Несмотря на все меры безопасности в режиме карантина, в самом районе транспортное сообщение между селами не прекращалось. Видимо, поэтому заболевание обнаружили в соседних поселениях. Самая критичная ситуация сегодня в поселке Березовка. Здесь случаи гибели животных были зафиксированы уже после объявления затишья вспышек вируса.
Жительница села Елена Цимбалюк рассказывает:
- Вечером я заметила, что свиньи перестали кушать и начали слабеть. Ночью погиб первый поросенок. К утру все пять умерли. Такой беды мы никак не ожидали. Что теперь делать я не знаю. С нашими мизерными доходами нам без хозяйства туго придется.
На сигнал от жителей ветеринарная служба отреагировала мгновенно. Была дана команда опахать село и готовить пепелище. Для того, чтобы объявить деревню зоной карантина, не хватало лишь указа главы Республики. На следующий день распоряжение поступило, и вот, выезды из села уже патрулируются ветеринарной службой совместно с постами ГАИ. На таком, так называемом «контрольно-пропускном» пункте записывают номера выезжающих машин, колеса обрабатывают дезинфицирующими средствами, а пассажиров просят пройти по дезинфицирующей полоске. За пределы закрытой зоны запрещено вывозить любые продукты. Но маленький эксперимент показал, что скрыть теперь уже нелегальный кусочек мяса все-таки возможно.
В районе 5 километров в радиусе от точки заражения с населения собрали данные о наличии поголовья. В зоне карантина не должно остаться ни одного живого поросенка. Комментарий от представителя вет. службы получить не удалось – отбиваются скудным «все вопросы в пресс- службу». К месту карантина приехали «уазики» без номеров. Такая скрытность вызывает у местных жителей много вопросов и рождает слухи.
- Уничтожат всех свиней в Крыму, запретят местным выращивать, а потом запустят какую-нибудь корпорацию. Просто чистят место для бизнеса по-крупному, - считает одна из жительниц Березовки.
- Я считаю, что мои дети должны есть правильную и экологически чистую пищу, ведь это залог здоровья. Поэтому всегда выращивал хозяйство для себя. Я не доверяю мясу из магазина, а всякие «ножки Буша» и вовсе опасны для людей. Да и во вкусе они домашнему мясу, мягко говоря, уступают. Африканская чума отнимает у меня такую возможность, но это несправедливо, ведь мое подворье постоянно в загородке и никак не контактирует с другими животными, - делится переживаниями березовец Предоляк Александр.
Цена эпидемии
Чтобы подсчитать, в какую копеечку такая операция влетит государству, нужно дождаться конца эпопеи. А вот простые люди уже сегодня подсчитывают размеры прорех в семейных бюджетах. Компенсацию выплачивают, но только за здоровых особей в расчете 99 рублей за 1 кг живого веса. Для того, чтобы понять, что теряют фермеры, приведем наглядный пример. За год вес животного может достигнуть 150 кг (компенсация – 14850 рублей). Затраты на корм, медицинское обслуживание, ветеринарную справку и дополнительные расходы в среднем за год составляют 11000 рублей. Так, кажется, что некоторым такой расклад не доставит особого неудобства. Но как обстоят дела у тех, чьи животные не достигли максимума? Поросенок в 5 месяцев весит в среднем до 45 кг (размер компенсации в этом случае равен 4455 рублей). А расход на его содержание (вычислен с помощью простой математической пропорции) 4583 рубля. Значит, компенсация даже не полностью покрывает расход на содержание, не говоря уже о том, сколько сил было потрачено на выращивание скота.
Но убыток понесли не только те семьи, где свиньи умерли не оставив надежды даже на компенсацию. Дальнейший запрет на содержание животных и реализацию мяса для многих фермеров обернутся настоящей катастрофой. В поселках, где работы не так много, разведение поголовья было реальным спасением. Деньги, вырученные от продажи мяса, были средствами существования для целых семей.
Как будут жить селяне дальше, и есть ли повод для паники, покажет время. Сегодня же все силы направлены на борьбу с распространением вируса.