- Я помню все свои свидания с Крымом, - говорит Татьяна Витальевна. - Первое было в глубоком-преглубоком детстве, когда мы ездили с мамой и папой на машине в Судак и Евпаторию. Мне было лет пять, а сестре Инне – три. Потом я ездила туда в шестнадцать лет, это тоже было очень длинное путешествие через Белоруссию, Мариуполь. Никогда не забуду, как мы все жили в палатке, с керогазом. Они молодцы, родители мои, которые не боялись никаких трудностей, их не смущало даже то, что каждый день надо было ставить палатку, готовить еду и кормить детей. Потом, когда я уже поступила в институт, как раз умерла бабушка. Это была настоящая трагедия для нас. И тогда папа отправил нас в Крым. На этот раз мы летели самолетом. Провели чудесное время в Судаке, в доме отдыха «Стрела», который принадлежал летно-исследовательскому институту. В этом НИИ всю жизнь проработал мой отец, и где сейчас, кстати, работает Миша, его внук и мой старший сын. В следующую поездку, уже в сознательном возрасте, я взяла Мишку и маму. Это было, наверное, лет десять-двенадцать назад. Как и в моем детстве, мы снова приехали в Ялту, были в Ореанде, обошли Ливадийский дворец, а жили на самом берегу моря. Ребенок тогда был потрясен Крымом. Именно тогда начал много читать. Начал с Лермонтова, перечитал «Крымские рассказы» Паустовского, конечно, Чехова. И потом я еще была в Симферополе, когда «Крымкнига» устраивала там книжную ярмарку, на которой я была приглашена уже как писатель. Тогда появилось новое ощущение жизни. Для меня Крым - это свобода, простор и теплынь.
- Есть ли Крым в вашем творчестве - как место событий, как момент вдохновения для создания произведения...
- Я искренне верю, что человек, хотя бы раз, побывавший в Крыму, не забудет его. Я не знаю, в чем там дело? Волшебство, которое начинает с тобой происходить уже на серпантине, по дороге из Севастополя в сторону Ялты? Крым – место уникальное для всех людей, не только пишущих. Кто там только не жил и вдохновлялся, я – не исключение. Это особенное место: многие эмоции, которые возникают там, не отпускают потом всю жизнь с тобой. Я бесконечно упоминаю в книжках, в интервью о Ливадийском дворце, о соснах сухих возле дачи Чехова. А Балаклава, а Севастополь!.. А недавно написала повесть, действие в которой происходит именно в Крыму…
- Возвращаясь сегодня в Крым, чтобы вы обязательно хотели увидеть, где побывать?
- Я невозможно хочу в Ялту. Я хочу в ней сколько угодно быть, хочу там сидеть на набережной, гулять по городу. Страшно хочу в Судак, Коктебель, Феодосию. Конечно, хочу и в дом-музей Грина, и к Волошину, на дачу Чехова и в Карадаг хочу, снова обойти Воронцовский дворец. Мы там были очень давно. И в Севастополь хочу, и Балаклаву в тот музей, где была ремонтная база подводных лодок, откуда они выходили в море… Барабульки съесть жаренной, наконец, на набережной сидя. Руками из бумажной тарелки, вымазаться с головы до ног, вонять потом невозможно, и белого крымского вина хочу попить. Хочу съесть самые вкусные груши - «дюшес», вкуснее которых нет ничего на свете. Мои убогие дети всерьез считают, что дюшес – это газированная вода (смеется)…
- Подготовка и съемки вашей программы «Мой герой» занимают уйму времени, что-то из него сейчас остается у вас на литературное творчество?
- Прежде всего, я – писатель. Сейчас пишу, а это обычное мое состояние, сразу две истории – новый роман и детский детектив, наподобие всеми нами любимых произведений Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Раньше я этого никогда не делала, но очень хотелось, чтобы получилось что-то интересное. А недавно вышел мой новый роман «Чудны дела твои, Господи». Очень мне нравится это название! (смеется). Герой переезжает из Москвы в Переславль-Залесский и становится директором местного музея. И у него начинается другая жизнь - со сложностями и приключениями... А живет он по адресу: Красная площадь, дом 1. На самом деле это реальный адрес в Переславле.
- Одна из «фишек» вашей программы – вручать героям вещицы, с которыми у ваших собеседников связаны те или иные воспоминания. Если бы героем программы стала… Татьяна Устинова - каким «артефактом» можно было бы удивить ее?
- К примеру, книгу «Гроза над морем». Это мой первый роман, который вышел тиражом семь экземпляров. Из них шесть куда-то пропали, а седьмой издатель подарил мне. Но и он, к сожалению, не сохранился. Если бы его кто отыскал - был бы потрясающий «артефакт»! Еще во время программы можно было бы вытащить из «секретного ящика» две разные туфли. Была такая история, когда я, торопясь к своему издателю на нашу первую встречу, так нервничала, что только в метро обнаружила - на одной ноге у меня туфля от одной пары, а на второй ноге – от другой. Да еще разного цвета! Можно было бы преподнести приглашение в книжный магазин на встречу с читателями, написанное от руки: «Уважаемая Татьяна, магазин такой-то приглашает вас на встречу с читателями». Я поехала на эту встречу, там не было ни одной живой души. Ни в магазине, ни у места, где я должна была раздавать автографы…
- Это была чья-то шутка?
- Нет, просто я была неизвестна и никому нужна, романы мои никого не интересовали совершенно. Это было начало большого пути… Еще вспомнила! Хорошим «артефактом» для меня стала бы … вобла. Мой муж на выход моей книжки, сейчас не помню, первой или второй, подарил мне одну розу и пакет с воблой. Мы ее ели, а рядом на столе стояла роза в бокале. Было очень красиво.
- Как, кстати, ваши муж и сыновья оценивают программу «Мой герой» и вас в роли телеведущей?
- Мои мужчины – не целевая аудитория программы. Потому что в это время они на работе или школе. Конечно, они смотрят эту программу в записи, когда я на этом настаиваю. Сказать, что они озабочены моей деятельностью, нельзя, но они гордятся мной, радуются за меня, и спасибо им за это. Но все совершенно счастливы, особенно муж. Мне нравится эта работа. Потому что я – телевизионный фанат. Я нисколько этого не стесняюсь. Когда я дома, живу с включенным телевизором… И то, что я получила сейчас работу на телевидении после долгого перерыва, счастье необыкновенное не только для меня, но и для мужа. Раньше он проклинал мою работу с утра до ночи, но, будучи мужчиной исключительного ума, считает - лучше, если я работаю, чем изнываю от тоски по телевидению.
- Кто из героев стал для вас открытием, может, чем-то удивил?
- Юрий Стоянов – потрясающий человек с необыкновенным чувством юмора, добротой. Доброта - не самое распространенное качество артистов и людей публичных. Макс Леонидов продолжает приятно удивлять. Я лет сто с ним знакома, и каждая встреча - открытие. Полюбила Светлана Крючкову, Валерия Сюткина… Открытием стала Анастасия Волочкова - я абсолютно переменила мнение о ней в лучшую сторону.
- А с кем бы вы хотели пообщаться в рамках своей программы?
- С Путиным Владимиром Владимировичем я бы с необыкновенным удовольствием пообщалась - и обсудила абсолютно земные темы! Поговорила бы с Сергеем Минаевым, писателем, который, кстати, тоже еще и ведущий ток-шоу. С огромным удовольствием встретилась бы с писателем Захаром Прилепиным. С Михаилом Жванецким… Но многое зависит от занятости и загруженности известных и именитых людей...