Но дом развалили, несмотря на то, что был он памятником истории и архитектуры, и вот теперь газон. На который с грустью смотрели местные предприниматели, вздыхая: «Это же сколько «зелени» с такого газона накосить можно?» Уж больно место хорошее. Исторический центр, чудом сохранивший черты генерального плана застройки 1821 года в стиле русского классицизма. «Что ж, - прониклись предпринимательской тоской городские власти, - раз городу надо…»
Престижная ресторация
Наверное, и впрямь, что-то у нас тут меняется к лучшему, потому, как не успели горожане озадачиться, заглядывая за ребристый железный забор в начале набережной, вопросом: «Уж не занялись ли новые городские власти исправлением ошибок своих варваров-предшественников? Уж не принялись ли за восстановление легендарного «дома Домгера» когда-то занесенного в перечень памятников истории?» Как тут же, - - открытости и прозрачности ради, - а вернее, во исполнение пресловутого петровского указа: «Чтобы дурь каждого видна была!» - извольте-с. Публикуется пояснение: строится тут самое, что ни есть необходимое для Керчи – очередная престижная ресторация. А то три кабака на 100 квадратных метров близ древнейшего христианского храма России как-то маловато будет.
Читается пояснение захватывающе: «строение, в котором предусматривается небольшая гостиница на шесть номеров и открытое кафе, будет выполнено в виде корпуса корабля с покрытием в виде паруса» Вона как! С имеющейся уже эспаньолкой их там уже кладбище кораблей будет! Прямо недетская игровая площадка.
Предупреждаю сразу, вопрос об эстетической ценности или «бесценности» проекта не стоит априори, ввиду отсутствия предмета, к которому «эстетическая эмоция» вообще может быть применима. Что вызывает у вас в эстетическом смысле универмаг «Чайка» в центре города справедливо унифицированный в оптовый склад «Фуршета»? Да ничего. Стоит себе гипертрофированный контейнер в аляповатой рекламе. Стерпелось уже за десятилетия. Так мало его, что ли? Будем продолжать в том же духе? Из расчета, что тоже стерпится? Раньше терпели – против власти не попрешь, теперь стерпим… В общем-то, по той же причине, – против частного капитала не попрешь. Кто нас слушать будет? Люди там во власти занятые. Им не только не до нас. Им не до города, благоустраивать который они вроде как вызвались и подрядились. Но может все-таки найдут минутку свободного времени «предержащие». Скажут все-таки. Ответят. Если землеотвод на место варварски разрушенного исторического памятника совершился при прежней власти, в 2007 году, то кто? Кто теперь, в 2015-ом, имея на руках вот это вот…Мог «это» утвердить? Неужели этот… был керчанин?
Морской фасад города
Потому что у керчан совершенно другое мнение. Которое чётко и аргументировано высказали известные керченские краеведы братья Ходаковские… не менее дотошные чем ваш покорный слуга, почему и перехожу к их прямому цитированию.
Вопрос:
Почему строительство на месте незаконно разрушенного в конце 80-х памятника архитектуры местного значения, так называемого «дома Домгера», памятного старожилам под именем «таможни», кафе-гостиницы в стиле позднего «советского конструктивизма» - есть преступление перед потомками и вменяемыми современниками?
Ответ-цитата от Ходаковских (с добавкой авторской желчи):
…Это было великолепное ампирное сооружение, одно из наиболее видных зданий Керчи. Название оно получило по фамилии своего последнего до революции владельца Леопольда Домгера, умершего в середине 1914 года. Само же здание было построено в начале XIX века, в период первоначальной застройки города, то есть в самом начале его «новой русской» истории, в пределах старой турецкой крепости и форштадта. Оно стало его украшением и являлось градообразующим объектом, формируя морской фасад Керчи.
Причаливая к Царской пристани, приезжающие попадали в город, проходя через своеобразные пропилеи, образованные колоннадами на угловых фасадах дома Домгера и здания на противоположной стороне улицы Спицынской (Свердлова) - последнее погибло в годы войны, а на его месте в 1957 году было возведено вполне себе приличное здание АзЧерНИРО в духе «имперского ампира». Эти пропилеи были уникальной особенностью Керчи - ничего подобного не было ни в одном другом городе Крыма.
В мировую историю дом Домгера вошел благодаря рисункам Уильяма Симпсона, запечатлевшего его в своих хрониках Крымской войны, публиковавшихся в 1855 году в «Illustrated London News». Дореволюционное его предназначение прихотливо менялось в зависимости от настроений владельцев, например, барона В. Роппа, госпожи Якуниной…
В период оккупации Керчи германскими интервентами в 1918 году по данным А. В. Носкова, в доме расположилась одна из немецких комендатур, причем по заявлению Надежды Лазаревой (возможно, его хозяйки на тот момент) постояльцы нанесли ущерб на сумму 8740 рублей. Со 2 января 1919 года в доме помещался штаб начальника Керченского укрепленного района белых войск. После установления советской власти в доме Домгера на короткое время разместилось одно из отделений ЧК. И тут открывается еще один драматический нюанс в нашей истории - по сведениям прежнего хранителя фондов керченского музея В. Н. Боровковой при сносе здания экскаватор открыл массовое захоронение. Не исключено, что речь идет о казненных чекистами во время того самого Красного террора 20-х, когда людей расстреливали без следствия и без счета за один только «буржуазный», читай, приличный вид. Как отмечает старший научный сотрудник музея-заповедника В. Ф. Санжаровец, о подобной практике - замуровывание трупов в подвалах города свидетельствовал местный подпольщик Р. А. Пирогов. Так что, вполне вероятно, что и сейчас на месте дома Домгера могут оставаться останки, которые в таком случае необходимо подвергнуть эксгумации и перезахоронению.
Может оставить в покое?
Дом Домгера являлся памятником не только периода становления русской Керчи, но и немым свидетелем военной истории нашего города. Кстати, несмотря на ужасающие разрушения набережной, здание вполне благополучно пережило этот гибельный для города период и не имело серьезных разрушений: были лишь разбиты и замурованы окна, а стены иссечены осколками.
Но…В 1975 году крымской авторской группой в составе архитекторов В. П. Мелика-Парсаданова, А. Н. Морозова, Р. Г. Ликсо, скульпторов Р. В. Сердюка и В. В. Никифорова был подготовлен поистине чудовищный проект «реконструкции» Керчи, по которому сносу подлежали все уцелевшие дореволюционные здания исторического центра города. Кроме церкви Иоанна Предтечи, которая в это время, к счастью, уже находилась на реставрации, да еще бывшей Романовской женской гимназии и бывшего католического костела. Места снесенных зданий в основном отводились под благоустроенные пустыри, открывающие вид на море, а кое-где планировалось возвести безликие бетонные коробки вроде ныне возводимой. Сносу также подлежали все частные строения на склонах Митридата и сама Митридатская лестница 1834 года постройки, на месте которой должна была остаться только узкая (аналогичная нынешнему верхнему пролету, построенному в 1975 году). По сути, задача состояла в уничтожении остатков классического облика города дореволюционной, то бишь, - царской эпохи и придания ему вида вполне советско-пролетарского. Типа «типового конструктивизма», архаического даже на время этого, с позволения сказать, «градостроения». К счастью, не успели.
Но, как выясняется, облегченно перевести дух - рановато.
Оказывается, «решения забытого съезда» по-прежнему претворяются, - в жизнь. На благо народа и конкретно предпринимателя?
И, наконец, в порядке благожелательного эпилога.
Благое пожелание городским властям города-героя Керчи:
Так может, если нет пока ни желания, ни умения, оставить в покое вполне себе нейтральный газон у Александровского проезда как будущую строительную площадку для восстановления исторического архитектурного пейзажа? А пока убрать неумелые, но жадные ручонки прочь от «проходного», читай, доходного проезда. Взять волю в кулак и… ничего не делать. Не привыкать же. Дотерпели, дождались же разрешения вопроса с восстановлением старой Митридатской лестницы, дай бог поголовного здоровья всему Министерству культурного наследия России, - глядишь, и его «унаследует», дом Домгера? Восстановит?