Вместо свалки – памятное место
Четверым севастопольцам — Владимиру Семенову, Наталье Гарматий, Ирине Будяковой, Александре Руновой - удалось воссоздать уникальный объект - 11-ю береговую батарею возле мыса Хрустальный. Она построена в 1900 году, послужила в Первой мировой войне, после Октябрьского переворота использовался советскими военными как пункт наблюдения и связи. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались командный пункт береговой обороны Черноморского флота генерал-майора Петра Моргунова и штаб Приморской армии генерал-майора Ивана Петрова. До 1950-ых годов принадлежала воинской части, пока ту не расформировали и расположение не покинул последний солдат. Батарею законсервировали: вывезли оборудование и технику, заложили окна, заварили тяжеленные дореволюционные двери, которые сохранились до сегодня. Местные жители десятилетиями засыпали пустующий бункер мусором, забрасывая его через пробитые в стене и на крыше отверстия.
- Наверное, это единственная береговая батарея Севастополя, сохранившаяся в первозданном виде, - отмечает ветеран вооруженных сил Владимир Семенов. - Когда мы в декабре 2011 года вскрыли дверь, перед нами лежали мусорные кучи в человеческий рост. Нам пришлось вывезти больше 800 мешков с отходами, к 9 мая 2012 года батарея имела более или менее приличный вид
- Мы решили создать на базе батареи Народный музей обороны Севастополя в Великой Отечественной войне, поскольку городские власти 40 лет на мысе Хрустальный «открывают» подобный — до сих пор ничего не сделано, - поясняет Наталья Гарматий, один из организаторов экспозиции. - Долгая переписка с чиновниками закончилась заключением охранного договора. А затем мы начали сбор денег на организацию музея и приведение батареи в порядок. Мы заявили: Народный музей создается самими горожанами, и посвящается рядовым защитникам Севастополя и событиям, не отраженным в его официальной истории.
В нескольких помещениях каземата активисты поместили первую экспозицию - реконструкцию учебного класса подземных школ, существовавших в Севастополе с декабря 1941 по май 1942 годов (хотя такого класса и не было в 11-й батарее). Для воссоздания обстановки и передачи атмосферы были необходимы раритеты, тогда бросили клич — и горожане принесли из дому семейные реликвии или залежавшиеся на чердаке вещи: керосиновые лампы, старые портфели, сшитые из обрывков бумаги тетради, перьевые ручки с чернильницами-непроливашками, дневники очевидцев.
Получив аттестаты, уходили на войну
По словам активистов, во время Великой Отечественной войны Севастополь оказался единственным фронтовым городом, где в клешнях немецкой блокады работали уникальные подземные школы.
Учебный год 1941-го начался нормально, хотя такое слово не подходит к описанию событий тех дней. Первые бомбы упали на город 22 июня — в день выпуска, учителя остались без летнего отпуска и вместе с другими гражданами готовились к испытаниям войной. Работали в отрядах противовоздушной обороны, создавали военизированные дружины, прошли курсы помощи фронту, описывает ситуацию ветеран педагогического труда, автор книги о подземных школах Ирина Будякова. В первые дни войны фашистская авиация уничтожила школы №25 и №4, поэтому остальные учебные заведения сократили свою работу. К ноябрю обстановка в Севастополе ухудшилась, необходимо было уберечь детей от войны — и отдел образования поставил задачу: за неделю найти подходящие подвалы и оборудовать в них школы.
- Таких подземных школ открылось девять: из них две средние, семь начальных - в них учились 2442 ребенка и преподавали 77 учителей, - говорит Ирина Ивановна. - Хоть и были трудные условия, но ни один ученик не погиб во время занятий! Однако многие родители не пускали детей в школу: ребята могли или не дойти до нее, или не вернуться с занятий.
Необычные школы открывались в девять часов утра, ученикам читали сводку Совинформбюро о событиях на фронтах. Далее по расписанию - пять уроков. На шестом занятии детей просто держали в классах, не выпуская на улицу, - и репетировали с ними госпитальные концерты или мастерили подарки воевавшим бойцам. Домашние задания, естественно, не давались. В классах — темно: электричества не было, поэтому использовались керосинки. Без парт и стульев: вместо них — снарядные ящики, положенные на колени дощечки или столы - наспех сколоченные из добытых в развалах досок. Когда закончились чернила для перьевых ручек, писали химическими карандашами. Для обогрева топили буржуйки, хотя и они не спасали — на уроки ходили в пальто и шапках.
Пока город снабжался продовольствием, учеников кормили «горячим завтраком»: на одного ребенка - стакан чая и кусок посыпанного сахаром хлеба. Учителя получали скудный паек, из чего он состоял — точно не известно. Ребята и их наставники по мере сил обороняли город: ходили в больницы к раненным бойцам, вязали теплые вещи для фронта, стирали окровавленные бинты, рыли окопы, собирали бутылки под «коктейль Молотова», искали металл для мин.
Так школы действовали до 24 мая 1942 года — за пять недель до окончания обороны Севастополя вышел приказ, которым детей распускали по домам. Выпускники средних школ получили аттестаты — и сразу ушли в партизанские отряды и армию, оставшимся ученикам выдали табеля, подчеркивает Ирина Будякова.
Захватив город, немцы ввели свои порядки и в три дня зарегистрировали жителей — среди них нашли учителей, их распределили по четырем «оккупационным» школам, куда ходили 800 учеников. С 1942 по1943 годы занимались по советским учебникам, из них вычеркнули каждое упоминание о советском строе. В 1943-44 годах нацисты специально завезли «буквари»: портрет Адольфа Гитлера на первой странице, пропаганда освобождения страны от жидовства и коммунизма — во всей книге. Учителя и директора школ — сторонники нового режима — активно поддерживали профашистские настроения и веру в Третий Рейх.
- После освобождения Севастополя учителей, работавших в немецких школах, проверяли компетентные органы. Многие преподаватели заслужили высокую оценку, поскольку помогали подпольщикам, вызволяли пленных из концлагеря, обеспечивали партизан продуктами, доставали документы, несли детям правду о ситуации, - завершает Ирина Будякова.
Сытое брюхо к памяти глухо
Увы, благое дело оказалось «сиротой», которую приютили Владимир Семёнов, Наталья Гарматий, Ирина Будякова и Александра Рунова. Тема подземных классов в Народном музее — первая, они хотят добавить экспозиции командного пункта береговой обороны главной базы Черноморского флота и штаба Приморской армии. Для этого нужна помощь, хотя бы на любительском уровне — тех же энтузиастов из числа ветеранов, членов военно-исторических клубов и патриотических организаций Севастополя.
- Мы думали, что с первого дня к нам придут севастопольцы, готовые писать историю города, - поясняет Владимир Семенов. - Проект, может быть, малобюджетный, но требует денег. К примеру, нужно провести электричество для освещения, отопления, вентиляции. Иначе не будет условий для постоянной экспозиции – и экспонаты испортятся. Мы прикинули: если каждый севастополец даст 20 рублей, то мы станем равными реконструированной 35-й батарее. Но все идет со скрипом, спасибо энтузиастам: на субботниках выгребали из 11-й батареи мусор или приносили вещи для собрания.
Общественники обращались в правительство и Законодательное Собрание Севастополя, где чиновники, на словах не отказав в помощи, остались в стороне – не говоря уже о бывших высокопоставленных украинских политиках.
- Ведь мы делаем не для себя, а для наших детей и внуков. Сейчас эта тема должна быть на гребне волны: события в Киеве (на «Майдане») и на востоке Украины показали бездуховность, непонимание патриотизма молодым поколением, - вздыхает Владимир Семенов.
СПРАВКА "МК"
11-я береговая батарея находится по адресу: Севастополь, мыс Хрустальный (Артбухта), ул. Адмирала Владимирского (между домами №18 и №22). Музей работает по предварительным заявкам с группами не меньше пяти человек. Вход – бесплатный, но по итогам экскурсии посетители могут оставить добровольные пожертвования на содержание объекта. Контактные телефоны организаторов: +7 978 748 00 69 (Владимир Александрович Семенов), +7 978 748 00 59 (Александра Рунова).