Из Крыма в Стамбул через Херсон: опыт путешествия с учетом новых пограничных реалий

 После присоединения к России Крым не остался изолированным от мира – транзитом через Москву открыты все воздушные пути, но с прямыми международными рейсами пока еще туго. Первой ласточкой стал «прямой» перелет в Стамбул, который предлагает компания «Грозный Авиа». Этот же перевозчик будет доставлять крымчан из Симферополя в Ереван и обратно. И пока проясняется судьба второго международного рейса из Крыма, цены на стамбульский рейс резко подскочили. За перелет в самый большой турецкий город из Симферополя и обратно нужно выложить около 500 $, а начиналось все с 110 у.е.

Из Крыма в Стамбул через Херсон: опыт путешествия с учетом новых пограничных реалий

К соседям за альтернативой

Но и из этой ситуации есть выход. В конце октября «Турецкие авиалинии» открыли рейс в Стамбул из Херсона, причем выполняется четыре раза в неделю (в 15.15), а билеты стоят, как минимум, в два раза дешевле, чем из Симферополя. Еще одно преимущество – относительно новые самолеты - «Эйрбасы» А320 или А319, а не ЯК-42, которые используют «Грозный Авиа». Мне удалось сэкономить еще больше: перелет туда и обратно обошелся в сто евро. Да и прилетает самолет «Турецких авиалиний» не в Сабиху, которая расположена в азиатской части Стамбула, а в аэропорт Ататюрка, который находится в центральной части города.

Неудобство тут одно – добраться до Херсона. Лучше всего делать это на поезде, где можно хотя бы немного отдохнуть, однако сейчас одесский поезд прибывает в Херсон ближе к полуночи, поэтому придется искать ночлег, так как самолет из Херсона вылетает в 15.15. Я на поезд не успел, поэтому пришлось ехать автобусом. Дорога получилась утомительной, заняв целых семь часов (это при том, что была лишь одна короткая остановка в Армянске). Целых три часа заняло прохождение границы, которое было затрудненно большим количеством грузовых автомобилей, не дававших спокойно проехать автобусу, из-за чего пришлось довольно долго ждать.

Сама же граница особых трудностей не вызвала. Пограничники собрали у пассажиров паспорта, проверили их и вернули обратно. Процедура была одинакова как на российской, так и на украинской границе – пункт пропуска сразу же за Армянском.

В Херсоне мне удалось немного отдохнуть после утомительной дороги, а уже в обед нужно было отправляться в аэропорт. Такси из центра города до села Чернобаевки, где находится аэровокзал (многие местные жители и не только были откровенно удивлены, что в Херсоне есть аэропорт), обошлось в 70 гривен. Ехать не очень далеко, примерно как из центра Симферополя до нашего аэропорта.

Среди крымчан этот рейс уже пользуется популярностью, особенно меня удивило, что по прилету обратно у дверей терминала стояло три микроавтобуса до Симферополя. Правда, водители гнули нереальные цены: 35 долларов с человека, тогда как рейсовый автобус из Херсона до Симферополя стоит 500 рублей. Но если дел в Херсоне нет и нужно поскорее попасть в Крым, то можно и воспользоваться этими маршрутками, но, конечно, нужно торговаться, ведь цена в три раза выше.

Хотя по-хорошему, конечно, «Турецкие авиалинии» могли бы и организовать прямой автобус из Крыма в Херсон для своих пассажиров. Пока же руководство компании только просит российские и украинские власти об упрощенном прохождении границы для своих пассажиров.

Перелет в Стамбул и обратно не вызвал никаких нареканий. Все было четко и по расписанию. Обед на борту был простенький – салат и бутерброд, из напитков можно было заказать виски, вино и пиво, помимо соков, воды и чая с кофе. Пограничный контроль занял от силы минуту, после чего в моем паспорте появился турецкий штамп.

Перемещение в стамбульском пространстве

фото автора
Дорога от аэропорта до отеля заняла у меня приблизительно 40 минут. Добирался я на метро, конечная станция которого расположена в аэропорту. Одна поездка стоит 4 лиры (около 2 $), но если у вас есть Истамбулкард (магнитная карта, которую можно пополнить в автомате), то одна поездка будет стоить 2,25 лиры, то есть почти в два раза дешевле. У меня ее не оказалось, поэтому пришлось покупать жетон. «Проездным» я обзавелся на следующий день – купил за 7 лир. Экономия невероятная! Ездил по Стамбулу я много, «испытав на себе» все виды городского транспорта, а его там очень много – это метро, трамваи, фуникулеры, паромы, автобусы и даже канатные дороги.

Мой базовый отель был далеко от туристического центра города, поэтому пришлось с головой окунуться в местную жизнь. При этом весь персонал гостиницы без проблем разговаривал по-русски.

Из особенностей местной жизни, которая сразу же бросается в глаза – пристрастие турков к уличной еде. Маленькие забегаловки есть буквально на каждом шагу, готовят там все: от привычной нам шаурмы, которая там называется «дюрюм», до сладостей любых форм и видов. Так что с эконом-перекуской в Стамбуле нет никаких проблем. Сами же турки дома практически не готовят. У каждой, даже самой маленькой забегаловки, есть своя доставка на дом, которая трудится практически круглосуточно. Особенно меня удивило наличие доставочных мопедов у «Макдональдса». Хотя так и не скажешь, что люди ленивые, на каждом шагу кто-то чем-то занимается – все в работе!

фото автора
Для туристов в Стамбуле создан самый настоящий рай. Миллионы человек приезжают посмотреть на восточную красоту этого древнего города. Красивейшие мечети, музеи и сам прибрежный город чаруют с первого взгляда. Чего только стоит возможность за пять минут переместиться из Европы в Азию. Я сделал это на метро, которое в конце 2013 года связало европейскую и азиатскую части города с помощью туннеля под Босфорским проливом. Залегает он на глубине 60 метров и имеет протяженность 13 км, из которых полтора километра непосредственно под водой. Обратно же я плыл на пароме, которые курсируют по Босфорскому проливу с невероятной частотой. Стоимость проезда же оставалась фиксированной – 2,15 лиры, при этом она снижалась, если в течение двух часов я делал пересадку на другой транспорт.

Туристический центр Стамбула - это площадь Таксим, улица Истикляль, Галатская башня, Галатский мост и район Султанахмет, где сосредоточены главные достопримечательности – Голубая мечеть, музей Топкапи, Айя-Софья, Гранд Базар и подземное водохранилище Цистерна Базилика. Цены здесь кусаются, но можно и нужно торговаться, хотя можно этого не делать, если отойти пару кварталов вглубь города, где все намного дешевле.

Базар, беженцы и кошки

В центре нужно обязательно попробовать свежевыжатый гранатовый или апельсиновый сок, который делают прямо у вас на глазах, а стоимость редко бывает выше 2 лир. В районе Галатского моста есть рыбный рынок, прямо здесь расположено большое количество рыбных ресторанов, где за 6 лир нужно обязательно попробовать балык экмек, дословно – рыба в хлебе. Так оно и есть на самом деле. Свежевыловленную скумбрию жарят при вас, кладут в булку, добавляя лук и зелень. Вкусно и дешево. Также на каждом шагу продают жареные каштаны. Я их пробовать не стал, говорят, что на вкус, как картошка. За 100 грамм просят 5 лир.

Купить в Стамбуле можно все, что угодно. Иногда даже складывается впечатление, что город – это один большой рынок. Тут есть буквально все, соблазнов очень много, поэтому трудно ограничиться покупкой одних лишь магнитов на память.

фото автора
Отдельная тема в Стамбуле – это местные коты. Их здесь не то что много, их здесь очень много. Если бы они решили объединиться и выступить против людей, то несомненно взяли бы верх количеством. Но их, похоже, и так все устраивает. Живут они тут припеваючи, удалось даже встретить несколько многокомнатных домиков для котов, где им меняют подстилки из газет и даже накрывают жилище клеенкой от дождя.

Что еще удивило меня на улицах Стамбула, так это большое количество сирийских беженцев. Мамы с детьми (чаще всего двумя или тремя, хотя встречалось и больше) сидят прямо на земле, иногда подстилая лишь картонку, и просят милостыню. Выглядит все это удручающе, хотя в большом городе (а в Стамбуле живет около 13 миллионов человек) мало кто обращает на них внимание.

фото автора
Но Стамбул, как и любой большой город, - это город контрастов. Жить тут тяжело, расстояния очень большие, ведь город растянут вдоль побережья Мраморного моря более чем на 50 километров, да еще и разделен Босфорским проливом, поэтому транспортная проблема стоит тут очень остро. Пробки на дорогах бывают похлеще московских, но ситуацию там пытаются исправить с помощью общественного транспорта, который в Стамбуле действительно на высоте. Город стоит того, чтобы там побывать. Не буду говорить, что вы влюбитесь в него с первого взгляда, но непременно найдете то, что вам придется по душе… 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру