А на другом берегу Балаклавской бухты раскинулся остров Лесбос…
В здании бывшей советской военной лаборатории, где поместили павильон, полная тишина. С минуты на минуту должны начаться съемки. Режиссер Роберт Кромби задумчиво глядит на экран монитора, показывающего сценическую комнату. В ней стоит одна-единственная, но необходимая для эпизода декорация - широкая двуспальная кровать с изящной спинкой из позолоченных прутьев. Пикантный момент: сейчас в «спальню дворца» должна войти молодая супружеская пара для серьезного постельного разговора. Но тут режиссер поворачивается к нам и с английским акцентом вежливо просит покинуть помещение. Делать нечего - уходим.
- Не расстраивайтесь, меня самого туда не пускают во время съемок, - выйдя с нами во двор, признается нам генеральный продюсер фильма Артур Новиков.
- Они там что, догола раздеваться будут? - удивленно спрашиваю я.
- Да нет, - отмахивается Артур. - Просто артисты начинающие, им настрой необходимый нужен. Иначе полностью войти в роль и достоверно сыграть любовь не получится.
Мы решили, что постельная сцена будет длиться долго, и Артур предложил покамест показать нам декорации. Для этого пришлось ехать на другой берег Балаклавской бухты.
Здесь, возле штольни, где во время холодной войны прятали советские подводные лодки, раскинулся небольшой греческий городок острова Лесбос.
- Во сколько же вам обошлось строительство такого города? - спрашиваю я у продюсера.
- Коммерческая тайна, - улыбается Артур. - Могу только сказать, что бюджет «Сафо» - 2,5 миллиона долларов, а на рекламу в Америке мы собираемся потратить еще около 5 миллионов.
На корабле-призраке все ходили зеленые…
- У режиссера картины Роберта Кромби «Сафо» - первая полнометражная картина, - рассказывает нам Артур. - До этого английский режиссер снимал рекламные ролики для «Кока-Колы», «Пепси», «М&Мs» и известных марок пива. В одном из его роликов снялся сам Брюс Уиллис. Это была реклама японского энергетического напитка.
Другие члены съемочной группы «Сафо» тоже работали в свое время со знаменитостями. Специалист по спецэффектам Лорин Мартин помогала Мелу Гибсону в его картине «Страсти Христовы» и Квентину Тарантино в фильме ужасов «Хостел», а стилист Скот Ридер подготавливал к съемкам актеров в «Добром пастыре» Роберта Де Ниро, «Войне миров» Стивена Спилберга и двух первых частях «Пиратов Карибского моря». Шагаев Александр - оператор фирмы «Фильмотехник», обслуживающей картину, - работал над «Пиратами 20-го века», а также сам снял множество известных фильмов, среди которых - «Распад», «Дикий пляж», «С той области небес». Даже техническое оборудование в павильоне именитое. Например, с помощью лестниц-гармошек снимали картины «Водитель для Веры», «Титаник», «Пианист» с Николасом Кейджем и «Чарли и шоколадная фабрика» с Джонни Деппом.
Примерно через час после начала экскурсии по Лесбосу мы вернулись на съемочную площадку. Авалон Барри и Тодд Солей (актеры, играющие главных героев) как раз закончили с постельной сценой. И со зверским аппетитом набросились на котлеты с макаронами. Выждав, пока американцы насытятся, я попросил их дать интервью.
- Ну пойдемте ко мне в фургончик, - добродушно улыбнулся Тодд.
Небольшая комнатка обставлена по-спартански. Ничего лишнего: шкафчик, холодильник, раскладная кровать. Убрав с дивана книжки великих режиссеров, он предложил мне присесть за столик. На своем ломаном английском я задал несколько вопросов и - о чудо! - он меня понял. Оказалось, что Тодд первый раз снимается за границей. До этого 27-летний актер участвовал только в популярных американских шоу, сериалах, а также продавал свое лицо и тело для героев компьютерных игр.
- И как тебе в Крыму? - интересуюсь я.
- Красиво очень. И люди дружелюбные.
- Какие-нибудь смешные моменты во время съемок были?
- Когда снимали сцены на корабле, поднялся трехбалльный шторм. Всех тут же охватила морская болезнь. Глотали таблетки, но ничего не помогало. Все ходили зеленые. Естественно, сниматься никто не мог. Да и операторов бесконечно тошнило. Наверное, со стороны судно напоминало корабль-призрак!
После общения с Тоддом мы отправились в фургончик к Авалон. Так как она играла Сафо, я не смог сдержать закономерного вопроса:
- Поэтесса по легенде любила девушек, да и твоя героиня по ходу фильма меняет свое отношение к любви. А как у тебя с этим?
- Я не такая! - смеется Авалон и демонстрирует свое фото с молодым человеком. - У меня есть бой-френд. Но я была заинтригована этим персонажем. Мне хотелось войти в роль!
Ширяева приезжала в Севастополь диким туристом
К сожалению, в этот день в павильоне не было Людмилы Ширяевой, исполняющей роль основного «угла» в любовном треугольнике, или, так сказать, непроизвольной разлучницы супружеской пары. Но, желая всё же разобраться в превратностях любви в «Сафо», мы отправились в одну из севастопольских гостиниц, где отдыхала после съемок известная питерская звезда.
Поправляя шерстяной шарф на шее и покашливая в кулак, Людмила присела с нами за столик в кафе.
- Простыла после подводных съемок в Симеизе, - пояснила она. - Вода была 9 градусов, так что не спасли даже два водолазных костюма, которые нацепил на нас инструктор по дайвингу.
Людмилу Ширяеву в Санкт-Петербурге знают многие. Еще в 11 лет она засветилась на местном телевидении и с тех пор не исчезала с экранов телевизоров.
- Я долго работала журналистом, но потом захотелось попробовать себя в чем-то новом. Сразу пошла череда съемок в популярной нынче ментовской плеяде: «Менты», «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны». Была главная роль в одной из серий «Морских дьяволов» - этакая роковая женщина с автоматом наперевес.
- А отдыхать в Крым приезжала?
- Два раза была в Севастополе диким туристом. Но отдыхать скучно. Больше двух недель не выдерживаю. А перед съемками мы занимались танцами 20-х годов, я училась играть на виолончели, ныряли с аквалангом, готовясь к подводным съемкам. Очень насыщенно. Настолько, что, как видите, даже не хватает здоровья.
- Ты играешь дочь профессора Орлова, эта роль досталась Богдану Ступке. Как он тебе?
- Мечтаю с ним познакомиться. Это же человек-легенда! Знаете, знакомые спрашивают у меня как раз не об американских актерах, а о Ступке! А я им: да не приехал он еще! Сама жду не дождусь!
- Да, я бы тоже не отказался с ним сыграть…
Услышав мои слова, Артур оживился:
- Не проблема! Приезжай через две недели в Херсонес! Если режиссер не будет против, мы тебя загримируем и поставим в кадр!..
Оператор снимал меня крупным планом
Рано утром заветного дня мы уже были на съемочной площадке. На развалинах Херсонеса по сценарию должны были проводиться раскопки древнегреческого города. Массовка состояла человек из тридцати - ребята в рабочей одежде двадцатых годов прошлого века изображали трудяг с лопатами, кирками и кисточками, с головой погруженных в работу. Мне выдали историческую рубаху с длинными рукавами, жилетку, брюки и фуражку а-ля Ленин. А самое главное - приклеили усы, чтобы я соответствовал образу мужчины того времени. Роль досталась самая тяжелая - вместе с двумя товарищами я должен был вытаскивать из рудника статую обнаженной женщины.
Когда съемочная группа приготовила камеры, из вагончика вышел и главный герой эпизода - профессор Орлов в исполнении Богдана Ступки). В светло-бежевом костюме, соломенной шляпе и с деревянной тросточкой Богдан Сильвестрович подошел к руднику. Именно здесь его герой должен был встретиться со своей дочерью Хеленой (Людмила Ширяева) и ее новой подругой (Авалон Барри). Моей радости не было предела - камера будет снимать меня крупным планом! «Ну все, - думаю. – Выйдет фильм – поведу всех знакомых в кинотеатр!». Однако от более приближенной к реальности мысли, что придется поднимать из колодца здоровенную каменную бабу, становилось не по себе. Тут подошла гримерша и стала натирать мое лицо каким-то жиром.
- А это еще зачем? - удивляюсь я.
- Это пот, - поясняет женщина.
Оказалось, что статуя бутафорная, и весит от силы килограмм пять. Поэтому в кадре приходилось, стиснув зубы, изображать невероятные усилия.
- Приготовились! - командует режиссер.
Я крепко зажимаю в руках канат. Рядом, повторяя текст, что-то бормочет по-английски Ступка.
Первый дубль.
- Звук... камера... экшн! - командует режиссер, и оператор наезжает на нас камерой.
- Осторожно, осторожно! - предупреждает Богдан Ступка, с беспокойством наблюдая, как я усердно тяну за веревку, доставая из колодца ценную археологическую находку.
В этот момент подбегает красавица-дочь Хелена со своей подругой Сафо. И Ступка с легкостью переводит взгляд с меня на прекрасный фурий в легких белоснежных платьях и элегантных шляпках. Между героями завязывается оживленный разговор, и Ступка медленно уводит их от места раскопок. А мы продолжаем "колдовать" над статуей, поскольку еще секунд тридцать находимся в кадре.
Следующим проектом должен был стать готический ужас с Кристиной Риччи
- Стоп! - раздается голос режиссера. - Еще дубль!
Профессор, Авалон и Ширяева возвращаются на исходные позиции. Я опускаю статую обратно в глубь колодца. И неожиданно осознаю, что мои руки, которые постоянно мелькают перед камерой, совершенно не похожи на руки загорелого греческого рабочего – ни грязей под ногтями, ни мозолей. Чтобы исправить положение, я беру жменю земли и как герой Рассела Кроу в «Гладиаторе» растираю ею ладони. Уже лучше!
Роберт Кромби одобрительно мне кивает, поднимает большой палец кверху. Богдан Сильвестрович снова подходит к колодцу.
- Осторожно, осторожно! – изображая фанатичного археолога, повторяет он.
Так и хотелось ответить: «Не волнуйтесь, профессор, все под контролем!» Жаль, слов в моей роли не предусмотрели.
Так я поднимал и опускал статую 11 раз. Оказалось, столько дублей еще ни разу не делали. Что все это время не нравилось режиссеру, сказать трудно. Моими стараниями он явно остался доволен.
Несмотря на едкий запах клея под усами, тонкую рубаху, в которой приходилось щеголять при 10 градусах, и вообще малозначительность моей роли, я решил, что обязательно напрошусь поучаствовать в съемках следующей картины. Очередной картиной частной киностудии «Ялта-Фильм» (не путать с нынешним ГУП «Киностудия Ялта-Фильм») должен был стать готический ужас под названием "Лигейя", а его продюсером - Джефф Мост, создатель "Специалиста" с Сильвестром Сталлоне и "Ворона" с Брэндоном Ли. А на главную роль пригласили саму Кристину Риччи – звезду «Монстра» и «Сонной лощины». Правда, с наступлением кризиса от этих проектов пришлось отказаться, а перспективная киностудия, увы, вскоре прекратила свое существование.