Как проходит курортный сезон в Крыму - 2016: Орловка и Любимовка

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края – Крым может удивлять бесконечно.

Любимовка… Казалось бы, кто не видел, не бывал в этом райском уголке. Но время быстротечно, и рельеф местности меняется с калейдоскопической быстротой. А еще быстрее меняется социальный климат.

В середине августа река Бельбек в своем низовье теряет русло. Вода в море уходит под песчанно-галечным наносом. Воды в реке на большее не хватает. Наземного русла нет. Отсюда мы и начнем прогулку на Север. Песок на пляже относительно чист. Машин стоит не много. Могло бы быть и больше. Явный «недоезд» гостей. А вот контейнерные площадки переполнены многодневным мусором. Явная недоработка коммунальных служб. Стыдно, товарищи, стыдно!

Проходим нависающие над песчаной полосой берега «курятники» и «скворечники». Такой вот своеобразный гостинично-ночлежный Шанхай с хитросплетением лесенок и подпорок. От линии прибоя его отделяют маленькие терраски оползней и свалки бытового мусора. Еще 100-200 м мы проходим зажмурив глаза и зажав нос, и выходим на стратегический простор. Отсюда и начинается наш маршрут по экологической тропе «Любимовка - Орловка». Пляжников все меньше. Следов их пребывания с каждым метром тоже становится все меньше. На юге в утренней дымке тает пляж Учкуевка, мыс Толстый, Радиогорка, белые массивы домов Севастополя. Час  хода по песку, и вокруг открывается необычная картина. Небольшой мыс, сложенный прочными скалами, не поддается многолетним притязаниям морской стихии. Даже упав в море, обломки скал остаются монолитными глыбами. Перетирание их волнами займет еще десяток лет. Сюда с завидным постоянством на стыке веков море выбрасывало пароходы. Даже экскурсионные маршруты были «К выброшенным на мель пароходам». Пользовались популярностью. Слегка замочив ноги, можно было и на борт подняться. Эти сухогрузы стояли на мели месяцами, пока их не уносил очередной шторм. Место спасенного парохода вскоре занимал следующий. Сейчас здесь пусто.

Обогнув мыс Выброшенных пароходов, понимаешь, что пляжник ныне пошел ленивый. Дальше 15 минут пешего хода от кормушки и ночлежки отойти не может. А зря. Утренняя тень от скально-глиняных обрывов перекрывает с запасом всю береговую черту. Впереди метров на 200 – ни души. Сзади – аналогично. Кроме наших следов на песке, вроде бы, и нет других отпечатков ног. Чайки хохотуньи бродят, явно не проснувшись. Подпускают к себе для фотосессии метров на 20. И вдруг начинают хохотать. Мы повода не давали. Причину столь бурной реакции узнали метров через 100. Группа нудистов, воспользовавшись пустынностью пляжа, дразнила чаек всем, чем только могла. Хохот чаек их не беспокоил, как и наша тяжелая поступь, блеск объективов видеокамер и фотоаппаратов. Загоревшие до стадии обугливания тела, похоже здесь сидели, стояли, лежали и скрючивались уже не первую неделю. Может даже корни пустили. Некоторые из них почти мумифицировались и на нашу проходку вблизи реагировали вяло. Интересно, а водой их кто-то поит?

Еще через 200 м мы оказались у основания отвесной глиняной стены с многочисленными признаками скорейшего обрушения. Знатоки пляжных обвалов утверждают, что склоны рушатся в период активных дождей. Ну, да. Такое бывает. Но высушивание глиняного склона приводит к нарушению связующих качеств пластов. В жаркую солнечную погоду обвал не менее, а более вероятен, чем во время ливня. Не стоит испытывать судьбу и искать укрытие в тени готового к обрушению склона. Буквально через каждые 200-300 м нам попадаются следы свежих обвалов. К моменту нашего визита дождей в районе не было неделю, а конус обвала даже не затронут дождевой влагой. Все оползни имеют давность до одной недели. Встретили и небольшой селевой вынос грязекаменного потока с террасы на берег в зоне аномального увлажнения почвенными водами.

На нижней террасе древнего (относительно продолжительности человеческой жизни) трехярусного оползня находим фисташку туполистую, местного долгожителя. По диаметру комеля – ей более 300 лет. Основной ствол был многократно сломан и уничтожен, но многочисленная поросль не давала угаснуть жизни этого растения. Более десятка стволов поднимаются от корневища и смыкаются в тенистую крону. А рядом на поляне – еще с десяток вполне самостоятельных особей фисташки. Возможно – самосеянцев от одной и той же «бабушки». Но главный абориген этих зеленых оазисов – лох серебристый. Он растет и на вершине обрывов, где пока еще ютятся дачи не особо удачливых домовладельцев. Отлично лох чувствует себя у кромки моря, не страдает от морской воды. Раньше это дерево можно было встретить по всему Севастополю. И даже на землях древнего Херсонеса. Песчаные дюны бухты Омега и её грязе-солевые озера были даже в 1970 году заросшими серебристым лохом. Местная детвора в сентябре лакомилась её плодами. Но пришли серьезные люди, вырубили деревья, шалманы-наливайки поставили. Вот только по пути из Любимовки в Орловку сейчас и можно встретить дикорастущий лох.

У же вблизи Орловки «шагомер» в мобильном телефоне показал наш извилистый трек и расстояние в 6 километров. На пустынном уютном пляжике мы, наконец-таки, позволили себе поплавать и отдохнуть от тяжелого перехода. По песку гулять интересно, но с непривычки сложно. Ноги буксуют и на гальке. А пятачки выхода красно-бурой глины оказываются предательски скользкими даже в сухую погоду. Остается последний рывок до цивилизации. Можно идти по рукотворному хаосу огромных глыб балаклавского мраморовидного известняка на берегу моря. Эти «камешки» сюда завез владелец дачи для защиты своей собственности от воздействия штормов. Усилия дали результат на непродолжительное время. Тщетность попыток противостояния человека морю видна невооруженным глазом. Над головой на кромке обрыва, готовые к обрушению висят дома дачного массива «Вязовая роща». А когда-то казалось их владельцам, что дома будут стоять вечно. Как и лестница на пляж.

Последний километр пятичасового пути преодолеваем по относительно пустынному в августе Орловскому пляжу. Не заметили ни одной раздевалки (как и полагается для дикого пляжа), но множество массажных столов и и кушеток (как символ цивилизации). Нет и туалетов, что никого особо и не тревожит. Река Кача в месте впадения в море теряет свое название и гордый облик. От линии прибоя ее, как и Бельбек, отделяет галечная дамба. Мимо переполненных контейнеров с мусором выходим сквозь «заросли» гостиниц и кафешек на автотрассу Кача-Северная в поисках автобуса. Полчаса ожидания на остановке, 15 минут езды, и мы уже на площади Захарова у причала городского катера.

Рекомендации для туристов не сложные. Не забудьте запастись питьевой водой на весь переход. В пути источников хорошего качества нет. Не подставляйтесь под потенциально обвало-опасные склоны. Не ленитесь снимать обувь, там где глиняные стены и волны вынудят вас идти вброд. В мокрых кроссовках или сандалиях шагать по камням опасно. Наличие головных уборов обязательно. Мобильная связь есть на всем пути. Но для более полного наслаждения от общение с природой телефоны лучше отключить. А главное – прихватить толику хорошего настроения и оптимизма. Умейте наслаждаться красотой уникального морского побережья. Транспортные затраты от площади Нахимова и обратно составили 70 руб. на человека, но впечатлений мы получили огромное количество. Чего и всем желаем! Спешите, пока прогулка по берегу остается бесплатной. И пусть вам завидуют те, кто сам себя обрекает на скучнейшее времяпровождение на лежаках городского пляжа.

СПРАВКА «МК»

Горячая линия для отдыхающих в Крыму

При Министерстве курортов и туризма Республики Крым работает круглосуточная горячая линия «Вежливый Крым»:  8-800-100-12-20.  Звонок на горячую линию является бесплатным на территории Российской Федерации!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: Любимовка – Орловка: затерянный мир

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру