Сами ялтинцы называют их грибками, поскольку форма конструкций и вправду отчасти напоминает грибы - в частности, лисички.
На месте скульптурного Ленина
- Никто особо не интересовался, и мы на этом не зацикливались, что называется: ну, стояли и стояли, люди там отдыхали, - откровенничает заместитель директора по науке Ялтинского историко-литературного музея Людмила Петренко. Такое признание от человека, который знает об истории Ялты если не все, то почти все, звучит пугающе, но в то же время интригует.
- Их так любили все фотографы ялтинские: и Иван Радченко, и Дунаевский Феликс Михайлович - все, кто выпускал большие фотоальбомы, - Людмила Владимировна достает из шкафа, расположенного у рабочего стола, фотоальбомы с видами Ялты, раскрывает и показывает: - Вот так «грибки» выглядели в 60-х, а так - в 70-х.
- Конечно, мне те больше нравились, но зато теперь хоть набережная стала узнаваемая, - доносится из соседнего кабинета голос завотделом научно-просветительной работы музея Галины Типикиной. - Ялту всегда узнавали по зданию гостиницы «Ореанда» и «грибкам» на набережной.
Действительно, в 2003 году во время реконструкции старые «грибки» срезали, а на их месте «высадили» новые. По форме такие же, только белого цвета (те были желтоватые). И кто знает, дожили бы старые «грибки» до двадцать первого века, если бы не ухищрения местных служб, которые до последнего, как могли, спасали стеклопластиковые шляпки от неминуемого разрушения.
- Чем их только ребята из горкоммунхоза не мазали: и эпоксидной краской, и «молочницей» (тоже краска), - вспоминает бывший в 70-х годах прошлого века заместителем главного архитектора Ялты Владимир Сергеев (его таланту, кстати, город обязан появлению жилых террасных домов на круто падающих рельефах). - В 80-е хотели «грибки» вообще убрать, потому что они уже тогда выглядели изрядно обветшалыми. На их месте планировалось кафешку построить какую-то. Но в итоге решили, что это, можно сказать, лицо Ялты, и оставили.
Из Сокольников - на набережную
В июле 1959 году в Москве открылась «Американская национальная выставка». За первые две из шести недель работы экспозицию посетили более миллиона человек. Без преувеличения знаковое для хрущевской «оттепели» событие стало важной вехой культурного обмена между американским и советским народами. Месяцем раньше в Нью-Йорке стартовала «Выставка достижений советской науки, техники и культуры». Оба проекта вызвали к жизни существенно потеплевшие на фоне «холодной войны» отношения Советского Союза и Соединенных Штатов, подписавших за год до этого договор о культурном сотрудничестве. Для первой в истории СССР «Американской национальной выставки» отвели территорию площадью семь гектаров. В столичном парке Сокольники создали настоящий выставочный городок из павильонов оригинальной архитектуры, открытых экспозиционных площадок, искусственных водоемов, цветников и малых архитектурных форм. В числе экспонатов оказались новейшие американские сельскохозяйственные машины, автомобили последних марок «Форд» и «Дженерал Моторз» и другие крупные экспонаты. Здесь же возвели одноэтажный жилой дом с полным набором бытовой техники. В Сокольниках многие советские граждане впервые увидели заграничную одежду и косметику. Американские устроители одаривали москвичей значками, яркими пластиковыми пакетами и бесплатно потчивали пепси-колой.
На вопрос, как «зонтики» доставили на Южный берег, Григорий Афанасьевич разводит руками:
- Не знаю. Не помню. Давно это было.
Но, к счастью, помнит, что попали они в Крым «по линии Комсомола». Что, впрочем, весьма логично: представляется вполне уместным украсить лагерь, куда приезжает отдохнуть молодежь из-за рубежа, изделием американских дизайнеров, тем самым подчеркивая дружественный настрой к Западу в целом.
Новая жизнь достопримечательности
- Почему грибки? Да потому что они действительно смотрелись как поганки, как мухоморы какие-то. Американцы явно не учли ялтинского ультрафиолета, - иронизирует директор ялтинской строительно-промышленной компании «Югланс» Владимир Одинцов. - Ялтинское солнце попросту съело материал, из которого эти «грибки» были созданы.
Поэтому в 2003 году ялтинские власти решили творения рук Нельсона и Дитца демонтировать, чтобы на их месте установить их копии. Одинцов согласился со своей высококвалифицированной командой дать новую жизнь одной из визитных карточек города.
- Имея лабораторию художественного металла, лабораторию малых архитектурных форм, имея отделы дизайна и архитектуры, наша фирма взялась за этот проект, - рассказывает Владимир Альбертович. - Необходимо было создать новые зонтики из более стойкого материала. При их создании использовали методы выклейки, армирования и металлоконструкции. Начали с нуля: сделали замеры оригинальных зонтиков - и стали работать.
На вопрос, пользовались ли в работе чертежами Нельсона, которые сегодня хранятся в музее дизайна «Vitra» в Германии, Одинцов искренне удивляется:
- Мы даже не знали об их существовании. У нас просто была задача восстановить то, что было. К счастью, мы справились с моделями. А ведь там супер-геометрия: если миллиметр-два не сойдутся - они уже не будут нести тех конструктивных нагрузок и парусности. К счастью, новые «зонтики» простояли двенадцать лет и устояли перед чудовищными ураганами и штормами, которые не раз обрушивались за это время на Ялту - слава богу, не покосились, не перекривились. И думаю, простоят как минимум раза в два дольше предыдущих. Было бы неплохо, если бы еще местные службы заботились об их чистоте.