В Крыму готовятся к съемкам фильма о судьбе татарского режиссера Гумера Исмагилова

Съемочная группа кинорежиссера Фарида Давлетшина («Тайное путешествие эмира», «Последнее путешествие Каипа», «Собака») приступает к работе над проектом «Тернистый путь».

Сценарий к этому документальному фильму написал казанский драматург и публицист Рабит Батулла. Зрителям расскажут драматическую историю одного из первых татарских дипломированных режиссеров театра Гумера Исмаилова (1907-1983).  

Съемочная группа кинорежиссера Фарида Давлетшина («Тайное путешествие эмира», «Последнее путешествие Каипа», «Собака») приступает к работе над проектом «Тернистый путь».

Основная часть съемок пройдет в Казани, но и Крыму будет уделено большое внимание, поскольку жизнь главного героя – талантливого и незаурядного человека, наделенного многими достоинствами – в военные годы тесно переплелась с полуостровом. К сожалению, несмотря на то, что он прожил большую и насыщенную жизнь, информации об Исмагилове крайне мало.

Казанская сборка

Его профессиональный путь начинался с Казанского объединенного художественно-театрального техникума (он был основан в 1922 году, а 1962 году, после ряда реорганизаций, на его базе было создано Казанское театральное училище). В 1928 году он был в числе дипломированных актеров второго выпуска.  А в 34-м получил еще и диплом режиссера после учебы в ГИТИСе. Уже через пару лет его назначили главным режиссером Татарского Академического театра в Казани. Буквально с первых дней своей работы он организовывает при театре курсы по изучению системы Станиславского, поскольку актеры того времени не имели театральной школы. Весь состав театра с огромной радостью воспринял начинания Гумера Исмагилова. Затем последовали постановка пьесы Шарифа Камала "За туманом" (1934), пьесы Тази Гиззата "Искры" (1935), "Профессор Мамлок" Ф. Вольфа (1935), "Враги" М. Горького (1936), "Зубаржат" Газиз Иделле (1936), "Галиябану" Мирхайдара Файзи (1937) и "Каменный гость" А. Пушкина (1937). Творчеству Исмагилова были присущи глубокий социальный анализ произведения, сочетание публицистичности с психологической мотивацией сценического действия. Режиссер добивался от актеров создания на сцене «жизни человеческого духа», ансамбльности, художественной целостности всего спектакля. В актерском составе театра тогда творили такие корифеи сцены, как Мухтар Мутин, Гульсум Болгарская, Фатима Ильская, Ситдик Айдаров, Халиль Абжалилов, Камал III, Хаким Салимжанов и другие.

В конце 30-х годов, в период сталинских репрессий, театр понес огромные потери. Погибают в застенках НКВД драматурги Фатхи Бурнаш, Карим Тинчурин, Фатых Сайфи-Казанлы, выдающийся актер и режиссер Мухтар Мутин, подвергаются репрессиям режиссер Гали Ильясов, драматург Мирсай Амир, идут доносы и на Гумера Исмагилова.

Его последней режиссерской работой была постановка пьесы "Потоки" Тази Гиззата. Гумер Гимранович почти довел ее до генерального прогона, но осенью 1937 года, в расцвете творческих сил, был уволен из театра. Его работу закончили режиссеры Шарьяздан Сарымсаков, Хусаин Уразин и Хаким Салимжан. Имени постановщика спектакля в афишах уже не было.

Крымское время

Опасаясь ареста, ему пришлось покинуть Казань. Волею судьбы Исмагилов вместе со своей женой-музыкантом Разией оказался в Крыму, где в 1938-м году был принят режиссером Крымско-татарского драматического театра в г.Симферополе. Поставленные на крымской сцене спектакли («Голубая шаль» К.Тинчурина, «Галиябану» М.Файзи, «Хаджи эфенди женится» Ш.Камала) имели огромный успех.

Но и здесь пошли доносы о том, что он ставит спектакли идейно-сомнительного содержания. Его часто вызывают в НКВД, но Исмагилов всякий раз отвергает эти обвинения. Вскоре начинается война, Крым оккупирован немецко-фашистскими войсками. Режиссер отправляет жену в Казань последним поездом, а вот сам театр эвакуироваться не успел. Перед Гумером Исмагиловым встал нелегкий вопрос- по распоряжению новых властей коллектив татарского театра должен был продолжить работу. За отказ работать при немцах и актерам и режиссеру пришлось бы держать ответ. Трудное и мучительное решение пришло само собой: он должен сохранить театр, но репертуар должен быть нейтральным - зарубежная и татарская дореволюционная классика. Основными зрителями театра были простые люди, которым в годы оккупации оставалось не так уж много радостей. И театр продолжил работу.

Вскоре на Исмагилова опять пошли доносы, что по указанию главного режиссера актеры во время спектакля призывают татар к неповиновению, мол, скоро придут наши и освободят Крым от фашистов. Снова допросы, но уже в гестапо. Исмагилову удалось оправдаться. Участились и посещения спектаклей гестаповцами, но надо отдать должное находчивости актеров. Как только они чувствовали присутствие шпиков, то не произносили зашифрованных призывов. Когда игрался спектакль " Хаджи эфенди женится ", актер, играющий Габдулхака, возмущенно обращается в зрительный зал, слегка изменив текст: "Я протестую! Ты из-за подачки хозяина продаешь родную сестру, и не только сестру, но и родину свою ты продаешь. Позор!.. Спокойно, без паники, друзья, скоро придет время, и на нашей улице взойдет солнце. Обязательно взойдет!"

В 1944 году Крым был освобожден от фашистов. Театр вздохнул свободно, но счастье было недолгим: вновь пошли доносы, что под руководством главного режиссера Гумера Исмагилова татарский театр служил фашистскому режиму. Началась депортация крымских татар, в том числе и коллектива татарского театра.

Сведущие люди «успокаивали» Исмагилова тем, что ему, мол, бояться нечего, казанского татарина не тронут и не отправят в ссылку. Ответ режиссера был коротким: «Нет! Я не имею права бросить своих актеров, поэтому разделю их судьбу».

Депортация  

Исмагилов с труппой был депортирован в Среднюю Азию. Без работы, без жилья, без семьи, как бродяга он спал, где придется, питался объедками. Бедного скитальца узнала садовод городского парка Урия - депортированная крымская татарка. Она приютила бездомного Исмагилова, и общее горе соединило два одиночества в крепкую семью.

Но и в изгнании Гумер Исмагилов не сломился под ударом судьбы и сумел вернуться на работу в театр. До конца своей жизни он проработал режиссером, а затем главным режиссером Узбекского Андижанского музыкально - драматического театра. В 1967 году ему было присвоено высокое звание "Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан" - за огромный творческий вклад в театральное искусство трех братских народов.

Умер Гумер Гимранович в 1983 году, и похоронен со всеми соответствующими почестями в Андижане. Своей реабилитации он так и не дождался.

К большому сожалению, о его удивительной судьбе широкой общественности до сих пор известно очень мало. Было бы справедливым восстановить память о незаслуженно забытом великом татарском режиссере и человеке, который имеет прямое отношение и к нашему Крыму, оставив в летописи республики свой достойный след.

Со страниц газеты «МК в Крыму» съемочная группа обращается к читателям с просьбой: если вам известны факты из жизни Гумера Исмагилова, либо вы знаете людей, которые в годы военной оккупации Крыма работали вместе с ним в одном театре, либо жили по соседству – убедительная просьба сообщить об этом в редакцию. Ваши рассказы и другая информация станут ярким дополнением в сюжетную линию будущего фильма. К моменту написания этого материала свою помощь уже предложили сотрудники Крымско-татарского музея культурно-исторического наследия, благодаря которым удалось выяснить, что в годы войны в Крыму в труппе Исмагилова работала Ремзие Баккал-Трасинова (руководитель Государственного ансамбля песни и танца крымских татар "Хайтарма", народная артистка Таджикистана). В нынешнем году Ремзие-ханум отметит свое 90-летие, ее воспоминания, несомненно, станут ценным подарком для съемочной группы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 5 октября 2016

Заголовок в газете: На афише не значится...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру