Наиболее крупное акционерное общество «Крымкурсо» было создано на паевых началах в мае 1923 года. Оно занималось эксплуатацией автомобильного и гужевого транспорта, гостиниц и пассажирских домов, городских железнодорожных станций. За счет общества содержались и помещения вокзальной агентуры – так в то время называли работников привокзальных буфетов и парикмахерских. Управление «Крымкурсо» находилось в Симферополе на ул. Малобазарной (ныне ул. Некрасова) в гостинице «Пассаж», чуть левее пассажа Анджело.
Подготовка кадров проводилась в гаражах, мастерских и на курсах при автоклубе. Оклады мастеровых и шоферов составляли в среднем 42-64 рубля, а ученики получали от 15 до 30 рублей. Поездки на машинах «Крымкурсо» были дороги. Летом доехать на ЮБК на автобусе можно было за 12 рублей, на легковом автомобиле за 15. Грузовики работали в основном в городах – перевозили грузы от железной дороги к складам.
Довоенный подход
С 1928 года в документах упоминается Всесоюзное объединение складского и транспортного дела «Союзтранс». Это учреждение занималось организацией в Крыму автосообщения, обновлением и ремонтом машинного парка, подготовкой кадров. В середине 30-х годов «Крымсоюзтранс» становится мощной разветвленной организацией со своими автостанциями, гаражами и ремонтными предприятиями в разных районах полуострова. В Симферополе мастерские и гаражи находились на берегу Салгира у феодосийского моста. В гаражах имелись легковые иномарки, отечественные автомобили АМО и ЗИС-5, автобусы ГАЗ-АА и ГАЗ-0330. При гаражах были и заправки. Техническое обслуживание и ремонт машин «Крымсоюзтранс» проводил в собственных мастерских.
«Машины в основном были иностранными, старыми, часто выходили из строя, запчастей было мало, - вспоминает бывший автомеханик Николай Михайлович Зацепа. - Иногда лопнувшую рессору просто стягивали проволокой, чтоб машина ездила. Когда поступила первая машина московского завода АМО на ремонт, то мы не нашли ни одной детали, которые можно было поставить на наш советский автомобиль».
Кроме автобаз и мастерских при гаражах в «Крымсоюзтранс» входило крупнейшее предприятие – Авторемонтный завод им. Куйбышева, созданный на базе Центральных ремонтных мастерских. Он располагался в Симферополе на ул. Жигалиной. Там проводили текущий и капитальный ремонт автомобилей и двигателей, агрегатов, разрабатывали новые приборы для испытаний узлов и механизмов машин.
Предприятия «Крымсоюзтранса находились во всех крупных курортных городах Крыма – Ялте, Алуште, Севастополе, Евпатории, Феодосии, Алупке. Центральная станция находилась в Симферополе в здании бывшего пассажа Анджело на месте нынешнего «Сельпо». Внутри пассажа был красивый дворик, бассейн с фонтаном и золотыми рыбками. Для пассажиров были оборудованы залы ожидания и кассы, багажные комнаты и столовые. Уже в те годы работали кондукторы. Для перевозки багажа использовались специальные автомобили, а доставить его пассажирам помогали носильщики. Автомашины «Союзтранса» встречали своих клиентов на железнодорожных станциях и в морских портах – именно туда прибывала основная масса курортников. Особой популярностью пользовалась Ялта. В «южную столицу» прибывали на отдых и в командировку, на научные симпозиумы. Летом у ялтинской автостанции выстраивались длинные колонны машин, развозивших крымских гостей. С 1932 года на предприятии появились первые диспетчеры, преимущественно мужчины. Рядом с кассами, в которых уже тогда были установлены кассовые аппараты, монтировались репродукторы, работала Центральная селекторная станция. Помимо перевозки пассажиров автомашины «Крымсоюзтранса» доставляли почтовые грузы, принимали активное участие в ежегодных «битвах за урожай». В марте 1936 года в связи с ликвидацией «Крымсоюзтранса» его крымская дирекция была реорганизована в «Крымавтотрест». Он сохранил все автобазы и ремонтные мастерские. Наиболее крупной была симферопольская база. Там трудились 525 человек, из них 64 – шоферы. Объем перевозок доходил до одного миллиона пассажиров в год. Главные маршруты соединяли Симферополь с Алуштой и Ялтой, с Феодосией, с Судаком и Керчью, Бахчисараем и Севастополем. А кроме того работали городские и пригородные маршруты.
В первые военные дни большая часть автотранспорта была мобилизована на нужды Красной армии. К началу немецкой оккупации Крыма осенью 1941 года в хозяйстве «Крымавтотреста» оставалось всего 149 автомашин, в основном автобусы. Здания и хозяйственные постройки автопредприятий сильно пострадали от захватчиков. Из 14 довоенных крымских автобаз 10 были уничтожены полностью, остальные 4 серьезно повреждены. Был сожжен пассаж Анджело в котором находилась симферопольская автостанция…
Такси «Победа»
После освобождения Крыма в апреле 1944 года было создано управление, перед которым стояла трудная задача – восстановить транспортное хозяйство. И управление не подкачало. К 1 сентября 1944 года уже работало 6 автоконтор – в Симферополе, Севастополе, Ялте, Феодосии, Керчи, Евпатории. Задействованы были трофейные машины, полученные из воинских частей, а также новые ивановские ГАЗ-АА и московские ЗИС-5. Всего в автопарке «Крымавтотреста» числилось в 1944 году числилось 72 автомашины и 6 автобусов. В мае 1944 года восстановили автосообщение Ялта-Симферополь. Однако бензин нужен был фронту, и регулярные рейсы были вскоре отменены. Не хватало ремонтного оборудования и специалистов, в спешном порядке организовывались учебные комбинаты. В Симферополе автошкола на 50 человек. Классы ее находились на ул. Севастопольской, 2. Трудности и лишения преодолевались благодаря энтузиазму и самоотверженности людей. К концу 1945 года автопарк Крыма насчитывал уже 277 единиц техники. Основную часть ее составляли так необходимые хозяйству грузовые автомобили. На них же перевозили и пассажиров.В 1948 году автобусная станция и кассы находились на ул. Серова. Автобусов было мало. Маленькие ПАЗики и КАВЗики ходили в Перевальное, Соколиное, Гвардейское. Постепенно маршруты стали расширяться, появился маршрут Москва – Симферополь, на котором работали ЗиЛы. Автостанция на ул. Серова стала тесной, и ее перенесли на угол ул. Карла Маркса и Желябова. На втором этаже находилось автоуправление Крыма, а на первом расположились автобусные кассы, камера хранения, справочное бюро, буфет.
Когда в губернском Симферополе появился первый автомобиль, интерес к нему был огромен. Всем хотелось своими глазами взглянуть на 4-колесное чудо техники. С того дня, как тишину городских улиц нарушил первый автомобильный гудок минуло почти столетие. 50-е ознаменовались строительством сети новых автостанций по всему Крыму. В 1951 году были построены автостанции в Ялте, Севастополе, Симеизе, Алупке, Бахчисарае, Судаке, в 52-м в Керчи, Евпатории, Старом Крыму, Куйбышево, в 1953-м в Джанкое, Грушевке, Нижнегорском... В Симферополе автостанция располагалась на углу улиц Карла Маркса и Желябова. Оттуда отправлялись автобусы в Харьков, Одессу, Херсон, Николаев, Москву. Билет до Москвы на комфортабельном автобусе ЗиС стоил 198 рублей. На улицах крымских городов к этому времени уже появились «Москвичи», многоместные легковые автомобили ЗиМ, шустрые ПАЗики и модифицированные автобусы ГАЗ. Быстро росло число таксомоторов. Симферопольский таксопарк на ул. Маяковского в середине 50-х годов насчитывал около 400 автомобилей «Победа», ЗиС-110, Газ-12. Все эти машины работали только на междугородних маршрутах. Как и в начале века главным направлением движения оставался Южный берег Крыма. Автобусы отправлялись с Курортной автостанции, с Центрального симферопольского автовокзала, из аэропорта. На крупных автостанциях для пассажиров были оборудованы удобные посадочные платформы, просторные кассовые залы и справочные бюро. Круглосуточно работали камеры хранения. Пассажиров обслуживали отделения «Союзпечати», парикмахерские, дорожные рестораны и гостиницы. В крымской столице оригинальной архитектурой и оснащённостью выделялся построенный в 1959 году Центральный автовокзал. Количество рейсов возросло до 300 в день.
Фантастика «шестидесятников»
В октябре 1960 года устаревшие таксомоторы ЗиС-110 заменили современными автомобилями «Волга» ГАЗ-21. В середине 60-х появились микроавтобусы РАФ «Латвия». Пассажиры теперь прибывали в пункт назначения почти вдвое быстрее. Городские автопарки пополнились многоместными комфортными «Икарусами» и ЛиАЗами. На улицах крымских городов появляются таксомоторы. В Симферополе в 67-м насчитывалось 72 таксомотора. Стоянки такси находились на железнодорожном вокзале, на площади им. Ленина и в аэропорту.
Обслуживали автобусы и автомобили на станциях и в мастерских «Крымоблавтотреста». В 1962 году в эту организацию входили 24 автохозяйства, две станции техобслуживания, симферопольский автовокзал, грузовая станция и авторемонтные мастерские. Работали также и передвижные слесарно-механические мастерские. Водители автобусов и такси проходили аттестацию, проверялось техническое и санитарное состояние машин. В салоне обязательно были аптечка, платяные и обувные щетки для пассажиров, а во время поездки им раздавали газеты, журналы, краеведческую литературу. От водителя требовались высокая культура обслуживания и хорошая эрудиция. На междугородних рейсах они совмещали обязанности экскурсоводов, а в планах ялтинского АТП было даже изучение водителями английского языка для работы с иностранными туристами. Была создана бригада из 25 автомобилей ГАЗ-12 (ЗиМ) для обслуживания иностранных делегаций и VIP-гостей. В Крым приезжал известный карикатурист Херлуф Бидструп, чьи карикатуры были тогда во всех наших газетах. У нас отдыхал и устраивал выставку своих картин художник Рокуэлл Кент. Возила спецбригада Людмилу Зыкину, Иосифа Кобзона, иностранных артистов, посещавших Крым. Когда гостей не было бригада работала в режиме обычного такси, и пассажиры, садясь в такие машины удивлялись чистоте и комфорту салонов.Много новшеств появилось и на городских маршрутах. На всех конечных пунктах были установлены автоматические диспетчерские, где время прибытия и убытия водители отмечали на специальных штамп-часах. Городские маршруты удлинялись. Появился новый образцовый маршрут №4 Украинка – Петровская балка, на котором работали 40 автобусов ЛАЗ. А по маршруту кинотеатр «Дружба» - Машзавод в утренние часы ходил экспресс. Работали в городах и так называемые «школьные экспрессы». Но самым новаторским стал юбилейный 1967 год. К 50-летию Советской власти в автобусах исчезли кондукторы. Пассажиры быстро оценили преимущества поездки в автобусе без привычного работника. Проезд в городских автобусах стоил тогда 5 копеек. Этот пятак сознательные пассажиры бросали в кассу-автомат, а несознательные… тогда, видимо и появилось на транспорте известное слово – «заяц». Автобусы без кондукторов были переоборудованы переговорными устройствами и кассами-пеналами для размена денег, а при продаже билетов на междугородние рейсы применялись билетопечатающие машины «Ока». Механизировались и другие процессы. В 1967 году в Крыму уже работали 13 механических установок для мойки машин, 9 диспетчерских телемониторов. На крышах ЦУМа и Центрального автовокзала Симферополя были установлены радиомачты, что позволило радиофицировать несколько десятков автобусов и 100 таксомоторов. В городе было открыто 6 диспетчерских пунктов и 20 стоянок такси.
Интурист Никсон
С конца 60-х годов гостям полуострова предоставляется новая услуга – смежная продажа авиа и автобусных билетов. Тогда курортники прилетали в Крым, уже имея на руках билеты на автобусы, и следовали к месту отдыха, минуя длинные очереди у касс. А билеты в обратном направлении на любой вид транспорта отдыхающие могли приобрести в передвижных кассах, работавших в санаториях и здравницах.
Совместно с ГАИ Управление автотранспорта Крыма следило за безопасностью движения. Для проверки машин на линии были организованы передвижные контрольные посты. Автобусы проходили регулярный техосмотр. Составлялись схемы особенностей маршрутов и описание опасных участков. В автопарках были установлены табло погоды.«В 1974 году Крым посетил президент США Ричард Никсон, - вспоминает Дмитрий Мурашко, который с 1956 года был таксистом, а в 1972 - 1987 гг. возглавлял АТП 11101. - Мы готовили автомобили для обслуживания правительственной делегации: 100 легковых автомобилей и 20 «Икарусов». В основном эти автомобили были предназначены для перевозки сотрудников, прилетевших с Никсоном и корреспондентов, которых было более 600 человек. Я был тогда директором предприятия. Вдруг за полчаса до прилета Никсона я получил команду в своем служебном автомобиле прибыть в аэропорт и поступить в распоряжение одного из помощников Генсека ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Когда прилетел Никсон, мы небольшой колонной примерно в 15 автомобилей повезли Брежнева и Никсона в Нижнюю Ореанду, Я ехал за машиной Генсека. По бокам шли четыре ЗиС-110 с охраной, в небе летели два военных вертолета. Мы благополучно доехали до госдачи. На третий день мы в таком же порядке выехали обратно. Ехали с небольшой скоростью, примерно 70-80 км/ч. Дистанция между машинами была задана нам очень маленькая, 30-40 метров. По всей дороге от Ялты до Симферополя у всех населенных пунктов стояло очень много людей, которые приветствовали двух лидеров».
В те годы, как и везде, в автотресте расцветало социалистическое соревнование. Индивидуально боролись за звание «Лучший по профессии», «Ударник коммунистического труда», коллективно за звание «Бригада коммунистического труда». За хорошую работу водители получали награды: значок «За работу без аварий», грамоты и денежные премии. Кадры в автопредприятиях ценили и создавали ми хорошие рабочие и бытовые условия. На автостанциях оборудовались комнаты отдыха водителей, работали медпункты, открывались столовые и клубы. За счет автотреста строилось жилье и детсады.
Для всех работников автотранспорта была введена форменная одежда. Пассажирам строгий и элегантный стиль напоминал летную форму. А сами водители чувствовали еще большую ответственность за жизнь тех, кто находился у них в салоне.
Замечательный «застой»
Между тем росли крымские города, застраивались окраины. Быстрое заселение новых кварталов и развитие промышленных зон требовало открытие новых и изменение существующих автобусных маршрутов. В 1975 году в Симферополе появляются маршруты: №1 – ул. Залесская – Машзавод, №3 – ул. 51-й Армии – с/х «Южный». Строились разворотные площадки, ремонтировались улицы, благоустраивались остановки. Однако самым масштабным мероприятием в области пассажирских перевозок стало внедрение в Симферополе автоматизированной системы диспетчерского управления автотранспортом.
С введением этой системы контроль над движением автотранспорта осуществлялся автоматически, без вмешательства водителя или диспетчера. Она фиксировала настоящее прохождение автобусов по всем контрольным пунктам. Таких пунктов было 2 или 3 в зависимости от времени суток и длины маршрута. Для водителей повысилась напряженность работы – пройти 3-4 контрольных пункта без отставания или опережения было непросто. Допускалось ± 2 минуты, превышение отражалось на заработной плате. Внедрение автоматизированной системы на автотранспорте требовало обеспечения новейшей техникой и вспомогательными материалами для электронно-вычислительных машин. Все это оборудование выписывалось и доставлялось с заводов всего бывшего Союза: из Москвы, Новгорода, Читы, Грозного… Из года в год росло число автопредприятий на полуострове. В декабре 1974-го вводится в эксплуатацию автобусный парк в Керчи. В 1976-м начинается строительство автопарка в Севастополе. В 1977-м в Симферополе приняла первых пассажиров автостанция «Пригородная», реконструирован Центральный автовокзал города. И все-таки, транспорта в Крыму по-прежнему не хватало. Управление пассажирского транспорта нашло выход – на пригородных и междугородних перевозках стали использовать автобусы с большей вместимостью. В городах интервал движения сократили с 10 минут до 8, а в часы пик автобусы ходили через каждые 3-4 минуты.
Улучшался, как теперь говорят, сервис. Билеты на междугородний рейс можно было заказать с доставкой на дом, купить билеты туда и обратно. И совсем уже у нас неслыханное – можно было заказать такси прямо из междугороднего автобуса.
На полуострове работали 10 фирменных автобусов – «Крым», «Таврида», «Севастополь», «Евпатория». В них для пассажиров были малогабаритные телевизоры, радиоприёмники, походные библиотечки, свежие газеты. Для обслуживания иностранных туристов выделялись новые автобусы с громкоговорителем, водители проходили курс политзанятий и специальный инструктаж. Обслуживали туристов из Венгрии, Польши, Германии, ЧССР, Сирии, из африканских стран, из США, Англии, Австрии и Канады. Только в 1977 году перевезли 65 тыс. иностранцев.
К концу 70-х годов автотранспортная отрасль стала одной из крупнейших в народном хозяйстве Крыма. В управлении грузового и пассажирского автотранспорта числилось 6 тысяч грузовиков, 2600 автобусов и 1200 такси, работало 22 тыс. человек, которые умели не только ударно трудиться, но и красиво отдыхать. Ежегодный День работника автотранспорта был веселым праздникам для всех крымчан. Автомобилисты устраивали спортивные состязания, показательные вождения, смотры художественной самодеятельности. Образцовым автопредприятием на полуострове считался ялтинский автовокзал. Он принимал основную массу курортников, приезжающих со всего Советского Союза. Именно здесь впервые в стране была применена автоматизированная система управления продажи билетов под названием «Автовокзал». Этот электронно-вычислительный комплекс был большим подарком пассажирам и работникам автовокзалов. До этого кассир делал отчет 2-3 часа, и не всегда он сходился, а с внедрением комплекса на точный отчет у кассира уходило до 30 секунд. Это был прорыв, сделано грандиозное дело.
«Приехал как-то секретарь ЦК КП Украины Борис Васильевич Качура к нам на автовокзал с первым секретарем ялтинского горкома партии Измайловым, -рассказывал тогда исполнительный директор межрегиональной ассоциации «Укрпасстранссервис» Николай Дискин. - Они зашли в кассовый зал и Качура спросил: «А что, сезон курортный не удался в этом году?» Измайлов удивился: «Почему?» «Так я не вижу людей, очередей в кассах нет», – сказал Качура. А у нас действительно в кассовых залах людей практически не было, потому что работал электронный комплекс «Автовокзал»…
И все это было у нас в Крыму! Сегодня о том по-настоящему передовом советском опыте организации транспорта и уровне комфорта для пассажиров на полуострове можно только мечтать и постепенно восстанавливать с учетом реалий нового времени…