О его самых ярких страницах «МК в Крыму» рассказали организаторы и участники, среди которых был и наш корреспондент - член жюри фестиваля, кинодокументалист, генеральный директор продюсерского центра «Крымский Мост» Александр Беланов.
Ковчег истории
- Сегодня ночью в Москве минус два, а над Керчью – льёт как из ведра! – делится своими впечатлениями с немецким телеканалом RTL московский теледокументалист Сергей Соколов.
- А вот и неправда! – врывается в прямой эфир народный артист России Александр Голобородько. - Как председатель жюри XVIII международного фестиваля «Боспорские Агоны» со всей ответственностью заявляю: в Керчь мы везём солнечные дни, я лично с Деметрой договорился!..
- С кем договорились?! С министром культуры Крыма? - переспрашивают немецкие папарацци.
- Зачем так далеко ходить? Как, вы не знакомы с нашей Деметрочкой?! - хохочет Александр Голобородько. – Вторая дочь Кроноса и Реи, мать Персефоны, возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона…
Задавленные такими авторитетами, немецкие друзья по инерции подняли руки: «Сдаёмся! Ваша взяла!»
... Александр Голобородько оказался прав: все шесть фестивальных дней над Керчью - столицей восточного Крыма - светило солнце, а открытие фестиваля «Боспорские Агоны» на горе Митридат, у колон Пританея – потрясло всех его гостей...
- Я участвовала в сотне фестивалей, как в России, так и за рубежом – прижимая руки к сердцу, обратилась к керчанам актриса театра и кино, телеведущая и меценат Яна Поплавская – Люди добрые! Ничего подобного я не видела! Это - грандиозно! Это - неописуемо!
- Мы любим тебя, Красная Шапочка! – скандировала в ответ, собравшаяся на горе Митридат, вся трудовая Керчь.
... И вот, после приветственных слов политиков и знаменитостей, начинается театральное действо: древнегреческие, античные боги спускаются на землю, ярким салютом освещаются седые камни Пританея, из-за лёгкого облачка появляется тонкий, только что зародившийся месяц...
- Сан Саныч, ты счастливый человек, - обращается ко мне Полномочный представитель Президента РФ по Сибирскому федеральному округу, лауреат Государственной премии России, секретарь правления Союза писателей РФ Валерий Николаевич Казаков - Ты родился и вырос здесь, в самом древнем городе нашей страны!..
- Спасибо, только скажите об этом всем керчанам! – прошу я…
Валерий Казаков делает шаг к микрофону, растворяясь в ярком свете софитов…
- Керчане! Слышите эти, ласкающие слух удары гидравлического молота весом в 45 тонн?! И днём, и ночью: «Бум! Бум! Бум!»… Это строится Крымский мост. А ваши «Боспорские Агоны» - это мост между прошлым и будущим. Мост, который 18 лет назад вы возвели наперекор всем химерам, теперь уже не античного, а современного мира… Керчь – город-герой, российский город! Керчь - город победителей! И добавить здесь уже просто нечего…
Возвращение Мельпомены
Не успели гости фестиваля распаковать чемоданы в уютном гостиничном комплексе «Вилла-Дана», как поступила команда: «По машинам!» Полчаса пути и мы на площадке «Старый город», что у подножья Большой Митридатской лестницы. Право открыть театральную часть «Боспорских Агон» получил Международный детский центр-комплекс «Золотой ключик» из Евпатории. Артисты «Студии 22» представили на суд зрителей комедию-лубок по мотивам русских народных сказок «ГУСИЛЕБЕДИ.RU».
- «Золотой ключик» стал самым русским театром на античной агоре великого Пантикапея! – бросаясь в объятия, восклицает режиссёр-постановщик Андрей Пермяков.
И он прав! Сам «Золотой ключик», отмечающий в следующем году своё
30-летие - уникальное явление в культурной жизни современной России. Каждый год более тысячи юных евпаторийцев поднимаются на его сцену. А десятки тысяч выпускников театра – благодарят театральную династию семьи Пермяковых за бесценный подарок, имя которому - счастливое детство.
Вот и я вспоминаю свой первый театр. Это случилось здесь, в здании керченского драмтеатра имени А.С. Пушкина. Шёл 1969 год. Давали «Кошкин дом». Между рядами кресел метались погорельцы – свиньи, козы, зайцы, коты… Зал стонал от хохота. Помню, я схватил за хвост курицу. Несушка бросилась «тушить пожар», так и не заметив, что оказалась изрядно общипанной…
Почему керченский драмтеатр уже 8 лет, как закрыт и является лишь площадкой для торговли мёдом и турецким ширпотребом? Этим вопросом задались почётные гости и члены жюри «Боспорских Агон», подписавшие обращение к Главе республики Крым Сергею Аксёнову.
- Люди города! – обратились к керчанам на церемонии закрытия фестиваля народный артист РФ Владимир Коренев и актриса, режиссёр, продюсер Оксана Колесникова. - Нужен ли вам настоящий театр?!
И многотысячная армия нынешних хранителей культурного наследия столицы Боспорского царства громогласно ответила: «Да! Нам нужен свой театр!»
И вот он – мощный, феерический, авангардный театр. Эксцентрика пластического представления «Икар» в постановке Государственного академического музыкального театра Республики Крым (режиссёр – постановщик Владимир Косов) в клочья рвёт все иерархические нормы и оценки, инерцию и стереотипы мышления…
Древнегреческий миф о Дедале и Икаре – отце и сыне, сумевших силой разума и таланта подняться в небо на самодельных крыльях и полететь к своей мечте – для современного Крыма актуален как никогда. С одной стороны – ощущение полёта и новизны, с другой – тяжёлый груз прошлого и «разруха в головах» ... Как преодолеть всё это и не сломать крылья или шею – вот задача!
Единогласное решение жюри вручить «Гран-при» фестиваля «Икару» - говорит само за себя. Здесь надо отметить и потрясающее художественное оформление спектакля (главный художник - Злата Цирценс) и работу балетной труппы (главный балетмейстер - Александр Гоцуленко).
Порадовало участников, гостей фестиваля и решение члена жюри, актрисы и мецената Яны Поплавской - в 2017 году «Боспорские Агоны » пополнятся новой страницей для детей с ограниченными возможностями «Подари ребенку сказку».
Невыученный урок...
Помнится, в феврале, после подведения итогов конференции «Военно-исторические чтения», ко мне подошла Татьяна Викторовна Умрихина - идейный вдохновитель «Боспорских Агон», генеральный директор Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника. С надеждой в голосе она спросила: «Ну что, Сан Саныч, вернёте на крымскую землю русское художественное и документальное кино?»
- Почту за честь поработать на благо родной Керчи и всего Крыма! – по-солдатски просто и уверенно ответил я.
И вот теперь, на закрытии фестиваля «Боспорские Агоны», я обращаюсь землякам:
- Свою скромную работу, прежде всего, посвящаю своему деду, рядовому Красной армии Беланову Александру Ивановичу, ушедшему в 1941-м отсюда, из керченского военкомата на фронт. Он стоял под Москвой, освобождал Севастополь, был награждён орденами Славы и Красной Звезды. Он не вернулся, погиб в Кракове за месяц до 9 Мая… Спасибо деду за Победу!
… Да, за полгода до фестиваля «кинопроектор истории» заработал с бешеной скоростью: были отсмотрены десятки фильмов, проведена масса встреч с потенциальными участниками. И вот на афише «Крымских Агон» - три художественные и две документальные ленты – победители конкурса «Митридат», проведённого в рамках Всероссийской патриотической Акции «Дороги Победы».
- Когда вы снимали свой фильм, вы не задыхались от слёз? – спросила керченская зрительница автора и режиссёра фильма «Невыученный урок 14.41» Нину Ведмицкую.
- Нет, на съёмочной площадке я работала без слёз, сцепив зубы… Все свои слёзы выплакала до начала съёмок, когда смотрела по телевизору, как сжигают стариков в одесском Доме профсоюзов, как украинские националисты, айдаровцы насилуют и убивают женщин и детей Донбасса… Идея фильма родилась после того, как 1 сентября 2014 на школы Донецка и Луганска обрушились бомбы и первый школьный звонок был перенесён на 1 октября… Я благодарна Яне Поплавской, сыгравшей роль классного руководителя, зрителям, ведь фильм был снят на народные деньги! И я низко кланяюсь крымчанам за наглядный пример того, как надо любить свою родину!
Достойно были оценены керчанами и две документальные работы – фильм «Воздушный лев Амет-Хан» режиссёра Георгия Ратушева и восьми серийный фильм Сергея Соколова «Курская Битва. Время побеждать».
После показа художественного фильма «Про Петра и Павла», посвященного детям войны, благодарные зрители спросили у режиссёра Юрия Поповича: «Когда в Россию начнут снимать настоящее кино для детей и юношества?»
- Всё очень просто: надо в корне менять систему! – ответил режиссёр. - Увы, в России выстроена система, благодаря которой нравственное кино целенаправленно не спонсируется и не допускается до массовой аудитории вне зависимости от количества премий и отзывов зрителей...
Подтверждением этих слов стал заключительный кинопоказ фестиваля –фильм «Сошедшие с небес», привезённый в Керчь исполнительницей главной роли, народной артистки РФ Веры Глаголевой.
Сотни зрителей в проходах битком набитого кинозала, слёзы радости при встрече с настоящим кино, с любимыми артистами – разве это не ответ на поставленные вопросы?..
- Духовное возрождение России будет начинаться с Крыма! – это обещание Владимира Путинa, вы, молодые артисты, кинематографисты, историки и литераторы – уже претворяете в жизнь! – отметил народный артист СССР Василий Семёнович Лановой. – И богиня Деметра вам благоволит...