"Литературный Крым": один день в музее со школьниками

«МК в Крыму» подводит итоги конкурс юных корреспондентов, который состоялся при поддержке Фонда «Живая классика»

На редакционный призыв откликнулись более 40 школьников из восьми регионов Крыма. Необходимо было подготовить материал о посещении любого литературного музея на полуострове, выделяя один из самых впечатляющих экспонатов музейной коллекции. Фрагменты лучших работ мы публикуем. И авторы некоторых из них в качестве внештатных корреспондентов нашей газеты побывают в «Артеке» на конкурсе юных чтецов «Живая классика».  

«МК в Крыму» подводит итоги конкурс юных корреспондентов, который состоялся при поддержке Фонда «Живая классика»

НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША ШМЕЛЕВА

       На весенних каникулах мы с мамой побывали в музее писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Аккуратный белый домик с покрашенными голубой краской оконными рамами и дверью находится в Алуште. Рядом – кипарисовая аллея на склоне холма, над домом нависает раскидистое дерево. Когда сидишь здесь в тени, и любуешься открывающимся видом на море, кажется, что это самое спокойное место в мире.

      Так же думал и Иван Сергеевич Шмелев, когда решил здесь поселиться. Сначала он приехал в гости к своему другу, тоже известному писателю – Сергееву-Ценскому, и захотел остаться в этом живописном месте. Позже, после того, как произошла Октябрьская революция, Шмелtв переехал в Крым вместе с семьей: женой и сыном. Шмелев не принял переворот, и хотел укрыться в Алуште от беспорядков.

      Район, где поселились Шмелевы, называется  Профессорский уголок. Здесь Иван Сергеевич познакомился и подружился с многими выдающимися людьми:  учеными, благотворителями, предпринимателями. И почти все они в 20-е годы XX века умерли от голода или погибли от рук вооруженных людей во время Гражданской войны. Погиб и единственный сын Ивана Шмелева, Сергей – его расстреляли как белогвардейского офицера.

      В музее Шмелева нам рассказали о нескольких известных книгах Шмелева. И мне запомнилась одна история, связанная с его творчеством. В 1918 году Шмелев написал в Алуште повесть  “Неупиваемая чаша”. Это образ Гражданской войны – переполненная чаша страдания людей. И вот несколько лет назад, одна из посетительниц музея очень полюбила это произведение. И попросила разрешения написать список с православной иконы, которая называется также – «Неупиваемая чаша», и подарить музею. Ее благословил на это Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь. Кстати, как нам рассказали, именно Владыка Лазарь освещал музей Шмелева, созданный в 1993 году.

      Когда была написана картина, это изображение освятили как икону. И повесили в музее над столом Ивана Сергеевича. И возник такой ритуал, который происходит теперь каждый год накануне 18 мая. Это особый день - международный день музеев. И так же, как написано в православном календаре -  день иконы «Неупиваемая чаша». Именно в этот день икону  «Неупиваемая чаша»  из музея в Алуште  крестным ходом вносят в Алуштинский храм Всех крымских святых и Федора Стратилата.

     Два дня икона находится в храме, и все службы в эти дни (17 и 18 мая), посвящены этой иконе, и этому празднику, и памяти писателя Ивана Шмелева, который написал повесть «Неупиваемая чаша» почти сто лет назад, в 1918 году.…

      Я осталась под большим впечатлением от этой поездки, и считаю, что здесь должен побывать каждый. (София Львовски, г. Симферополь).

В ГОСТЯХ У ЧЕХОВА

   Как тесно связана Ялта с классиками литературы и искусства: поэтами, писателями, художниками. Вспомнить только название улиц нашего города: Грибоедова, Гоголя, Руданского, Леси Украинки. Но одной из самых узнаваемых и памятных для ялтинцев остается улица  Чехова. Не многие города могут похвастать тем, что стали домом для настоящего волшебника слова. Жаль, что судьба соединила Антона Павловича с Ялтой не по доброй воле, но он, со временем, все же полюбил наш город. Писатель заболел туберкулезом и врачи посоветовали ему сменить удушливую столицу на Южное побережье с его целебным климатом. Обосновались Чеховы тогда еще на самой окраине Ялты - в поселке Верхняя Атка. Именно о мемориальном доме-музее гения русского слова я и хочу рассказать.

   Дорожка, ведущая в дом, проходит через прекрасный сад, в котором только-только распустились нежно-розовые тюльпаны. Рядом - та самая береза Антона Павловича, которая всегда напоминала ему о Родине. Что собой представляет сам дом? Небольшое трехэтажное строение на девяти комнат с шестью входами, которое показалось мне просторным, уютным и даже жилым. У этого дома есть свой характер! И он заключается в его отношении людям, которых он радушно встречает, готовый открыть все шесть входных дверей, начиная от парадной,  и заканчивая выходящей в сад. Я зашла с веранды, и стала знакомиться с экспозицией первого этажа. Спальня жены писателя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, гостиная, отдельные комнаты для близких и родственников.

    

  Самым интересным экспонатом мне показался обеденный стол, расположенный у трехстворчатого арочного окна, занавешенного воздушным тюлем. Его шутливо называли “сороконожкой”, потому что усаживалось за ним до двадцати человек. Обедали за ним строго в 13:00, к этому времени Антон Павлович успевал поработать в саду и заняться литературным делами в своем кабинете, расположенном на втором этаже. Именно оттуда он любовался роскошной магнолией, плантацией роз, мушмулой, старым кипарисом и многими другими растениями, которые сам и вырастил.

Возможно, этот сад и сама Белая Дача стали предметом вдохновения для И.А Бунина, С.В. Рахманинова, и Ф.И. Шаляпина, - все эти люди искренне любили Чехова, его дом. Мне кажется, эта трогательная атмосфера все еще царит здесь. Именно поэтому сюда приезжают люди из разных уголков мира. А мне не нужно никуда ехать, ведь я живу совсем рядом с Чеховским домом и могу ходить в гости без приглашения… (Дарья Свитайло, г. Ялта).

ОТ КРИНИЦЫ К ДОМУ-МУЗЕЮ 

   Санкт-Петербург – отец музеев русских, а Крым уверенно наступает ему на пятки. Тема питерских музеев в следующей статье, а сегодня мы поговорим о крымских.

   По мнению моих друзей, отдых и посещение музеев – разные вещи. Но кто сказал, что нельзя отдохнуть в музее? Почему бы не разнообразить лежание на пляже посещением всемирно известных и всеми любимых мест «силы», истории и мощнейшей энергии? Быть может, музейным экспонатам удастся достучаться до нашего сознания, рассказать сокровенные тайны, завоевать наше доверие, пробудить интерес к былому.

   Итак, наше путешествие начинается у Чеховской криницы поселка Боково-Платово. Здесь в 1876 г. будущий писатель гостил в семье своего ученика Пети Кравцова. Сюда уже известный читателям А.П. Чехов приезжал в 1887 г. Именно эту землю Антон Павлович назвал «Донской Швейцарией». Перед нами бескрайняя степь, которую так красочно изобразил прозаик… Таможня… Долгая дорога по Северному Кавказу… Паром! И, наконец, Ялта!

   Дом-музей писателя. На первый взгляд, обычный интерьер конца XIX – начала XX века, уютный ухоженный домик, но один экспонат сразу же привлек мое внимание. Это черный кожаный плащ, одиноко висящий на вешалке в шкафу. Как-то он выбивается из общего исторического фона вещей того времени. Как одинокий узник, скучающий по общению и прикосновениям, он приковал к себе мое внимание. Не всегда удается услышать людей, а тут вещь, которая пытается мне что-то рассказать! Я мысленно попробовала прикоснуться к частичке прошлого. Поток странных высказываний крутился в моей голове: «Ялта – теплая Сибирь», «Монте-Карло», «Нравиться женщинам», «Самоубийство», «Пессимизм и грусть», «Везувий», «Болезнь», «В человеке должно быт все прекрасно…» …

Стоп!  А действительно ли этот плащ принадлежал Чехову? Я помню изображения писателя в учебниках и на портрете в классе: привлекательный мужчина в пенсне, в шерстяном пиджаке или тканевом пальто, иногда при шляпе. И нет нигде кожаного плаща! Откуда? Зачем он ему? Какие тайны хранит? Быть может, плащ куплен в Европе, куда писатель часто любил ездить. В Монте-Карло, где он проиграл 900 рублей? Возможно, плащ был приобретен, чтобы понравиться женщинам, а пришелся кстати в Ялте, где Антон Павлович прожил 5 лет. А может, на нем отпечатались пессимизм и грусть писателя? Ведь известно, что в периоды нападок критиков Чехов хотел покончить жизнь самоубийством.  Или это воплощение 20-летней болезни, упорно не отступающей до конца его дней? А при чем здесь Везувий? Да, Антон Павлович взошел на вулкан, но не в кожаном же плаще! Не понимаю. Я запуталась!

   Возможно, я найду ответ в другом музее, даче А.П. Чехова, которая находится совсем рядом с «Артеком». Ах, если бы только туда попасть! (Юлия Винникова, ЛНР, г. Антрацит).

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ - В ГОСТЯХ У ГРИНА И СЕЛЬВИНСКОГО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: "Литературный Крым"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру