Конечно же, лучше Севастополя с его бухтами и базой Черноморского флота для визуализации такой истории места не найти. Практически все кадры там и были сняты. По согласованию с флотским командованием в распоряжении кинематографистов находились катер, два ракетных крейсера и гордость черноморцев - ракетоносец на воздушной подушке «Бора». Увидеть вблизи и рассмотреть его можно было только один раз в году – на морском параде. А тут - кино! Финальные сцены как раз снимали на борту малого ракетного корабля, где мне и удалось обстоятельно побеседовать с Рудольфом Юрьевичем.
- Пока люди не перестали воевать, нужно новое оружие - всё более и более усовершенствованное, - пояснял он. - Я говорю об этом с сожалением. В нашей картине оружие уничтожения. Здесь фантастичного ничего нет, потому что всё остальное вполне реально. Настоящий флот, корабли под Андреевским флагом...
Режиссер уверял, что сценарий был написан задолго до событий 11 сентября в Нью-Йорке - никакой злобы дня и спекуляций! Первые кадры были сняты еще летом 2001 года - во время реального парада в Севастополе. Продолжение работы планировалось на начало сентября, но, пока Рудольф Фрунтов выбивал все обещанные на съемку средства, настала глубокая осень. И массовые сцены на пляже снимали в ноябре, при температуре 11 градусов. Слегка посиневшие люди в плавках изображали радостных курортников.
По сюжету патриотического боевика, изобретение русских, понятное дело, встревожило западных партнеров – это грозит им и переделом мирового рынка вооружений, и новыми поворотами в политике. И чтобы уладить все возможные неприятности, для организации масштабной диверсии в Севастополь приезжает матерый агент, королева интриг Клара Миллер. Решено, что на морском параде по случаю Дня ВМФ, во время демонстрации «Солнечного удара», она должна взорвать корабль вместе с суперпушкой. На роль этой злодейки Рудольф Фрунтов пригласил легендарную актрису Клару Лучко. Как ему удалось уговорить ее? До этого он уже четырежды снимал Клару Степановну в своих картинах: «Ларец Марии Медичи» (1980), «Тревожное воскресенье» (1983), «Жил отважный капитан» (1985), «Про любовь, дружбу и судьбу» (1987). К слову, в «Тревожном воскресенье» она играла роль волевой и решительной женщины, но со знаком «плюс» - как председатель Приморского горисполкома руководила штабом по ликвидации ЧП в порту. Снимали в Новороссийске. У нас же «возлюбленной Будулая» пришлось стать воплощением коварства и расчетливой жестокости.
- Я не люблю играть отрицательные роли, это правда, - рассказывала Клара Лучко, когда сняли последний дубль с ее участием. Увы, оказалось, что это вообще была ее последняя большая работа на съемочной площадке. - Но эта роль показалась мне интересной. Ведь я никогда не снималась в боевике. Это тоже очень интересно. Интересно просто как актрисе. К тому же у меня здесь еще и сложный характер: я играю милую, обаятельную женщину, и только в финале выясняется, кто она на самом деле, когда она, целясь в офицера, случайно убивает сына...
Мне довелось наблюдать за съемками сцены, где Клара Степановна была с пистолетом в руках. Она хладнокровно отстреливала мужиков в форме. И как естественно это у нее получалось!
- В руках у меня был не настоящий пистолет, а всего лишь макет, - признавалась великая актриса. - Хотя раньше мне приходилось стрелять из боевого оружия. Но сложность для меня заключалась в том, как показать весь трагизм ситуации... Ведь был страшный ураган, палубу качало и не за что было держаться. Я очень была огорчена, потому что этот эпизод нужно было сыграть как можно тоньше, а в это время опора из-под ног уходит! Ну а масштабность съемок для меня привычна - хоть тут будут тысячи войск, хоть весь флот - я этого не замечу, когда снимаюсь. Играя роль, я думаю только о своем ...
И всё бы у Клары Миллер получилось, но на ее пути оказалась не менее обаятельная и находчивая девушка Таня. С ролью спасительницы Отечества в большом кино дебютировала тогда популярная телеведущая НТВ Юлия Бордовских. Кстати, на эту роль в качестве возможных исполнительниц рассматривались еще две девушки, комментирующие спортивные события. Но достижения Иоланды Чен в тройном прыжке не оказали решающего влияния на режиссерский выбор, а Екатерине Коноваловой «чуточку не хватило» драматического таланта.
- Юля артистична, именно в ней я увидел своего персонажа и не ошибся. Роль у нее сложная, но она с ней справилась. Я считаю, что сюжет фильма будет актуален и завтра, потому что наша история без чернухи. Эта картина о доблести и героизме. И мне хотелось бы, чтобы ее смотрела молодежь. Молодым людям надо привыкать к тому, что они граждане великой страны, а не грабить ларьки торговцев и думать о легких деньгах. Ну а нам как бы хорошо в Севастополе не было, всё равно уже очень хочется домой. И потом, из коллектива вылетают специалисты и актеры - один за другим: всех замучила простуда и какие-то вирусные инфекции. Пора за монтаж, - сморкаясь в платок, подытожил крымскую экспедицию режиссер Фрунтов.
Из досье «МК»
Режиссер, сценарист, продюсер Рудольф Фрунтов (8 июля 1942 г., Кунгур, Пермская область - 15 мая 2015 г., Москва). В 1974 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Н. Чухрая и В.В. Белокурова). С 1973 года работал на киностудии «Мосфильм», где дебютировал короткометражным художественным фильмом «Станция Щеглово» (по одноименному рассказу С. Антонова). Картина была отмечена призом и дипломом кинофестиваля «Молодость Мосфильма» (1975).
Первый полнометражный фильм режиссера «Тактика бега на длинную дистанцию» (совместно с Евгением Васильевым) был удостоен Серебряной медали на VI Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1978). После «Солнечного удара» снял еще несколько фильмов: «Клиника» (2006), «Парадиз» (2006), «Бумеранг» (2007), «Наваждение» (2007), «Медвежья шкура» (2010). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006). Заслуженный артист РФ (2014).