МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Как Кевин Костнер помог водолазу из Феодосии построить яхту

Два огромных пластиковых корпуса, предназначавшихся для изготовления торпед, послужили основной воплощения проекта

Многие из нас в детстве мечтают о необычных свершениях и уникальных достижениях. Но с возрастом мечты становятся приземленными или вовсе пропадают. Феодосийцу Василию Михайлову удалось свои юношеские грезы сделать реальностью.

Мне посчастливилось оказаться на борту его яхты, когда после спуска на воду она отправлялась в первый поход. Атмосфера на сдаточной базе судостроительного завода «Море» была обыденной – без аплодисментов и оркестра. Хотя, по моему мнению, первые мили нового плавсредства - это всегда событие. Михайлов повернул ключ зажигания, и негромкий рокот сообщил нам, что моторы в порядке. Через мгновение катамаран плавно начал движение. Василий взял курс на мыс Ильи, за которым находится знаменитый вулкан Кара-Даг. И вот уже справа показались еще пустые феодосийские пляжи, за ними виднелась трасса Симферополь-Керчь. Тишину нарушал лишь скрип мачты, крики чaек да шелест волн. Обстановка располагала к общению…

Милетская линия капитана

Василий рассказывает, что у его русской фамилии, на самом деле греческое происхождение. По семейным памяткам, предки Михайлова представляли род Михайлиди, были мореходами, и переселились в Крым из города Милет.

- Хотя я и вырос в Приморском, на самом берегу Черного моря, в детстве мечтал стать летчиком, - говорит капитан. - Но ведь и море люблю. Так что выбор жизненной дороги был для меня очень мучительным.  Судь­ба распорядилась по-своему: я поступил в ин­ститут, не имеющий никакого отношения к небу и морю, получил профессию инженера-электронщика.  За время учебы понял, что изменилось мое отношение ко многим вещам, и я заметил, что все чаще в мечтах вижу себя в море. И для начала поступил в морскую школу. Изучил профессию водолаза, потом поменял несколько предприятий, пока не приняли на завод «Море».  В свободное от работы время стал вести занятия в спортивно-техническом клубе ДОСААФ, где учил молодежь совершать подводные погружения с аквалангом. Кстати, секцию подводного плавания веду, и сейчас в Приморском филиале Керченского морского университета, без оплаты. Это моя дань обществу, в котором живу. В конце мая буду набирать новичков. Сначала ознакомлю ребят с теорией; когда прогреется море, они начнут погружения с инструктором на небольшую глубину.

- А как все-таки родилась идея построить ката­маран?

- Решение созревало постепенно. Очень мне хотелось отправиться в дальний морской поход, пройти маршрутами предков. Читал книги о море, изучал строение античных парусных галер, зачитывался журналом «Катера и яхты», делал некоторые наброски в тетради. Но нужен был какой-то толчок. И однажды я узнал, что на моем родном предприятии хотят уничтожить два огромных пластиковых  корпуса, предназначавшихся для изготовления торпед. Проект по какой-то причине был закрыт, и эти секретные изделия готовили к утилизации. Я когда их увидел, прямо остолбенел: это ведь то, что мне нужно – несостоявшиеся торпеды были готовыми корпусами для яхт!..

Михайлов на мгновение замолкает, видимо, еще раз переживая то мгновение судьбы. Дальше, по его словам, все происходило фантастически удачно. Обратился  он к руководству завода, рассказал о своей идее. Получил «добро» на приобретение за наличный расчет списанных корпусов. И сразу начались трудовые будни.

- Но ведь нужен был проект?

- Я заранее уже выполнил некоторые чертежи, но фактически это все-таки была моя авторская работа, - улыбается Михайлов. – Использовал я и советы бывалых судостроителей. Еще одним источником информации, вы не поверите, стал американский фильм «Водный мир» с Кевином Костнером в главной роли. Иногда я делал даже стоп-кадры, чтобы точнее рассмотреть узлы и детали судна, которое строили герои киноленты, чтобы использовать для своей яхты. Из фильма взял идею быстрой постановки мачты и паруса с помощью приспособлений. В итоге 14-метровую матчу весом 100 кг теперь можно в отрытом море быстро снять и установить даже вдвоем. Повезло Михайлову и на единомышленников. Сегодня он с теплом вспоминает помощь начальников цехов Евгения Аникиенко, Олега Борзенко, конструктора Виталия Нелипы. Понятно, самую тяжелую работу Михайлов взял на себя. Почти ежедневно оставался после смены, подгоняя детали.

- Основные узлы и агрегаты мы соби­рали в частном подворье моего доброго помощника Юрия Бе­касова, - рассказывает Василий. - Он отличный хирург, по­лучил высшую категорию, сдав экзамены в Минздраве. Юpий Константинович талантлив не только как врач, но и как знаток техники. В юности был автогонщиком. С того времени при­обрел навыки  - любой двига­тель разберет и соберет, излечит, будто человека. Его опыт очень пригодился. На мое счастье, он не один. В числе единомышленников и помощников хочу назвать также  инженера-технолога Игоря Алексеева, водолаза Андрея Крюкова, фотографа Дмитрия Каминского... Всего на строительство яхты ушло 13 лет.

Трудности новой реальности

… Когда же пришло время прощаться с капитаном, я спросил, почему судно безымянное? Оказывается, Василий специально не спешил с выбором – опасался, как бы неудачное название не отразилось на судьбе его воплощенной мечты. И значительно позже я увидел у берегов Феодосии катамаран с яркой надписью «Адриан» на борту. Сразу же позвонил Михайлову узнать - почему он выбрал такое название?

– Во-первых, почитаю я Андрея Первозванного, который согласно преданиям бывал и в древней Феодосии, - объясняет Василий Евгеньевич. - Во-вторых, есть у меня друг Андрей Крюков, тоже водолаз, как и я. Под водой недавно случилась с ним беда: при взрывных работах потерял зрение. Живет сейчас в Москве, но каждое лето старается приехать к морю, чтобы заняться дайвингом. Не может он жить без этого. Мы, понятно, помогаем ему…

  После возвращения Крыма в Россию у яхты и ее владельца появились проблемы. Завод «Море», где оставался «Адриан», включили в систему Минoбороны РФ, и новое руководство потребовало убрать частную собственность с территории предприятия. Пришлось искать новый причал. Предъявили претензии и феодосийские чиновники, выдавшие предписание о переоформлении документов. Василий против этого не возражает. Но не согласен с тем, что его заставляют снова покупать лицензию, за которую он в бытность украинских властей потратил значительную сумму в долларах. Теперь этот документ называют недействительным и требуют уплатить за новую «бумагу» тоже немалые деньги  (при невысокой зарплате водолаза).

Трудности Михайлова не пугают. Он привык их преодолевать как в море, так и на суше. При этом беспокоится не о себе и «Адриане», а о молодом поколении.

- Ребята, которые приходят в мою секцию, вряд ли поменяют морское дело на алкоголь или наркотики, - говорит капитан. - Море интереснее, оно дарит радость бытия, помогает жить.

Обычно немногословный, он готов говорить без остановки, искать поддержку в любых инстанциях. Новые силы для борьбы с проблемами дает ему  поддержка председателя горсовета Светланы Гевчук. Обратился общественный инструктор СТК ДОСААФ «Паллада» Василий Михайлов и к председателю Госсовета РК Владимиру Константинову с рядом предложений по реализации программы восстановления (развития) спортивно-массовой работы по морским видам спорта и военно-патриотического воспитания молодежи в регионе. И в столице с пониманием отнеслись к инициативе феодосийского морехода. Владимир Константинов дал задание своим подчиненным поддержать предложенную Василием Михайловым программу, реализовав ее на всем побережье республики. Дело за малым –  превратить ценную инициативу в конкретные дела.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах