Поход выходного дня в Крыму: Челтер-коба и Сюйреньская крепость

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края – Крым может удивлять бесконечно

6 сентября 2017 в 17:46, просмотров: 977

Долина реки Бельбек изобилует интересными археологическими и природными объектами. Для похода выходного дня можно избрать любой из них или скомбинировать посещение нескольких таких объектов в единый маршрут.

Поход выходного дня в Крыму: Челтер-коба и Сюйреньская крепость
Видовая площадка на Утюге

Не сидите дома!

   Из Севастополя мы проложили путь через села Черноречье и Терновку. Живописная дорога петляет между гор, спускается и стремительно поднимается на перевал. После Красного Мака мы выехали на трассу Бахчисарай – Ялта. Дорога в хорошем состоянии, да и погода в то утро удалась на славу. Но ехали не спеша, пытаясь впитать весь колорит крымского леса на границе лета и осени. У дорожного указателя и автобусной остановки общественного транспорта свернули в село Большое Садовое и узкими улочками поднялись на его южную околицу. Прямо над головой – мыс Куле-бурун, правее – Ай-Тодор. Здесь, на краю села, машину лучше оставить и следовать далее пешком. Конечно, некоторые водители даже на паркетниках могут подняться в лес по склону горы. Но если пойдет дождь, то  спуститься обратно без проблем не удастся.

Начало пути

      Наша ближайшая цель – Челтер-Коба. Название тюрское и переводится как пещера-решетка. Это далеко не первое название пещерного комплекса, как и сами носители языка далеко не первое население Крыма. Но это самое древнее из дошедших до нас названий. Отсутствие каких либо письменных документов или настенных надписей оставляет нам возможность только гадать, как первообитатели пещер называли свою обитель. Точно так же и ученые не пришли к единому мнению о времени поселения здесь людей. Кто-то склоняется к отметке раннего средневековья, периода иконоборчества, кто-то считает объект более поздним. Можно остановиться на датировке VIII-IX века. К такой версии пришел исследователь В. Даниленко, найдя в ущелье под монастырем посуду V-VIII веков. В округе мыса Ай-Тодор было обнаружены следы нескольких древних поселений. Но сроки их существования никак нельзя увязать с монастырем. Одни исследователи насчитали в комплексе 22 пещеры, другие пишут о 55. Ближе к достоверности первая цифра. Но для среднестатистического туриста абсолютное количество пещер особого значения не имеет. Важно впечатление от одной-двух искусственно вырубленных полостей. Даже сама церковь лишь частично разместилась в вырубке правильной прямоугольной формы, используя большей частью пространство грота. Сегодня здесь – мужской монастырь святого Великомученика Феодора Стратилата. Святой Феодор Стратилат почитается покровителем христианского воинства. Да и само слово «стратилат» переводится, как военноначальник. Жизнеописание Феодора говорят о периоде правления императора Ликиния, гонителя почитателей икон. Император истреблял высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу мучеников из числа окружения императора.

Монастырский двор

Чьи имена носят наши монастыри?

   Феодор родился в малой Азии в городе Евхаит и служил в императорской армии. Он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам. Император и 8 тысяч солдат прибыли по приглашению и привезли серебряные и золотые статуи эллинских богов. Но Феодор, проповедовавший христианство, ночью разбил все эти статуи и осколки золота раздал бедным. Мотивировал свои действия верой в Христа. Император был возмущен, заточил Феодора в темницу, пытал его и распял. Но ночью Ангел снял казненного с креста и возродил его. Весь город поверил в Христа. По преданию Феодор добровольно ради веры пошел на казнь и был усечен мечом в феврале 319 года. А как там было на самом деле, кто его знает!

В храме

Тропа среди кизильника

   Тропа от села Большого Садового имеет многочтения. Но в любом случае она приведет в ущелье между Куле-буруном и Ай-Тодором. Смело идите 500-600 метров по тропе. Это 1000-1200 шагов неспешного хода. Если мелким шагом – больше. Попадутся на пути вырубленные в глине ступеньки. Потом – справа под сенью деревьев появится православный крест и деревянные нетесаные перила лестницы к монастырю. Смело ступайте вправо, отдыхайте на скамейках и выходите на открытую поляну уже западного склона мыса Ай-Тодор. Слева – природный грот, каким его увидели разведчики иконопочитателей. От оставленной машины до ворот монастыря вам придется топать 20-40 минут. Спешить не стоит. Кто понял жизнь – тот не спешит!

Иконостас

   В западной стене скального мыса Ай-Тадор  есть и естественные гроты и искусственные пещеры. Гигантский грот предоставил людям естественное укрытие от дождей и снегов. Оставалось только поработать киркой, что бы в стене этого грота вырубить помещения для относительно комфортной жизни. Попробуйте пофантазировать. Как первые монахи нашли этот грот? Был более чем длинный и тяжелый путь. Были попытки разведать крымские ущелья и горы. Были разведчики, которые бежали впереди обоза, что бы узнать дороги и перевалы. Случайно ли, или по наводке местного населения, путники вошли в ущелье, где журчал ручей. Источник бил прямо из скалы, а в 200 метрах было естественное, хотя и скромное убежище от непогоды. А какой была та погода, или непогода? Наверное были споры среди старшин похода. Лишь малая часть колоны осталась в этом ущелье обживать грот. Остальные ушли искать лучшей доли. Было ли то знойным летом, или морозной зимой? Тема для большого исторического романа.

Тайна имен не имеет ответов

   Мы уже никогда не узнаем первое название мыса Ай-Тодор. Нынешний топоним с точки зрения ортодоксальной археологии очень спорен. Но иного варианта никто и не предлагает. Хорошо еще, что не «мыс имени 50-летия Октябрьской Революции», или «Мыс товарища Троцкого». Флаг на мысу установить было бы куда проще, чем на зубцах Ай-Петри.

Были ли аскетами жители этого пещерного дома? Вряд ли. Обилие в полу и наклонном своде грота квадратных и круглых гнезд говорит о масштабном строительстве с использованием деревянных столбов и балок перекрытий. Можно предположить, что в гроте было несколько очень уютных деревянных домов, фасады которых выходили на ущелье. А противоположной стеной являлась известняковая скала с вырубленными пещерами. Искусственные вырубки располагаются сегодня в четыре яруса. С этажа на этаж вели каменные лестницы и деревянные трапы. Без деревянных помостов работу по рубке верхних пещер проводить было невозможно. Большая часть каменных лестниц обрушилась при выветривании мягкой породы. Время не сохранило деревянные конструкции. Столбы, балки, брусья и лестницы, оконные блоки и деревянные внешние стены, скорее всего, были уничтожены огнем большого пожара, когда турки осаждали и брали с боем крепости и города Крыма, сжигали их дотла. Вот эту дату все археологи указывают с точностью до года – 1475 год.

Грот с источником в тисовом ущелье

   Напротив монастыря, через глубокое ущелье под названием Хор-хор, виден массив другого скального мыса Джаниче-бурун (душевный, добрый). Мой спутник, служивший в Балаклаве на подводных лодках, в очертании скалы признал контур подводной лодки, всплывающей в волнах леса с дифферентом на корму. Есть рубка, есть первый отсек с торпедными аппаратами, есть даже якорные клюзы. У основания мыса можно увидеть тарапаны, на котором давили виноград. В лесу – множество одичавшего винограда. Но связь их с монастырем далеко не очевидна.

   Есть одна особенность монастыря. Он не перестраивался потомками или правоприемниками первых зодчих. Это может говорить либо о позднем строительстве объекта, либо о его не привлекательности для потомков. Для ученых-археологов такое развитие событий дает уникальную возможность взглянуть глазами современника на итог строительства более чем десятивековой давности.

   Возрождение пещерного монастыря в новейшей истории началось в 2005 году. Храм освящается в честь великомученика Феодора Стратилата. Установлены солнечные электрические батареи. Есть свой бензогенератор, снабжающий при необходимости электроэнергией (централизованного снабжения электроэнергией нет). Чуть выше по склону ущелья благоустраивается родник и купель. И источник, и купель уже довольно популярны. Сюда приходят не только туристические группы по руководством многоопытных гидов, но и паломники, одинокие путники в поисках спокойствия, исцеления, созерцания живой природы. В праздничные и воскресные дни в церкви совершаются богослужения. Престольный праздник в монастыре 21 июня – день памяти великомученика Феодора. Проводит богослужение иеромонах Даниил при сослужении священнослужителей разных храмов Крымской епархии.

     Пройдя освящены источник, путник попадает на склон ущелья в волшебное царство леса. Отсюда начинается тропа, а потом и лесная дорога к Сюйереньской крепости, или на обрывы массива утюг.

Загадки древней крепости.

   Крепость называют сейчас Сюйереньской. Есть варианты и вариации. Спорить с ними бессмысленно. Настоящего названия крепости мы не знаем и уже не узнаем. Парадоксы истории. Крепость относительно молода. Намного моложе тех археологических объектов, о которых мы знаем почти все, до размеров обуви правителей и их домочадцев. Доподлинно археологи уверены в том, что Сюйереньская крепость была северным форпостом готского княжества Феодоро. Письменных документов нет. Рисунков наскальных то же нет. Средневековье? А где турецкие воспоминания о взятии крепости? У турок то были полковые летописцы и историки. Кто-то победы описывал. Придется признать, что наша история не имеет никаких фактических подтверждений событий после Рождества Христова. Ни прямых, ни косвенных.

Ярчайшим примером «неизученности» археологических объектов  Крыма может служить Сюйренская крепость.  Княжество Феодоро имело выход к морю и порт Авлита под прикрытием крепости Каламита. Сейчас здесь располагаются Инкерман и Свято-Климентский монастырь в глубине Севастопольской северной бухты на месте впадения в неё Черной речки. Столица княжества Феодоро находилась на вершине горы Мангуп. Некоторое время феодориты контролировали и Балаклаву и Алушту. Но вернемся к одинокой башне на вершине скального мыса над левым орографическим бортом долины реки Бельбек. Значение крепостей на вершинах гор сводилось, в период отсутствия авиации и артиллерии, к сохранению гарнизона и защиты местных жителей для последующей атаки на вторгшегося на родовые поля и луга противника. Сюйереньская крепость и закрытые ею площади слишком малы для решения каких либо стратегических задач. Наблюдательный пункт, форпост княжества? Может быть. А само название крепости выводится от готского названия Шиварин - «Обломок скалы».

Кто же строил лесную дорогу?

  От источника монастыря тропа за 15 минут выводит на плато, заросшее лесом. Интересно уже то, что под корнями деревьев всего 10-20 сантиметров плодородной почвы. А дальше - скала. Тропа выбегает на дорогу, которая идет в обход оврага между двумя скальными мысами. Идем на юго-восток минут 20. Дорога делает поворот и раздваивается. Направо пойдешь – на Утюг прейдешь. К крепости – налево. Под ногами сплошные глыбы известняка. Чем ближе к крепости, тем больше вопросам к нашим современным дорожным строителям. Как на вершине горы можно было построить (а она построена!) дорогу без единого шва, без раздолбанных ям, без зловредной колеи? Как наши коммунальные службы, вооруженные самой передовой техникой, ухитряются создавать участки, которые в народе называют «хитровыдолбаеными»? Дорога постепенно спускается на северо-запад и временами пересекает причудливые поляны. По сторонам – кизил и дуб. Под ногами – совершенно ровная поверхность. Разворотный круг? Площадь адмирала имярек? Посадочная площадка для космической тарелки? Взлетная полоса для «кукурузника» Ан-2?

Вид на "подводную лодку" с крепостной площадки

   Дорога имеет абсолютно правильную геометрическую форму со всеми необходимыми закруглениями и съездами. Перед главной башней крепости – площадь. Возможно, что сюда торговцы свой товар привозили. Отсутствие колеи говорит о верховом и вьючном сообщении крепости с внешним миром.

   Крепостная стена простирается на сто метров от восточной кромки обрыва до западной. Посредине – башня восьми метров в диаметре. На своде башни видны следы росписи. Не исключено, что там была крепостная церковь. Стена выложена с внешней стороны крупными квадрами (тесанный блок прямоугольного сечения), с внутренней стороны блоки чуть меньшего размера. А между этими двумя панцирями стена забутована диким камнем на известняковом растворе. Камень добывали где-то рядом, но следов карьера мы не видели. Башня построена таким образом, что любая попытка штурмующих пробиться к калитке в стене давала возможность обстреливать их из бойниц в правую руку, несущую меч, но не щит. Не оставались без внимания и нападающие на восточном фланге. Башня располагала бойницами с дополнительными этажами, с деревянными настилами для отражения атак. Крепость можно было бы считать непреступной, если бы не артиллерия, которую под её стены прикатили турки. Наши современники пытались отреставрировать башню. Четко видна новая камена кладка на цементном растворе. Но работа так и не была завершена. Сильно разрушены ворота в крепость. Камни буквально висят над головой.

Монастырская купель

   Вызывает вопросы наличие вырубленных в скале могил прямо за главной стеной башни. Какая в том была необходимость? А может башню строили уже после использования гробниц, через 2-3 века? В 10 метрах от тыльной стороны башни отчетливо видны крупные квадры, оставшиеся от какого-то солидного здания. Либо от храма, либо от частного дома состоятельного «сюйренца». Идем дальше на северо-запад. В зарослях кустарника, дуба, фисташки, кизила, тиса, можжевельника видны горы строительного мусора, кучи камня, оставшегося после разрушения жилых домов. На этом мысу люди жили только в каменных и деревянных домах. До пещер здесь руки не доходили. Плодородного слоя здесь не более 10 сантиметров. Но мысль скалы рубить никому и в голову не приходила. За крепостной стеной могло укрыться какое-то количество воинов и жителей прилежащих селений. Но едва ли более 200. Воды на плато нет. Следов осадных колодцев и родников никто никогда не видел. Такую крепость измором взять можно было за неделю. Возможно, что так она и была взята.

   Для современного туриста куда важнее виды, открывающиеся с вершины мыса на долину Бельбека. Напротив крепости, по правому орографическому берегу, возвышаются отвесные стены. Кажется, что они были вылеплены и выпечены в идеальной гладкой форме. Много лет спустя эти стены подверглись выветриванию. Появились промоины, гроты, расщелины. Но весь этот «новодел» не изменил общего и основательного облика скальных массивов.

Немного ботаники

   На вершине крепостного утеса есть несколько удивительных растений. В августе бросается в глаза рясная гроздь фисташки туполистой. Растение эндемично и занесено в Красную Книгу. Рощи фисташки встречаются в Батилимане, в урочище Инжир, на мысе Феолент. Эти яркие плоды скоро станут синими. Лакомство для  птиц. Самая древняя фисташка на территории Крыма была обнаружена в 2010 году за околицей деревни Камышлы (Дальнее). Дерево получило официальный паспорт и должно охраняться законом. Рядом с фисташкой растет тис ягодный и несколько видов можжевельника.

А выключил ли я Утюг?

   Насладившись видами с вершины, пора подумать и обратной дороге. Здесь пути раздваиваются. Первый вариант прижимает нас прямо от калитки в крепостной стене к западному обрыву в поисках спуска в ущелье. От площади у башни тропа уходит на юг в лес. Без потери и набора высоты она через 150-250 метров выводит на череду каменных монолитных ступеней. Это естественные образования и в дождливую погоду они могут быть сколькими. Десять минут неспешного спуска по каменной лестнице приводят туристов на дно ущелья между двумя мысами. Тенистая тропа пробегает мимо пещеры-источника. Вода есть в любое время года, но для питья она едва ли пригодна. Еще 10 минут спуска, и путник выходит на развилку тропы к монастырю. Отсюда до машины еще 10 минут хода.

Утюг

   Второй вариант куда более интересен и заманчив. От крепости предстоит идти на юго-восток. По лесной дороге пройти нужно около трех километров до выхода на восточные обрывы массива Утюг. Название современное, но этот выступ скалы над долиной реки Бельбек всегда использовался для целей наблюдения. Разведчик мог видеть людей в долине на десятки километров в обе стороны, оставаясь совершенно незамеченным. Скальный утес наши современники назвали из-за сходства мыса с формой старого угольного утюга. На современные бытовые приборы он совершенно не похож. Прогулка на видовую площадку с лихвой окупает мускульные и временные затраты. С вершины скального обрыва хорошо виден сектор гор и долин от села Высокого до Орлиного Залета. Гора Бойко как будто на ладони. Долина Бельбека читается ясно и не двусмысленно. На востоке доминирует на фоне неба массив Чатыр-Дага.

   От видовой площадки Утюга нужно вернуться на юг метров на сто. Четкая тропа уводит путника вправо и вниз. Она полегает по дну тенистого ущелья, заросшего тисом. Это одна из самых больших крымских рощ тиса ягодного. Почти в начале спуска есть небольшой грот, из стены которого сочится вода. Спуск очень крутой. Нужно быть готовым к такому приключению. Не лишне будет в преддверии этого маршрута запастись трекинговыми палками. Тисовое ущелье оканчивается лесной опушкой на окраине села Куйбышево. В село Большое Садовое можно пройти вдоль Бельбека вниз по течению около трех километров.

 Такой маршрут похода выходного дня займет 4-5 часов. На тропе можно встретить и спортсменов, и пенсионеров, и семейные группы с маленькими детьми. Вот только воду и перекус нужно брать из расчета всего похода. По пути пополнить запасы питьевой воды можно только у монастырского источника.






Партнеры