Плейбек театр: зрителю играют его историю

Уникальный театр в Симферополе, где актеры полностью импровизируют, а сюжет придумывают зрители

30 ноября 2017 в 13:17, просмотров: 1810

Плейбек театр – это интерактивное действие, основанное на спонтанной игре и импровизации актеров. Пришедшие на представление зрители рассказывают реальные истории из своей жизни и смотрят, как тут же их проигрывают на сцене.

Плейбек театр: зрителю играют его историю

В переводе с английского плейбек означает «проигрывать назад». Основатель нестандартного театра американец Джонатан Фокс считал, для того чтобы представить позитивное будущее, нужно встретиться с истиной прошлого. В 1975 году вместе со своей супругой он создал небольшую группу таких же увлеченных людей. Сейчас плейбек существует в более чем 60 странах мира. В Крыму пока такой один.

Плейбек называют социальным театром психологической импровизации. Здесь фокус идет на проигрывание чувств, эмоциональной картинки истории, нежели событийной. Не столь важна цепь событий, как то, насколько психологически они были окрашены. При этом руководитель театра Лиана Ускова настаивает, что плейбек – это не терапия, хотя бывает неожидаемый терапевтический эффект. Основная задача театра – чтобы люди отдохнули эмоционально и психологически расслабились. «Это как психологически сходить на танцы. Вы потанцуете, тело расслабится, психика отдохнет, вы получите расслабление и удовлетворение. Крючки, которые прицепились к человеку, к его ситуации и сдавливали его, наконец-то отцепились», – поясняет она.

Кто хочет поделиться своей историей?

На сцене минимум декораций, актеры одеты в черное.

– Кто хочет поделиться своей историей? – такими словами Лиана обращается к залу. И то, каким будет представление, зависит от зрителей. Сюжет их историй становится сценарием для импровизационной игры актеров.

История может быть любая: радостная или грустная, из детства, случай на работе, сон или несбывшаяся мечта. Но важно, чтобы это все было про себя. В плейбеке есть правила. Играть можно все, кроме серьезных травм, не воспроизводятся сцены насилия, смерти. При этом можно обыграть чувство тоски или ностальгии по умершему, но не саму смерть. Для актеров запрещены эксперименты. Например, жена рассказывает про мужа, а у актера возникла фантазия изменить супругу. Или «ой, я плохая мать» – только если рассказчик сам так сказал. Честность, спонтанность, разнообразие, ничего не добавлять от себя и не давать оценочных суждений.

– Плейбек ни на что не похож. Самый распространенный отзыв зрителей, что они не могли представить, что это так. Они ожидают заготовки, заранее спланированного сценария. У нас как-то зритель воскликнул: «Они же не договариваются!», – с улыбкой говорит Лиана.

При этом импровизация и спонтанность – это хорошо отработанное искусство актеров, их умение чувствовать. Этому они обучаются в профессиональном театре, посещают фестивали, мастер-классы. В симферопольском плейбек театре полностью сформированная труппа, где люди на протяжении нескольких лет оттачивают свое мастерство. Возрастной состав участников от 20 до 40 лет, из шести актеров всего один парень. Лиана признается, что хорошо бы в состав труппы добавить еще одного мужчину, мужская фигура важна. Это успешные интересные люди: юристы, психологи, мастер компьютерных технологий, художница.

Стать частью команды могут не все, но в планах Лианы Усковой открыть студию, где каждый желающий может попробовать себя в качестве плейбек актера. И если человек покажет результаты, отличится умением чувствовать историю, находить в ней новые грани, то у него появится шанс войти в основной состав.

Актеры проигрывают так, как услышали, как откликнулись. Это дает возможность рассказчику и зрителям увидеть новый контекст в этом событии, другой смысл. К примеру, если рассказали ситуацию с начальником, скорей всего человек увидит и точку зрения босса, что расширит его кругозор.

Чаще люди выносят на обозрение личные глубокие истории, сложные эмоционально, местами даже болезненные. Джонатан Фокс считал, что плейбек – это больше, чем просто развлечение. «Мы пытаемся воссоздать атмосферу, где нет границы между искусством и исцелением. Точно также как в древних культурах не разделяли творчество и целительство», – говорил основатель плейбек направления.

Кто приходит на плейбек? Ценители искусства в любом его проявлении, интеллектуальные, эмоциональные люди. Приходят ради праздного любопытства или чтобы включить свой мозг, наполниться новыми чувствами, а некоторые надеются, что им станет легче.

Действие длится час-полтора, в зависимости от психологической нагрузки в зале. Одна история занимает до 15 минут.

Однажды участие приняла и я. Поведав свою историю, очень удивилась, что ее показали именно таким образом. Нет, актеры не переврали. Скорее я поняла, какой даю посыл обществу, и как меня воспринимают люди. Взглянуть на себя со стороны бывает полезно.

А бывают случаи, когда люди не просто переосмысливают, но и меняют свою жизнь.

– Мужчина рассказал, что у него нет отношений. Мы отыграли его мечту. Через две недели у него появились отношения. Это и есть неожидаемый терапевтический эффект, – приводит пример Лиана. – Иногда люди боятся рассказать историю, как она есть, или не до конца откровенны. А на ложь накладывается удвоенная ложь. Ушел в фантазийный мир, значит, будет фантазия.

          В перспективе творческая группа «Озарения» хочет пойти дальше и начать выступать там, где существуют социальные проблемы. Плейбек театр используется по всему миру в разных областях. Актеры выступают в школах, больницах, тюрьмах, бизнес-компаниях, в работе с беженцами, в местах стихийного бедствия, в поселках, где возник территориальный конфликт, для пожилых людей, инвалидов. Задумки выступлений у крымской команды есть.

О плейбеке можно много говорить, но, пожалуй, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Итак, кто хочет поделиться своей историей?

Актеры плейбек театра

Сергей Чайка работает с программным обеспечением кафе, ресторанов и кассовым оборудованием:

- Многие привыкли жить, глядя на события сквозь призму логики, совсем не обращая внимания на свои чувства. А некоторые люди приучили себя прятать и подавлять эмоции, вместо того что бы адекватно их выражать. Это как если бы в машине из всех элементов управления вам был бы доступен лишь тормоз. Вряд ли поездка на таком авто доставила бы удовольствие. Навык управления (а не подавления) эмоциями важен. И с другой стороны очень важным является то, насколько мы хорошо распознаем чувства других людей. Это непосредственно сказывается на качестве коммуникации.  Когда рассказчик смотрит на свою историю на сцене, с ним случается озарение. Каждый человек живет в своей субъективной реальности, видит что-то абсолютно свое, актер откликается на тебя таким образом, каким ты даже и подумать не мог.

Елизавета Шельтик, психолог:

- После первых встреч группы, когда играли в том числе и мои истории, я удивлялась, как менялось мое состояние от страха, волнения и внутреннего трепета до облегчения, удивления, а иногда и глубокого удовлетворения и счастья, от того что мне группа показывала со стороны. А как актер… Не передать словами! Это всегда выход из зоны комфорта. Когда не знаешь, что будет происходить с тобой и нашей командой через 5 секунд. Это всегда очень будоражит! В своей обычной жизни, процесс принятия и отпускания своих мыслей и эмоций стал у меня проходить быстрее. Появилось больше внутренней свободы. Я очень легко импровизирую, что очень помогает мне в работе и в отношении с другими людьми. Теперь для меня вся жизнь – это плейбек.

Сейчас команда готовится к фестивалю плейбека и ищет спонсоров, чтобы представлять Крым.




Партнеры