Как увлечение российских аристократов мистикой отразилось в архитектурных шедеврах Крыма

У княгини Анны Голицыной даже появилась идея создания в Кореизе центра европейской магии, а графский замок в Алупке и вовсе со временем стали называть Масонским храмом…

До появления первой царской резиденции в Крыму полуостров еще в 20-40-х годах XIX века с подачи графа Воронцова активно начали осваивать представители знатных фамилий Петербурга. Назначение деятельного Михаила Семеновича в 1823 году генерал-губернатором Новороссии способствовало стремительному экономическому развитию и благоустройству края. На южном берегу строились дворцы – архитектурные шедевры, в которых отражалось не только роскошь придворной элиты, но и их мистические увлечения.

 

У княгини Анны Голицыной даже появилась идея создания в Кореизе центра европейской магии, а графский замок в Алупке и вовсе со временем стали называть Масонским храмом…

Дворцовые тайны

Алупкинский дворец принадлежал трем поколениям Воронцовых, а в 20-х годах прошлого века был национализирован советской властью и до войны функционировал как народный музей. В 1945 году – во время Ялтинской конференции - там квартировала английская делегация во главе с премьер-министром Уинстоном Черчиллем, после чего до 1956 года замок определили под госдачу. Пока Никита Хрущев снова не открыл дворцовые ворота для советского народа…

- К счастью, за всеми этими пертурбациями, включая немецкую оккупацию, постройки во многом сохранили свой первоначальный облик, - говорит один из создателей программы «Теория заговора» Денис Симоненко. - Поэтому и сейчас есть возможность видеть комплекс, который стал не только архитектурной жемчужиной южнобережья, но и демонстрировал, по мнению некоторых исследователей, модель масонской идеи. Причем, есть мнение, что даже более поздние архитектурные преобразования дворца велись в этом же контексте.

Соавтор телепроекта Дмитрий Смирнов обращает внимание на то, что уже сам вход на территорию, похоже, не случайно обращен на запад и украшен двумя башнями, которые можно трактовать, как символические колонны на рубеже, отделяющем сакральное пространство от мирского, где индивидуальность человека умирает:

- Это — довольно распространенная традиция, не раз воплощавшаяся в средневековой архитектуре: по преданию колонны — одна более высокая, другая — пониже, стояли у входа в храм Соломона. Они носили имена: та, что выше — Иахин, утвержденный Богом, та, что ниже — Боаз, утвержденный силой. Да и место для постройки было выбрано непростое: дворец заложили на месте бывшей греческой крепости, в точке пересечения священных мест. На севере — Ай-Петри, названное в честь святого Петра, на востоке — мыс Ай-Тодор, Святой Петр, на юге — гавань, названная порт Джордж, в честь Святого Георгия, а на западе - храм святого Архангела Михаила, предводителя небесных сил, и покровителя самого Михаила Воронцова. В 1908 году он, правда, был перестроен на новом месте.

По словам заведующего научно-исследовательского отдела экспозиции Юрия Трутенко дворец находится под покровительством сразу четырех святых: святого апостола Петра, святого Феодора Тирона, мученика, святого Архангела Михаила и святого Георгия, покровителя воинов всех стран, в том числе Англии, столь любимой Михаилом Воронцовым.

Вход же непосредственно во дворец украшает надпись Salve — «да будешь храним!», или «славься!» — через которую приходится переступать всякому входящему. Но это слово можно понимать и иначе, ведь Salve — начало первых строк в известном заклинании экзорцизма, призывающее Первоэлементы: Сэльв Элементас, Сэльв Экзарп и так далее…

Кроме этого, дворцовые интерьеры богаты на всевозможные изображения мистических существ и таинственные смысловые аллегории. Но, стоит сказать, что с точки зрения символизма, дворец нужно еще рассматривать и в комплексе с парком, где есть так называемые, Большой и Малый хаосы — естественное нагромождение глыб диабаза, вписанное в дворцовый ансамбль. Они, в сумме с постройками, намекают на один из главных постулатов масонства: необработанный и обработанный камни. Необработанный символизирует человека несведущего; обработанный же — человека просветленного. Также здесь можно увидеть и образы пирамид — еще одного сакрального масонского символа.

Говоря о символизме дворца, стоит учитывать, что его заказчик вырос и воспитывался в Англии, где познакомился с особыми религиозно-мистическими традициями, и в определенный период жизни принадлежал к масонской ложе. Кстати, удивительное совпадение можно обнаружить в инициалах Масонского Мастера и князя Воронцова. Досточтимый мастер или мастер ложи именуется не иначе как «Worshipful Master» - WM. Точно так же подписывался и сам граф - Woronzow М. А порой и просто — WM. Его инициалы встречаются во дворце повсюду — переплетенные на барельефах камина, стенах и мебели.

- Михаил Семенович, как и все передовое дворянство того времени, прошел через увлечение масонством, его дед Роман Илларионович Воронцов, при Екатерине Тамбовский губернатор, был крупным деятелем масонства, но сам Воронцов отошел от этого и прославил себя как защитник Российской Империи, верный слуга государя, - подчеркивает Юрий Трутенко.

Оракул императора

- Из всех российских самодержцев, склонных, по мнению современников, к мистическому восприятию жизни, личность императора Александра I заслуживает особого внимания, - отмечает Дмитрий Смирнов. - Многие свидетели его царствования отмечали, что долгие годы император весьма трепетно относился к религиозному мистицизму, как в быту, так и в сфере политики, и государственного управления. На этом пути он сошелся с пророком и мистиком - баронессой Крюденер, правнучкой знаменитого фельдмаршала Миниха.

Варвара Крюденер сыграла ключевую роль в истории появления на Крымском полуострове загадочной общины мистиков. Здесь она собиралась основать центр европейской магии и астрологии, на основе новой версии христианского учения.

Варвара-Юлиана фон Крюденер, являясь супругой российского дипломата, долго жила за границей и поначалу стала известна в кругах просвещенной публики, как писательница — она опубликовала роман «Валери». Но затем, под влиянием модных идей моравских и немецких философов-оккультистов, решила избрать проповеднический путь.

- При помощи духовных практик, баронессе удалось обрести дар предсказательницы, - гооврит Денис Симоненко. - Во всяком случае, именно об этом твердили во всех салонах Европы, утверждая, что Крюденер первая правдиво поведала о великих событиях и переворотах, сопровождавших правление Наполеона. Слава ее росла, и в итоге личностью Крюденер заинтересовался российский император. А после их встречи в 1815 году, она обрела при российском дворе неофициальный статус посредника между Александром I и Святым духом.

Этот альянс существовал несколько лет, но император не стоял на месте в духовном развитии и все реже прислушивался к советам своего придворного оракула. А когда фон Крюденер, по воспоминаниям царедворцев, решилась передать Александру особые предписания святого духа насчет выдаваемых государственной казной кредитов и стала проповедовать развязывание очередной войны с турками за освобождение греков, то была отстранена от «близкого круга».

Впрочем, и без государя у баронессы хватало союзников. Самой близкой и преданной оказалась княгиня Анна Голицына, на даче которой жила Крюденер. Голицына отличалась эксцентричностью, являясь главой тайного религиозного общества. Это общество проповедовало пиетизм — движение, которое характеризуется фанатичными переживаниями, отрицанием традиционных церковных обрядов и объявлявшее греховными любые развлечения. По сути, пиетизм был одним из ростков современного баптизма.

- За свои чересчур мистические убеждения Голицына попала в царскую опалу, - рассказывает Дмитрий Смирнов. - И ей, и баронессе, в 1822 году было предписано покинуть Петербург, и тогда у дам возникла идея отправиться с миссией в Крым, вместе со всевозможными ясновидцами, прорицателями и толкователями Апокалипсиса, дабы создать здесь религиозную коммуну. Для ее размещения была приобретена земля возле современного южнобережного поселка Кореиз.

До места назначения 60-летняя Крюденер не добралась — умерла, изнуренная дорогой и болезнью, в Карасубазаре (нынешнем Белогорске). Оставшись без сподвижницы, княгиня Голицына не отступилась от первоначальных планов и взялась за строительство в Кореизе имения и обустройство лагеря своих последователей. Голицыной хотелось построить рай на земле по примеру религиозного движения английских квакеров в Новом Свете (Северной Америке) — предшественников пиетизма, даже владения свои первоначально назвала так же — Новый Свет. Но, вместе с этим, было известно, что квакеров, одним из сакральных символов которых был лев, открыто обвиняли в колдовстве. Не исключено, что это стало одной из причин петербуржских салонных разговоров, мол, в Кореизе пользуются поддержкой сверхъестественных сил.

Несколько десятилетий спустя имение Голицыной оказалось во владении княжеской семьи Юсуповых. Юсуповы перестроили имение в Кореизе, и с 1909-го по 1914-й год здесь появился новый комплекс построек, настоящий дворец в неоромантическом стиле, творение архитектора Краснова.

- После перестройки имения Красновым, оно наполнилось множеством скульптур, преимущественно львиных, часть из которых сохранилась до наших дней, - говорит «заговорщик» Денис Симоненко. - Лев — алхимический символ философского камня, царственный тотемный знак, благородная и божественная фигура. Символ, который испокон веков используется в традициях разных народов и культур по всему свету, представляя своего обладателя, как человека из высших кругов общества.

Подробнее в программе "Теория заговора": www.youtube.com/watch?v=UkXVMv_zG4I 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру