Насколько они обоснованы, нам разъяснил замдиректора по научной работе Никитского ботанического сада, заведующий отделом медицинской климатологии НИИ им. Сеченова Александр Ярош.
— "Малая" Ялта начала терять качества экологического курорта еще более ста лет назад, — огорошил нас Александр Михайлович. — Знаменитый дореволюционый климатолог доктор Дмитриев считал, что первым шагом по ее уничтожению как экологического курорта стало строительство с 1886 года мола, который отгородил бухту от моря. Прогресс. Уже несколько сот лет он идет по всему миру, и мы — не исключение. И если мы идем по пути французской Ривьеры, Капри и многих других известных курортов, то мы идем по пути развития курорта, как места для отдыха, развлечений и зарабатывания денег.
- Чей же пример может быть положительным?
- Не могу даже назвать такой морской курорт, схожий по климату с нашим. Испанское побережье застроили. Та же история и с побережьем Калифорнии, Португалии. На земле почти не осталось экологических курортов. Мир отказался от курортности в пользу денег. На теплых морских курортах есть отдельные экологические очаги, как и у нас. Не более того.
— А что особенно губительно действует на экологию Ялты?
— Загрязнение воздуха, прежде всего автотранспортом, а также плотная многоэтажная городская застройка, которая нарушает циркуляцию воздуха и за счет нагрева стен и асфальтового покрытия дорог делает городской микроклимат летом более жарким. Толпы людей летом отнюдь не способствуют чистоте окружающей среды. Еще лет 10 назад мы провели эксперимент. Одну группу детей водили гулять в Массандровский парк, а другую по ул. Московской. В первом случае у ребят резко улучшилась память, внимание и эмоциональное состояние. Во втором — поднялось артериальное давление и произошел отрицательный сдвиг в вегетативной нервной системе.
Но Александр Ярош успокаивает, что зоны формирования чистого воздуха сохранились — море и склоны гор, покрытые хвойным лесом. Чистым можно считать воздух и в мало освоенной части побережья — от горы Кошка до Фороса. Склоны гор и регион от горы Кошка до Фороса экологичны и летом, в курортный сезон. А остальная Ялта, кроме постоянно загрязненных центра самого города и русел рек, — только зимой. Именно в это время можно говорить, что регион от Гурзуфа до Фороса — экологический курорт, и на всем его протяжении можно получать лечение воздухом. Благодаря близости моря и гор, достаточно крутому склону в Большой Ялте происходит интенсивная циркуляция воздуха. Такое концентрированное смешение морского и горного воздуха сосновых лесов и дает лечебный эффект, которым славится ЮБК. Когда же человек начал активную хозяйственную деятельность на берегу — между морем и горами, то он создал некий барьер для циркуляции воздуха и его смешения. Плюс загрязнение, которое сопровождает любую жизнедеятельность. Летом по понятным причинам оно много выше.
По словам Александра Михайловича, за лечебную базу Большой Ялты стоит бороться и для этого необходимо оптимизировать систему санаториев. Хотя влиять на ее будущее ни ялтинцы, ни власти города не в состоянии. В Ялте лишь одна здравница (санаторий им. Куйбышева) является комму¬нальной собственностью города. Остальные принадлежат различным ведомствам и го-сударствам.
- А объединить и развлекательный центр и лечебный курорт в Ялте возможно?
- Не легко, но, как мне кажется, другого пути нет. Для этого надо решить несколько задач. Одна из них – разделить Большую Ялту на зоны для отдыха и лечения. Сделать загрузку курорта равномерной в течение всего теплого периода времени с мая по октябрь и разобраться с существующими санаториями – основной лечебной базой для туристов.
- В этих вопросах слишком много «но».
- Это так, но кое-что Ялта может сделать. Основная масса людей стремится попасть на курорты со второй половины июля до конца августа. Это обусловлено как традиционным временем летних отпусков, школьными каникулами, так и отсутствием убедительной рекламы преимуществ климаторекреации в другие месяцы теплого периода, в том числе опасности наиболее жарких погод для людей, страдающих заболеваниями сер¬дечно-сосудистой и нервной систем. Дифференцированный подход нужен и к отдыхающим из разных регионов. Северяне адаптированы к более низким темпе¬ратурам, чем южане. Для них условия мая—июня и сентября—октября более комфортны, чем июля—августа.
- Многие туристы едут сюда, чтобы попасть на пляж.
- В этом плане Большая Ялта не имеет решительного преимущества перед приморскими курортами степной части Крыма. Скорее – недостатки. Большинство людей предпочитают мелководные песчаные берега глубоководным галечным. Основные козыри Большой Ялты — климат и ландшафтно-пейзажные факторы, которые действуют в большей мере не на пляже, а в лесопарковой зоне. Необходимо организовать пользование этими благами. Привести в порядок существующие парки и терренкуры, расширить их сеть, оборудовать маршруты ближнего туриз¬ма, обеспечить их медицинским обслуживанием, подготовить инструкторов.
Пока еще лучшие на Черном море
Александр Ярош говорит, что Ялта остается лучшим климатическим курортом в черноморском регионе, но на мировое первенство уже претендовать не сможет: «Деятельность людей здесь ни при чем. Климат — это температура воздуха, его влажность, атмосферное давление, которые присущи данной территории и неподвластны человеку. Оценка курорта зависит и от того, для кого этот курорт. Для жителей тропиков Ялта может показаться слишком холодной. Но для жителей средней полосы она относится к лучшей в мире климатической зоне. Тем не менее проигрывает ряду курортов той же зоны: итальянской Ривьере, французскому Лазурному берегу, Португалии, югу Калифорнии и юго-востоку Австралии. Летние показатели у нас одинаковые с Северным Средиземноморьем, но зимой у нас средняя температура +4, а на Лазурном берегу +9, на Ривьере +10. Там раньше начинает теплеть весной и дольше сохраняется тепло осенью. Соответственно, дольше "высокий" сезон"».