Исключительно на крымский рынок в октябре-ноябре поставка овощей составили 127 тонн, фруктов — 705 тонн. А уже в ноябре и декабре эти поставки сократились практически до нуля. При этом острого дефицита овощей и фруктов на крымских рынках местные жители не почувствовали. Располагает ли в этой ситуации Крым своими внутренними ресурсами и можно ли рассчитывать в краткосрочной перспективе на домашнее «импортозамещение»?
По словам министра сельского хозяйства Крыма Виталия Полищука, республика адекватно рассчитывает свои возможности и сможет выращивать в промышленных объемах хурму и лимоны. Такое заявление Виталия Викторовича прозвучало в эфире радио «Россия сегодня».
- Мы знаем, что есть производство хурмы не в промышленном виде. Мы видим крымскую хурму на рынках, видим производство лимонов в теплицах: они есть у индивидуальных предпринимателей и у мелких фермеров, которые этим занимаются, и для них это всегда было бизнесом несмотря на то, что была открыта Турция. Мы созванивались с Краснодарским краем, знаем, что там есть люди, которые занимаются саженцами хурмы, их можно высадить на незадействованных в сельском хозяйстве крымских склонах, а в Крыму их достаточно», — отметил министр.
Но Виталий Полищук не учел нескольких нюансов. Склонов-то в Крыму достаточно, но с подходящим климатом и их расположением, не все так оптимистично. Загвоздка состоит в том, что хурму и другие субтропические фрукты на территории Крыма можно выращивать исключительно на ЮБК и северные границы плодоводства не выше 300 метров над уровнем моря. И тут назревает главная проблема. Что бы фрукты росли действительно в промышленном масштабе, поля должны располагаться в прибрежной зоне. Ни для кого не секрет, что на этих землях яблоку негде упасть: везде коттеджи, санатории, лагеря, виллы и отели. В конечном итоге, крымские фрукты станут «золотыми». Вторую проблему, которую не учел министр сельского хозяйства Крыма, нам озвучила сотрудник Никитского Ботанического сада, специалист по цитрусам Ирина Чернобай.
- В Крыму пытаются выращивать лимоны с 50-х годов, - рассказывает Ирина Георгиевна. - Первые цитрусовые были завезены именно в Никитский сад, но им было очень трудно выжить и их перевезли на Кавказ. Все дело в том, что здесь морознее температура, менее влажно и самое главное – на Кавказе кислые почвы. Наши почвы сильнощелочные, которые не приспособлены для выращивания лимонов, мандаринов и других цитрусовых. В Крыму такие фрукты можно выращивать исключительно в закрытом грунте (теплицах ). Но это увеличивает их себестоимость. Единственный вариант для Крыма - это большие фермерские хозяйства. Несколько таких уже имеются, но этого мало пока для Крыма и тем более для России.
Идея о развитие субтропических культур уже знакома Крыму. Еще в 1947 году было принято постановление о развитии данного плодоводства. Тогда и начали закладывать почвы и сады. Но попытки не обвенчались успехом. Проблемы все те же – земли и климат. Такие культуры требуют температуру в среднем выше 10 градусов. Крым не может предоставить им таких условий. Наш абсолютный минимум – 15 градусов.
С хурмой дела обстоят более позитивно. На рынке вы часто можете слышать и читать «Хурма крымская». Не надо идти далеко и «созваниваться с Краснодарским краем». Еще в 1959 году крымским селекционерам удалось вывести межвидовой гибрид – «Россиянка». Главная его особенность морозостойкость, он выдерживает температуру до -20, но только несколько дней.
По словам сотрудницы Никитского ботанического сада, специалиста по субтропическим фруктам Елены Шишкиной, первая плантация хурмы в Крыму была посажена еще в 1901 году.
Однако шла нескончаемая работа над выведением новых сортов, - рассказывает Елена Леонидовна. – Сорт «Россиянка» оказалась первым масштабным успехом. Но ее плоды были маленькие и не имели таких насыщенных вкусовых качеств. И впервые в Никитском саду, селекционеру Пасенку, из семян «Россиянки» удалось вырастить новый гибрид «Никитская бордовая». Вот она выдерживает и мороз до -25 , и размером до 180 грамм, и имеет лучшие вкусовые качества. Благодаря такому открытию, хурму в Крыму можно выращивать в промышленных масштабах, требуется только земля.
Но, увы, места на дорогом южнобережье для хурмы нет. Пока же субтропические фрукты произрастают только в частных садах и на экспериментальных площадках.
ГВАРДЕЙСКИЕ ЛИМОНЫ ЭСКАНДЕРА
На ЮБК с богатейшей коллекцией Никитского ботанического сада трудно удивить растительной экзотикой. Другое дело – центр полуострова со снежными и морозными зимами и совсем не субтропическим климатом. Лимонные деревья высотой с человека растут в 12 км от Симферополя – в поселке Гвардейском. Именно там еще в 1992 году свое рискованное предприятие начал Эскендер Нуфтуллаев. Сейчас ему 85 лет и он с улыбкой вспоминает, как тогда от затеи создания лимонария его отговаривали крымские агрономы.
- Со временем обо мне узнали многие люди, но тогда в мою затею никто не верил и даже директора местного плодоводческого хозяйства и «Крымтеплицы» приезжали ко мне и отговаривали меня, убеждали, что ничего расти не будет: «Здесь с северной стороны не может расти лимон!», - смеется садовод. - А потом сами же, когда увидели результаты, предложили в совхозе организовать производство. Я сказал, помогу, но только ухаживать не смогу – обеспечу саженцами и могу только работников обучить: покажу как и что делать. Представляешь? Я ведь отучился всего шесть классов, потом началась война. Так и не добрал образования, а тут – научи!
И сегодня Эскендер Нуфтуллаев охотно делится своим опытом и поясняет, что для домашнего лимонария нужна только теплица. Она должна быть высокой, широкой и длинной - маленькая просто невыгодна с учетом затрат на отопление и полив.
- Лимон зреет до октября месяца, - рассказывает садовод. - Но если не трогать, он так и будет висеть - не испортиться. Как лимон желтеет, я его не собираю, приходит клиент выбирает прямо на дереве. Деревья растут по шпалерам, а ветки подвязаны, чтобы не прогибались под весом плодов. Этот цитрус не очень прихотливый, главный для него враг это мороз - местные жуки его не едят, но болячки он может подхватить. Как холодает, начинаю топить. Раньше в Гвардейском не было газа, стояла дровяная печь и мне приходилось ночами следить, чтобы температура не падала. С появлением же газа все стало легче – автоматизировано. Сильно переживал, когда был мороз 25 градусов - думал все померзнет, но пережили.
Лимонным деревьям Эскендера уже четверть века и каждое из них может давать до 500 плодов, каждый из которых весит около 100 грамм. Но как говорит сам садовод ему достаточно и нескольких десятков. Он никогда не взвешивал урожай лимонов за год – но в среднем это около 250 кг. Кроме лимонов на 18 сотках у садовода под открытым небом растет все - виноград, яблоки, персики, абрикосы, сливы, груши, инжир, а свободное место между деревьями занимают помидоры и кукуруза. А в теплице помимо лимона еще мандарины, апельсины, фейхоа, гранат и зизифус.