История почты в Крыму: все началось с выгодного предложения Абрама Иоффе

Первым городским почтмейстером Симферополя был секунд-майор Семенов, а

Слово «почта» означает станцию с переменными лошадьми. Почтовые станции устраивались для пересылки писем, посылок, денежных переводов, а также для перевозки пассажиров. Для этих целей город содержал необходимое количество лошадей, ямщиков и экипажей. Однако для получения статуса города, особенно губернского, населенный пункт должен был иметь церковь и почтовую контору.

Почтовая гоньба

До появления постоянной почтовой службы в Таврической губернии для пересылки казенной переписки и выполнения других почтовых услуг использовали армейских курьеров. Почта из Симферополя отправлялась дважды в неделю. Пересылалось от 200 до 500 пакетов. Количество корреспонденции быстро увеличивалось, и стало ясно, что городу нужна регулярная почтовая служба.

Так 1 октября (14 октября н. ст.) 1788 года в губернском Симферополе открылась первая почтовая контора. Располагалась она за малым базаром на улице, которая так и называлась – Малобазарная (ныне это ул. Некрасова, 22). Помещение городские власти арендовали у купца Абрама Яковлевича Иоффе. Именно ему принадлежала в Симферополе монополия на размещение в своих доходных домах почтово-телеграфных учреждений.

На должности почтовых чиновников назначались люди дворянского или воинского звания. Первым городским почтмейстером был секунд-майор Семенов. В штате конторы числились почтмейстерский помощник, бухгалтер, почтальон, сортировщик и сторож. Почтовые служащие носили форму с нагрудным знаком. Нижним чинам на амуницию – галстуки, перчатки, сапоги, рубахи, порты и чулки – выдавалось в год по 25 рублей. Кроме того, ежегодно на каждого почтальона выдавалось по 15-20 копеек на поддержание дорожного оружия – сабли, мушкетона и пистолета.

Основной почтовой операцией была пересылка письменной корреспонденции. Помимо этого доставлялись деньги, посылки и бандероли. В обязанности почты в то время входила и перевозка пассажиров. Для этих целей использовались специальные почтовые кареты – тарантасы и дилижансы. А правила перевозки излагались в специальной почтовой книге – «Дорожнике». Движение почты – почтовая гоньба – осуществлялось по почтовым трактам, за состоянием которых следили почтосодержатели из числа местных купцов или дворян.

В 1896 году в Таврической губернии насчитывалось 28 почтовых трактов и 42 казенные почтовые станции. Для надзора за целостностью, чистотой и исправностью станционных казенных домов нанимали смотрителей из отставных унтер-офицеров или нижних чинов. Еще 12 станций работали как вольные почты. Их содержание отдавалось частным лицам.

Слово, как воробей…

Во второй половине ХIХ века с развитием центральной части города расположение почтовой конторы в старом районе на ул. Малобазарной уже не устраивало и жителей, и городские власти. Почтовая контора была переведена на ул. Приютнинскую, ныне ул. Пушкина. Здание почтовой станции находилось на том месте, где сейчас находится сквер им. 200-летия Симферополя. Там же на Приютнинской находился первый симферопольский телеграф. Телеграфное сообщение на полуострове появилось в период Крымской войны в 1855 году. Начинали работать на телеграфных аппаратах Морзе, Уитстона, Юза и дожившего до наших дней с небольшими изменениями аппарате Бодо.

В 1900 году в симферопольской конторе насчитывалось уже 25 телеграфных аппаратов. Городской тариф оплаты телеграфа составлял 1 копейку за слово. На долю самого Симферополя приходилось 13% всего телеграфного обмена. Остальной объём телеграмм предназначался царствующей фамилии, часто приезжавшей отдыхать на Южный берег Крыма.

Почтовый департамент строго следил за работой подведомственных учреждений. Почтовая корреспонденция должна была доставляться адресатам в кратчайшие сроки. Интересный факт: почтальонам запрещалось читать газеты и журналы, предназначавшиеся подписчикам, или как их тогда называли – пренумерантам. По истечении года почтовая контора обязательно публиковала в газетах информацию о денежной и почтовой корреспонденции оставшейся недоставленной или невостребованной.

Почтовое начальство уделяло большое внимание, как теперь говорят, качеству обслуживания клиентов. В циркуляре департамента начальникам почтовых контор указывалось: «Почта и телеграф служат для публики, поэтому чины учреждений, чтобы оправдывать свое назначение, должны стараться стать в добрые отношения с публикой, быть предупредительными, вежливыми в обращении с ней». А в 1893 году в Симферополь пришел телефон. Первая телефонная станция открылась в переулке Фабра – сейчас переулок Совнаркомовский. Домашние телефоны работали круглые сутки, а переговорная станция была открыта с 8 часов утра до 20 часов вечера. Оплата за 3-минутный разговор составляла 50 копеек. Это, примерно, часовая зарплата рабочего. Заведующим сетью был коллежский асессор Леонард Войцех Милевский. Чтобы избежать распространения инфекций через телефонную трубку в общественных переговорных пунктах проводилась частая дезинфекция телефонных аппаратов.

Появление новых видов связи не уменьшило значение письменной корреспонденции. Население города росло. И на долю одного приемщика в почтовой конторе приходилось в год до 40 тысяч отправлений. Это, примерно, 150 в день, и почтовым клиентам приходилось ждать в очереди по 2-3 часа. Контору нужно было расширять. И вскоре со стороны Гимназического переулка появилось еще одно здание, где расположились основные службы почтамта. Переулок переименовали в Почтовый, а сейчас это улица Ушинского.

Ускорение доставки

Для оплаты пересылки письменной корреспонденции применялись почтовые марки, которые продавались в почтовой конторе и приносили значительный доход почтовому ведомству. Также продавались штемпельные конверты, открытые и закрытые письма с отпечатанными знаками оплаты. С 1807 года было введено в обращение страховое письмо для отправки документов, векселей, прошений и других ценных бумаг. Для пересылки небольших предметов использовались бандероли. А вместо пересылки самих денег появились почтовые и телеграфные переводы. Все почтовые отправления заверялись печатями и штемпелями почтово-телеграфного ведомства. Они находились под личной ответственностью начальников учреждений и вручались чиновникам перед началом работы и возвращались после ее окончания. Операция обработки почты, ее погрузки и разгрузки выполнялись вручную, хотя для приема корреспонденции уже существовали почтовые ящики. Появились и штемпелевальные машины, и первые автоматы для продажи марок. Постепенно изменялись и способы доставки почты. В 1905 году начальником почтово-телеграфных учреждений одесского округа были разосланы подробные циркуляры, в которых предписывалось сообщать о предстоящей постройке железной дороги с возможно подробными сведениями о направлении ее, о пунктах, предназначенных для устройства станций, расстояниях и качествах дорог между последними и ближайшими почтовыми отделениями...

В начале ХХ века почтовая связь в Крыму развивалась особенно быстрыми темпами. Начальникам почтовых контор было предписано озаботиться установкой почтовых ящиков, а также выяснить, какие населённые пункты губернии нуждаются в открытии почты и телеграфа.

На почтовых трактах появились первые автомобили. Железный конь приходит на смену патриархальной лошадке. Первопроходцами почтовых путей были «иномарки» - «Берлие», лимузины и хорошо известные благодаря Ильфу и Петрову «Лорен-Дитрихи». Для перевозки тяжёлых грузов использовались грузовики фабрик «Итала» и «Минерва». К 1917 году на одном из основных почтовых трактов Симферополь-Ялта-Севастополь работали 6 автомобилей. Содержание одного автомобиля обходилось в год в 10 раз дороже содержания лошади вместе с ямщиком. Кроме того, из-за частых поломок автомобилей и проколов шин доставка почты сильно замедлялась, и большая часть почтовых грузов перевозилась по-прежнему на лошадях.

Война и письма

Мирная работа крымской почты была прервана в августе 1914 года – разразилась Первая мировая война. После мобилизации число мужчин на предприятиях города составляло не более 20%. Однако работа почты была так важна, что почтовых чиновников не брали на службу в армию. Кроме того на вакансии почтово-телеграфных служащих стали приглашать женщин. К 1917 году очень тяжелым стало положение с топливом и кормами. Весь овес и ячмень изымался для нужд армии. Почтовых лошадей приходилось кормить жмыхом и древосеном, и вскоре от голода начался их массой падёж. Кроме того ямщикам не выплачивалось жалованье, и они отказывались выходить на работу. Работа почты была на грани остановки. Чтобы не допустить этого губернский распорядительный комитет выделил 3000 рублей на наем частных подвод и приобретение кормов. А служащим почтово-телеграфной конторы начали выдавать по 65 копеек в день на питание. Почта продолжала работать, и население получало такую необходимую в это смутное время информацию – газеты, письма, телеграммы.

В октябре 1917 года симферопольские телеграфисты первыми в Крыму узнали о свержении Временного правительства и установлении новой власти в стране. В феврале 1921-го все конно-почтовые станции и предприятия связи Крыма были национализированы. Имущество их перешло в ведение Народного комиссариата связи.

Основное здание почтовой конторы располагалось в центре Симферополя в переулке Почтовом (ныне ул. Ушинского). Кроме того работало почтовое отделение на углу улиц Турецкой и Кантарной (ныне ул. Чехова) и почтовое агентство по ул. Салгирной, 43 (современный проспект Кирова). Управление связи разместилось в здании бывшей Таврической консистории (архиерейское подворье) по ул. Розы Люксембург, 7. На ее месте после войны построена гостиница «Украина».

В 30-е годы крымская почта процветала. Открывались новые предприятия, выполнялись 5-летние планы. Управление связи Крыма готовило проект развития телефонной сети, строились графики роста телефонизации и радиофикации. Почтовики разрабатывали схемы движения почтовой связи на полуострове, доставляли телеграммы, посылки, письма и газеты. В Государственном архиве сохранилась карта, отражающая предвоенное развитие почты в Крыму.

И снова мирная работа крымских связистов была прервана войной. В ноябре 1941 года в Симферополь вошли гитлеровцы. С первых же дней войны связисты в числе других крымчан стали на защиту Отечества. Одни из них ушли на фронт, другие в подполье и партизанские отряды.

Труд почтальонов

В феврале 1945 года работники связи Крыма вместе с военными специалистами обслуживали историческую Ялтинскую конференцию. А в мае 45-го пришла Победа!

После освобождения Крыма связисты – почтовики, телеграфисты, телефонисты, радисты – двинулись сюда одними из первых. Разрушенное почтовое хозяйство нужно было восстанавливать как можно быстрее. Связистам помогали военно-восстановительные части. Однако квалифицированной рабочей силы не хватало. Тормозило работу отсутствие материалов и телеграфных столбов. Аппаратуру частично получили из Наркомата связи, остальную технику восстанавливали и заново собирали по частям. Почтово-телеграфному ведомству негде было разместиться, т.к. их довоенные здания были полностью разрушены. Почте и телеграфу было предоставлено помещение Всесоюзного текстильного синдиката на углу улиц Карла Маркса и Серова. Многие симферопольцы помнят тот почтамт с большими часами над входом.

Огромной проблемой был транспорт. Его катастрофически не хватало, и это замедляло доставку корреспонденции. Но, несмотря на все трудности, летом 1944 года, менее чем через полгода после освобождения в Крыму уже работали 4 почтовые конторы и 16 почтовых отделений. Из 29 довоенных телефонных станций были восстановлены 24, сданы в эксплуатацию 9 радиоузлов, восстановлена междугородняя телефонная станция. Осуществлялись практически все почтовые операции, кроме приёма посылок и денежных переводов. В ускоренном порядке готовились новые кадры почтовых работников. Воистину, это был трудовой подвиг советского народа. В 1946 году в Симферополе работало четыре отделения связи – 1, 2, 4 и 6-е. Позже 3-е отделение организовалось в Госбанке, а 5-е в Доме советов.

Мирная жизнь возвращалась в нормальное русло. Народ и страна залечивали раны, нанесенные войной. Почтовое хозяйство восстанавливалось быстрыми темпами. В течение 10 послевоенных лет число предприятий связи в Крыму выросло до 300. Объем писем и телеграмм постоянно увеличивался. Росло число подписчиков периодических изданий.

Труд почтальонов был нелегким. Люди выписывали много журналов и газет, писали много писем, и почтальонам было тяжело носить полные сумки. Для облегчения их работы на участках возле каждого большого дома ставились опорные ящики, в которые развозили большие объемы корреспонденции. С их помощью почтальон мог обслуживать большие участки, не возвращаясь в отделение связи. Работа почтовиков начиналась в 6 часов утра, в это время привозили почту. Механизации еще не было, на разгрузку почты выходили почтальоны. Корреспонденции было очень много. В праздники только поздравительных телеграмм было до 500 штук на участок.

С середины 50-х во всех сферах народного хозяйства начался подъем. На заводах устанавливались новые станки взамен устаревшего оборудования, шла автоматизация производственных процессов. На предприятиях связи также делались первые шаги механизации. Машинами оснащались участки доставки и сортировки, в отделениях связи устанавливались полуавтоматы по продаже конвертов и открыток, знаков почтовой оплаты. Однако в те годы, как и сейчас, на почте был нужен труд людей.

Почтальоны приносят в дом не только почту, но и радость, тепло. Это работа, которая нужна и видна. Можно механизировать и компьютизировать многие процессы, но приход в дом почтальона с письмом, газетой, пенсией, простое человеческое общение не заменить никакой механизацией. Прежде, чем выйти из отделения связи, почтальон сортирует корреспонденцию, расписывает ее и раскладывает по адресам. Рабочая тетрадь почтальона – «ходовик» - содержит сотни фамилий и адресов, по которым почтальона ждут. Ждут, когда достанет он из своей большой черной сумки любимую газету или журнал, письмо или телеграмму...

На рубеже 60-70-х годов почтовики, как и все советские люди активно участвовали в социалистическом соревновании. Проводили конкурсы на звание «Лучший по профессии», победители получали вымпелы и грамоты. То время вспоминается ветеранами с особой теплотой.

Главпочтамт сегодня

В 1982 году Центральный симферопольский почтамт отпраздновал новоселье. Новое здание, построенное по проекту заслуженного архитектора Украины, члена-корреспондента Академии наук Украины Анатолия Антоновича Полегенького (1934-1998) давно стало привычным в облике города. Архитектор Полегенький и скульптор Гордеев известны и как создатели в 1984 году памятник А. В. Суворову - находится за гостиницей «Украина».

Связисты-почтовики бережно хранят историю своего предприятия. Экспонаты музея в Федеральном Государственном унитарном предприятии «Почта Крыма» рассказывают о появлении и развитии почтовой связи в Крыму. Музей создавался на архивных документах из Госархива Крыма и воспоминаниях, фотографиях и документах ветеранов крымской почты. Оказал помощь и ленинградский музей связи им. А. С. Попова, Министерство связи СССР. В этом музее отражены наиболее важные события в развитии почтовой связи в Крыму.

В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз. Тогда в него входили 20 стран. Сейчас в нем насчитывается более 130 стран.

Современная связь – это разветвленная сеть предприятий, технических средств и сооружений, более 70 видов различных услуг. Сегодня на помощь работникам почты пришли компьютеры и электронная аппаратура. Появились новые виды услуг: ксерокопирование, ламинирование, электронные платежи, услуги интернета, электронная и экспресс-почта. На улицах и в отделениях связи вместо телефонов-автоматов установлены таксофоны, а привычную монету заменили пластиковые карточки. К услугам потребителей созданы специальные абонентские ящики. Для доставки почтовой корреспонденции используется современный транспорт – автомашины, скоростные почтовые поезда, самолеты.

Почта, связь играют важную роль в нашей жизни. За год Почта Крыма (а это б обрабатывает более 56 млн. писем, 75 тыс. посылок, 1.5 млн. переводов.

В наш век телефонов, факсов, скайпов и электронной почты иногда хочется взять белый лист бумаги, сесть в уединении, написать кому-нибудь теплое дружеское письмо, найти ближайший почтовый ящик и… – ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПОЧТА!

МЕЖДУ ТЕМ

Почта Крыма до 31 марта проводит акцию Досрочная подписка на 2-е полугодие 2016 года. В этот период можно подписаться на любимые федеральные и местные издания по сниженной каталожной стоимости. Информацию о специальных условиях подписки на местные и региональные издания, которые предоставляют подписчикам скидку, читатели смогут получить во всех почтовых отделениях Республики Крым и города Севастополя. Также с вопросами по доставке подписных изданий подписчики могут обращаться по телефону "горячей линии" – (3652) 25-54-82.

- Печатная пресса социально значима для жителей Крыма, - подчеркивает и.о. директора ФГУП «Почта Крыма» Елена Принь. - Мы стремимся поддержать и подписчиков и издания. Досрочная подписка позволит жителям полуострова подписаться на любимые издания в любом почтовом отделении.

Подписной индекс еженедельника «МК в Крыму» - 09491.

СПРАВКА «МК»

В Евпатории на ул. Караева, 2 находится уникальное почтовое отделение № 14, где работники наряду с предоставлением традиционных почтовых услуг выполняют и культурно-просветительскую функцию. Там работает экспозиция, рассказывающая об эволюции почтовой связи. Музей почты находится в исторической части Евпатории в неприметном с виду небольшом одноэтажном здании. Построенное в начале ХХ века, оно было отреставрировано к открытию музея (24 февраля 2006 г.). Экспозиция носит красноречивое название «От гонца до интернета».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Симферополь. До востребования.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру