Олег Зубков: "Никому мои амурские тигры здесь, в России, не нужны"

Бесконечные суды, проверки, скандалы и провокации со стороны местных властей разных уровней, поставили существование «визитных карточек» Крыма под угрозу.

Создатель крымских парков «Тайган» и «Сказка» рассказал о своем проекте в Стамбуле, вывозе животных из Крыма и конфликте с местными властями.

В течение последних трех лет Олег Зубков, сотворивший достопримечательности, которые не появлялись на полуострове с дореволюционных времен (Ливадийский дворец, замок «Ласточкино гнездо», Форосская церковь – все создано до 1917 года) вынужден держать круговую оборону, защищая свои зоопарки. Как раз в этот период Зубков получил предложение из Стамбула, от которого трудно отказаться. Строительство масштабного парка, по его заверению, может начаться уже в середине этого года.

-  Олег Алексеевич, расскажите, как возникла идея вашего участия в стамбульском проекте?

- Еще в 2014 году мэр Стамбула Кадир Топбаш пообещал своим избирателям, что в городе появится большой природный парк с животными.  Ему очень важно выполнить это обещание за свой срок, поэтому началась подготовка к строительству зоопарка. Турецкая сторона долго искала и выбирала, кто может стать управляющей компанией нового проекта. Однако когда они столкнулись с анализом деятельности зоопарка, то поняли, что все подобные проекты - убыточные, дотационные. Для Стамбула это проблема, ведь никто не хочет строить зоопарк, который затем станет обузой для бюджета. Турецкое правительство делало ставки на специалистов из Сан-Франциско, из Венского зоопарка, которые предлагали свои модели проектов, но все же предложенные модели были неубедительны. Помогли туркам влиятельные люди из России, которые рассказали о моих проектах в Крыму. После этого в течение полугода турецкая сторона приглашала меня к себе для обсуждения нового проекта, однако в то время между Россией и Турцией обострились политические отношения, поэтому я не поехал. Но потом, когда ситуация урегулировалась, я решил нанести "визит вежливости" в эту страну.

- Что предложила турецкая сторона во время вашего визита?

- Мне показали территорию с озерами, зеленью, огромными соснами, рядом с прекрасной дорожной развязкой. Ее площадь составляет 500 га, и находится она в районе нового строящегося аэропорта – самого крупного в мире, кстати (речь идет о третьем терминале  Istanbul Grand Airport, который строится в 35 км от Стамбула - прим. авт.). Поэтому когда мне предложили этим всем управлять, и пообещали, что парк будет построен за государственный счет - я не смог отказаться, и стал регистрировать предприятие в Турции.  Чем больше я входил в процесс переговоров, тем больше убеждался в серьезности намерений, в грандиозности будущего зоопарка. Мне дано право проектировать все экспозиции животных. То есть, только от меня будет зависеть, сколько животных будет содержаться в зоопарке, в каких вольерах. Также мне будут помогать проектировщики из Стамбульского технического университета, которые будут увязывать все мои идеи с общей планировкой. Будет привезено огромное количество растений, построены здания, создана инфраструктура. Это фантастика для меня.

- Бывали ли представители турецкой стороны в Крыму, видели ли ваши парки?

- Нет, но они обещают приехать  в парк львов «Тайган» с визитом, чтобы посмотреть, как я управляюсь со львами, и оценить то, что мне удалось сделать в одиночку. Визит запланирован на май, хотя они настаивали приехать делегацией уже в феврале.

- Вы также заявили о том, что собираетесь вывезти всех животных из Крыма в Турцию. Как она будет организована технически?

- Как только турецкий зоопарк от переговоров и проектов станет реальностью, а это может произойти уже к концу этого года, то я займусь комплектованием всей зоологической коллекции нового зоопарка. И, конечно, прежде чем приобретать животных в других зоопарках, я постараюсь вывезти все излишки, которые у меня есть в "Тайгане" и "Сказке". У меня в коллекции насчитывается около 45 тигров, которых я собирал для несостоявшегося парка в Севастополе, и более 75 львов. За три года российское государство никак не оценило ни мою коллекцию, ни мои парки, ну а то, как меня "кошмарят", конечно нетрудно проследить в Интернете, и посмотреть, что произошло негативного за последние три года с моими объектами. Никакой перспективы развития здесь, к сожалению, я не вижу. Никому мои амурские тигры здесь, в России не нужны. Турецкое правительство, напротив, решило, что для тигров, львов, жирафов и слонов нужно создать самые лучшие условия в мире, и даже лучше, чем в "Тайгане". Поэтому большая часть животных будет вывезена паромом из Севастополя в Стамбул, и доставлена на новые экспозиции в зоопарк. Продавать или менять своих животных в России я не могу из-за затруднительного оформления документов. Я буду вывозить животных прилюдно, с поддержкой крымчан, и каждый шаг будет выполнен согласно законодательству России. В конце концов, у государства российского, учитывая, что это проект международного уровня, не останется законных возможностей чинить мне препятствия.

- Значит ли это, что крымские зоопарки «Сказка» и «Тайган» прекратят свое существование?

- Нет, закрывать их сам я не планирую, но ситуация, которая происходит в последние годы, ведет к тому, что мои парки рано или поздно могут прекратить свое существование здесь. Одна из причин - это отсутствие возможности привозить животных из Европы или других стран мира из-за санкций. К тому же, остаются проблемы и с подвозом воды в парк. Фактически, воды нет - несмотря на снежную зиму, Тайган не набирается, поскольку его запасы, которые накапливались многими  годами, иссякли, они сброшены на Керчь и Феодосию. Есть и другие проблемы - с поставками мяса и  другой продукции. Я уже три года не могу завезти из Украины веники для жирафов, которые производят только в Житомире. Это специфические моменты, от которых зависит жизнь животных, и состояние коллекции. Поэтому мои зоопарки будут жить и бороться за свое существование под крымским небом ровно столько, сколько позволит экономическая ситуация, и отношение местных властей к этим объектам. Если власть считает, что она сможет восстановить эти объекты, то флаг им в руки. Пусть пытаются сделать то, что доселе никому не удавалось. Но зоопарки мои – это частная собственность, и в готовом виде крымскому правительству я их не оставлю. Не получат они ни мраморных скульптур, ни металла, ничего. Они должны начать с того, с чего начал я -  пусть строят зоопарк с голого поля.

- Поддерживает ли решение о переезде в Турцию ваша семья?

- Моя семья всегда поддерживает меня во всех моих проектах, понимая, что если я принял такое решение, значит оно обусловлено теми или иными причинами. Они прекрасно видят тот кошмар, в котором мы живем последние три года в российском Крыму, видит, то что мы создавали десятками лет, рушится на наших глазах. Мы переживаем бесконечные судебные заседания по разным «нарушениям», к примеру, о надписи «Парк львов Тайган», которые находится на заброшенном косогоре, и суд требует снести их. За это время мы оплачивали разные абсурдные штрафы – например, за то, что ветеринары не могут определить, что предъявленное на экспертизе мясо для кормления является куриным, и говорят, что на каждой куриной ножке должно стоять клеймо. Не дает покоя и история с погибшим во время блекаута тигренком, тогда крымские власти обвинили меня в том, что я «заморозил» его до смерти, а затем выписали штраф в 500 тысяч рублей для зоопарка. А когда бухгалтерия просрочила оплату штрафа на два дня, то я был оштрафован дополнительно на сумму в 200% от первоначальной, а затем еще на миллион рублей! Это уже проблема общероссийская. Нельзя так относиться к малому бизнесу и штрафовать предпринимателей на столь сумасбродные суммы. Если объект не убыточный, ничего не берет из бюджета, то так забирать его наработанные деньги - это самое настоящее варварство. И таких примеров я могу привести достаточно много, ведь я живу с этим уже три года. За 2016 год я побывал в 150 судебных заседаниях. Когда мне нужно заниматься животными, проектированием, развитием зоопарков? На самом деле, я не единственный бизнесмен, выезжающий из Крыма, и вывозящий сегодня свои активы. Вы скоро узнаете о других примерах известных людей, который десятки лет пытались делать здесь уникальные проекты, не знающие аналогов. Уже сегодня эти люди готовят новые места для своего бизнеса в других странах. 

- Как вы относитесь к тому, что турецкий парк будет государственным?

- Для меня не главное, чтобы этот зоопарк был моим - пусть он будет государственным. Главное, чтобы моим животным там было хорошо, и что я смогу там с поддержкой мэрии и правительства страны спокойно жить, общаться и с людьми и с животными, и внесу вклад в мировую зоологическую систему своими зоопарками. Ну что же я буду здесь дальше «кошмариться» с местными властями? К тому же, мне предложили взять турецкое гражданство – и я не намерен отказываться. Оно необходимо для того, чтобы преодолеть санкции Евросоюза, и для того, чтобы мне были открыты дороги в европейские парки. Я смогу работать по вопросам завоза животных, растений, и чувствовать себя полноценным членом турецкого общества.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Турецкий гамбит

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру