности.

В 1960-1971 гг. Каманин руководил подготовкой летчиков-космонавтов, неоднократно бывал Крыму, в том числе в Евпатории в Центре управления полетами (ЦУП). Космонавты называли его «наш строгий дядька». Но уже с 1962 года влиять на режим отдыха Гагарина и Титова он не мог, они стали известными общественными деятелями, депутатами Верховного Совета СССР. Гагарин отдыхал в Крыму уже самостоятельно, неоднократно останавливался в военном санатории в Гурзуфе в 60-е годы.

Об этом времени рассказывается в книге одного из партийных руководителей Евпатории - Валентина Васильевича Петунова, хотя даты многих неофициальных встреч теперь трудно восстановить. Однако из его книги мы имеем информацию, что таких приездов космонавтов и их руководителей было множество, а официальные мероприятия проводились очень и очень редко. Ведь люди приезжали сюда либо по работе, либо на отдых. Как отмечал Петунов: «С Юрой Гагариным мы уже были знакомы, и он неоднократно приезжал в Евпаторию, но к массовым встречам с людьми мы его старались не привлекать. Почему? Буду говорить откровенно: опасались каких-либо нежелательных последствий. Поэтому в Евпатории он находился как бы в тени».

Упоминание Евпатории находим и в записях Каманина 1961 года: «15 февраля. Звонил Королев, сообщил, что полет к Венере идет нормально. Он и Келдыш собираются завтра вылетать в Евпаторию». Маршрут был прост, с аэродрома Чкаловский под Москвой самолет ИЛ-14 летел на военный аэродром г. Саки, рядом с Евпаторией. Этот же аэродром в 1944 г. принимал участников знаменитой Ялтинской конференции союзников. До Евпатории минут 30 езды на автомобиле, еще от Евпатории до «площадки» минут 20-25. Там в селе Витино на берегу моря был «домик космонавтов», имелись пансионат и небольшая гостиница. Петунов вспоминает, что его представили Королеву в 1962 году, были и потом встречи, в 1964 и 1965 гг. Королев был засекреченный специалист, о нем в прессе сообщалось просто как о Главном Конструкторе. Космические объекты Крыма тоже работали в закрытом режиме как воинские части.

Вначале в Евпатории были проведены публичные встречи с космонавтом №4 Поповичем, потом с космонавтом №2 Титовым. Первая встреча Гагарина с пионерами, отдыхавшими в Евпатории, была организована в 1965 году, когда сам он находился в Гурзуфе. До этого в Гурзуфе Гагарин также отдыхал в 1962 и 1963 годах.

Так в истории Евпатории появились в 1965 году официальные страницы, связанные с первым космонавтом. Остается только пожелать, чтобы многие гагаринские места были отмечены памятными знаками. Ведь память о первопроходцах космоса стоит того, чтобы сохранить ее для будущих поколений жителей и гостей города. По большому счету, это могло бы стать началом нового туристического маршрута «По Евпатории космической».

Космическая Евпатория

В 1961 - 1968 гг. Ю.А. Гагарин неоднократно бывал в Евпатории, в последний раз он был в начале марта 1968 года. Жил в гостинице «Украина», санаториях и пионерских лагерях. В Евпатории в 1961 году в честь первопроходца космоса была переименована улица Надеждинская, а в 1963 году его имя получил пионерский лагерь-пансионат Приднепровской железной дороги.

22 августа 1965 года Ю.А. Гагарин был в гостях у ребят пионерского лагеря-пансионата Приднепровской железной дороги им. Ю.А. Гагарина. Кроме местного начальства, лицом, непосредственно сопровождавшим гостя, был Владимир Михайлович Максимов, тогда первый секретарь Крымского обкома Комсомола Украины, впоследствии председатель исполкома Симферопольского городского совета. Уже после смерти Гагарина 20 июля 1972 года в этом пионерском лагере-пансионате был открыт музей в честь героя космоса.

О самом последнем приезде Юрия Гагарина в Евпаторию рассказано всё в той же книге В.В. Петунова. При этом и ему пришлось столкнуться с тем, что «официальные сведения», изложенные в книге «Главный и Первый» (Москва, Советский писатель, 1988) генерала Н.Ф. Кузнецова, в то время начальника ЦПК, мягко говоря, неточны. Там утверждается, что с начала марта 1968-го Гагарин находился на космодроме, откуда отбыл 10 марта. По сведениям Петунова, Гагарин прибыл в Евпаторию 7 марта 1968 г. в командировку в ЦУП, и 10 марта улетал в Звездный.

В день приезда вечером 7 марта Гагарин успел отметить свой день рождения с друзьями в номере люкс евпаторийского санатория «Ударник» (отмечать день рождения раньше времени - плохая примета). Как вспоминает Петунов, Гагарин вручил ему 50 рублей, и этих денег якобы тогда хватило для застолья, хотя, сколько народу собралось за столом, неизвестно.

8 марта в кругу евпаторийцев, друзей Петунова, Гагарин отмечал женский праздник на квартире директора завода «Вымпел» О.Н. Литвиненко. Накануне «перестройки» завод являлся самым крупным предприятием Евпатории: здесь работало до 3000 человек, а его заслуженный директор был награжден орденом Дружбы Народов и тремя (!) орденами Трудового Красного Знамени. Но в постсоветское время об успехах остались только воспоминания.

9 марта свой день рождения Гагарин официально отмечал в кругу руководства Евпатории и Сакского района в кафе «Юбилейное» (затем банк «Аваль», ныне банк РНКБ). Тон задавали «папа Валя» Петунов и его соратник по партии, первый секретарь Сакского райкома КПУ Виктор Васильевич Дмитриев. На мероприятие было приглашено более 40 человек: евпаторийские и сакские партийные секретари, председатели горисполкома и райисполкомов и их заместители, руководители передовых колхозов и совхозов, командиры войсковых частей Евпаторийского и Сакского гарнизонов. Наиболее оригинальный подарок преподнес управляющий трестом столовых и ресторанов. Это был оригинальный презент: гигантских размеров торт в форме книги с надписью «Дневник космонавта». Подарок очень понравился Гагарину, он не стал его резать и делить с гостями, а решил отвезти торт домой, на празднование с семьей.

10 марта с аэродрома Саки Гагарин и Петунов (в командировку в Москву) отправились в Звездный. Из-за нелетной погоды с трудом долетели до Чкаловского аэродрома, есть мнения, что самолет с трудом избежал катастрофы. Вечером встреча с друзьями-космонавтами на квартире Гагарина.

11 марта Гагарин и Петунов ездили по своим служебным делам в Москву, совершили экскурсию по Кремлю. Вечером - снова встреча с друзьями.

12 марта Петунов срочно вылетел в Евпаторию по неотложному делу и больше уже не виделся с Гагариным.

Это всего лишь краткая выжимка из воспоминаний В.В. Петунова. Хотя в их правдивости сомневаться не приходится, однако имеются расхождения с записями Каманина. До 3 марта 1968-го Николай Петрович и его подопечные находились на Байконуре: «Сегодня в 10:00 вылетим в Москву, а Гагарин с группой космонавтов - в Евпаторию».

Лунная программа

2 марта ракета-носитель УР-500К вывела корабль Л-1 на расчетную околоземную орбиту в рамках советской программы полета на Луну. Предполагалось возвращение корабля с посадкой на Землю. Гагарин и его группа прилетели в Евпаторию не 7 марта (как считал Петунов), а уже днем 3 марта и участвовали в работах по лунной программе.

Каманин с группой сотрудников побывал в Евпатории и ЦУПе уже после отъезда Гагарина, о чем сделал записи в своей книге: «11 марта. В субботу вечером я, Горегляд, Кузнецов и группа космонавтов во главе с Николаевым побывали на командном пункте (тогдашнем Центре управления полетами - В.М.)

Зал управления космическими полетами хорошо оборудован, есть схема полета, схемы корабля Л-1 и его систем. На большом экране демонстрируются ход полета и все справочные данные. Связь КП со стартом, с Евпаторией и со всеми пунктами наблюдения и управления полетом вполне удовлетворительная: данные измерений и прохождения команд от морских судов, находящихся в Атлантическом и Индийском океанах, мы получали через каждые 5-10 минут. Но очень большим недостатком КП является то, что на экране демонстрируются не фактические, а лишь расчетные параметры полета.

Все семь суток полет Л-1 проходил отлично: выполнив всю программу полета, космический корабль впервые в мире возвратился к Земле. Но из-за отказа СУС (агрегат ЦКБЭМ) он не смог долететь до территории СССР, и перестраховщики решили его взорвать - о новом большом успехе советской космонавтики мир ничего не будет знать. А жаль, что не довели этот полет до посадки; мы могли бы проверить посадочную систему Л-1 в реальных условиях, а возможно, сохранили бы и сам корабль. Полет закончился гибелью корабля, но он дал нам очень многое - опыт этого полета поможет лучше подготовить последующие облеты Луны».

На следующий день Каманин уже прилетел в Москву и Звездный и встречался с группой Гагарина: «12 марта. Беседовал с Гагариным, Леоновым, Поповичем и другими офицерами ВВС, находившимися во время полета Л-1 на командном пункте в Евпатории. Пребывание космонавтов на этом КП во время полета лунных кораблей, бесспорно, полезно, но пока еще недостаточно организовано. Гагарин как старший группы далеко не всё сделал для более эффективного использования возможностей КП и организации учебы космонавтов. При будущих полетах обязательно буду назначать старшим на КП в Евпатории Горегляда, Кузнецова или сам буду возглавлять группу космонавтов».

Как видим, свидетельства Петунова не противоречат записям Каманина, просто они наблюдали события каждый со своей точки зрения. Конечно, Каманину сообщили подробности «дней рождения» в Евпатории, и этим вызвано его недовольство Гагариным. А вот книга Кузнецова, написанная в период перестройки, относится к жанру «дозированной гласности», содержит дезинформацию и «художественные украшения».

Лучший ученик

До гибели космонавта оставалось совсем немного, и, как проводил он время после 12 марта, сведений мало. 18 марта он руководил совещанием в ЦПК, был сильно загружен и встречами с общественностью. Смерть Королева в январе 1966-го, гибель космонавта Комарова в апреле 1967-го, гибель Гагарина 27 марта 1968-го совпали с потерей первенства в космической гонке. Но жизнь продолжалась, и Евпатория оставалась одним из советских космических центров. 13 апреля 1968-го Каманин отмечал: «Сегодня два экипажа «Союзов» вылетели в Евпаторию, а завтра два других экипажа (находящихся на космодроме) также перелетят туда. Таким образом, все экипажи «Союзов» будут наблюдать стыковку на евпаторийском КП».

Размышления о судьбе Гагарина его наставника и верного друга представляют большой интерес. Он считал Первого космонавта своим лучшим учеником: «Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжелых несчастий (в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью за попытку «вести себя как все»). Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством. Особенно я беспокоился за большие скорости при езде на автомашине. На эту тему мне много раз приходилось беседовать с Юрой. Бурная жизнь, бесконечные встречи и выпивки заметно меняли облик Юры и медленно, но верно стирали с лица чарующую гагаринскую улыбку.

В 1961 году перед полетом в космос Гагарин был старшим лейтенантом и имел вес 64 килограмма. Через три года он стал полковником, депутатом Верховного Совета, членом ЦК ВЛКСМ и почетным гражданином десятков городов. Он заметно пополнел (до 72-73 килограммов), немного обрюзг, перестал систематически заниматься спортом. Мы дрались за Гагарина и с «большими» людьми, и с самим Гагариным. Этот процесс был почти необратим - только подготовка к новому космическому полету, полеты на самолетах и необходимый для этого режим могли приостановить распад личности Гагарина».

Когда-то режиссер Юрий Любимов, театральный наставник Владимира Высоцкого, также считавший его своим лучшим учеником, заметил: «Профессия публичного человека много тяжелее профессии публичной женщины». Гагарин уже и сам стал тяготиться этой стороной своей жизни, мечтал о новом полете в космос, стал готовиться к нему, активно занимаясь физической и летно-технической подготовкой. Тренировочный полет Гагарина на истребителе МиГ-15УТИ под контролем летчика-инструктора В.С. Серегина трагически прервал жизнь обоих. Был ли это «физический фактор» (у штурвала был Гагарин) или произошло стечение маловероятных событий? Достоверных сведений о причинах катастрофы до сих пор не представлено, и споры на эту тему продолжаются…

Книга Каманина тоже не понравилась многим участникам советской космической эпопеи. Его сын, предоставивший записи для публикации, ответил на вопрос - как в обстановке тотальной советской секретности Каманин смог написать столь откровенные дневники? «Отец понимал, что рядом при его участии пишется история. Хотел ее сохранить без прикрас и искажений - так, как ее сам понимал». Но многие космонавты, теперь пожилые люди, на что-то да и обиделись.

Можно задать риторический вопрос, как бы отнеслись к правде о себе Гагарин и Высоцкий, доживи они до наших дней? Хотелось бы думать, что они были бы достойны своих учителей, Н. Каманина и Ю. Любимова, которые не изменили и в старости своим принципам. Слова Николая Петровича Каманина - это искренние слова честного и достойного человека. Он имел мужество сохранить и донести до нас свою правду тех событий: «Гибель Гагарина на всю жизнь останется для меня самым большим несчастьем... Я потерял лучшего из моих друзей, которому девять лет подряд постоянно передавал всё лучшее, что имел сам. Десятки раз я спасал его от крупнейших неприятностей. Ни на секунду не задумываясь, я отдал бы за него свою жизнь... Я знаю: пройдут годы и появятся новые выдающиеся покорители космоса, но ни один из них не сможет подняться до величия подвига Юрия Гагарина».

* Использованы сведения из книг: Каманин Н.П. «Скрытый космос». Кн. 3. 1967-1968 гг.; Петунов В.В. «Евпатория - судьба моя. Воспоминания. Годы 1961 - 1980», 1998; Мешков В.А. «Владимир Высоцкий: крымские страницы», 2017.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах