Династия подводников: в семье два командира подводных лодок

60 лет вместе - от курсанта до капитана первого ранга

Ветераны-подводники Севастополя в течение года проводят значительное количество совместных мероприятий, бывают в музеях и на торжественных собраниях, на открытиях памятных знаков и возлагают цветы к мемориальным доскам. И среди них я часто замечал миловидную женщину, скромную и улыбчивую. Но познакомиться с ней получилось только осенью 2021 года.

60 лет вместе - от курсанта до капитана первого ранга
Светлана Константиновна с мужем Сергеем Табачным и сыном Костей

В период работы над очередной книгой о ветеранах Севастополя моя читательница Валентина Ивановна Сюрина порекомендовала поговорить со Светланой Табачной, которую она охарактеризовала как отзывчивого интересного человека, доброго педагога и воспитателя. Такую же рекомендацию я вскоре получил от председателя Совета ветеранов-подводников Виталия Тимофеевича Манторова: «Знаю Светлану Константиновну давно. Она хорошая рассказчица. Ее муж командовал подводными лодками, сын сейчас командует, внук будет моряком. Записывай телефон, созванивайтесь». Оказалось, что Светлана Табачная по балаклавским меркам - моя соседка. Встреча состоялась уже на следующий день. Рассказ Светланы Константиновны лег в основу этой главы.

Грустная предыстория

Мама Светланы Табачной родилась в большой семье, но очень рано осталась без родителей. Полная сирота с 11 лет скиталась по родственникам, но надолго у них не останавливалась. Пыталась пойти на учебу в педагогическое училище. Но и это оказалось очень сложно. Пропитания не было. Пришлось идти работать на хлебоприемный пункт зернового хозяйства, где проводили лабораторные анализы поступающего с полей зерна. Там она встретила своего будущего мужа, молодого специалиста Константина Степановича Анохина, прибывшего в колхоз по распределению. Через год они поженились. Рождение Светы было огромным праздником для родителей, впереди виделось светлое будущее. Отец Светланы был родом из Запорожья и старался перевестись на работу поближе к дому. Перевод состоялся только перед самой войной. Светлана родилась 17 марта 1941 года, а в июне семью перевели в Запорожскую область на полустанок Бильманка, где проходящие поезда стояли всего 2 минуты. Тут и закончилось счастье молодой семьи. Отца призвали на фронт в первые дни войны. Сперва письма полевой почты приходили. А потом фронт стремительно откатился на восток, и писем больше не было. Уже после войны мама искала мужа, ждала его домой. Но кроме известия, что он был ранен в 1943 году и попал в госпиталь, о лейтенанте Константине Анохине ничего узнать не удалось.

Старшеклассниц учили на токарей.

Жили на полустанке в бараке на четыре семьи. Эвакуации населения во время наступления немцев из этой глухомани не было. Оккупацию деревни немцами Светлана по малолетству не помнит. Маме после войны нужно было идти на работу, иначе есть будет нечего. Запомнилось отопление печей в доме соломой, которая могла часами тлеть, а могла и как порох вспыхнуть. Тяжело пролетели годы войны. В 1948 году мама отдала Свету в сельскую школу. А жить пристроила ее в семью дальних родственников, к дедушке и бабушке, у которых свой сынок Вася был в пятом классе. Света вдруг почувствовала себя обузой в новой семье, даже домой после школы идти не хотела. Садилась у дерева около дороги, обнимала его с грустью и сидела до сумерек. Бабушка едва сумела ситуацию изменить, приласкать девочку и ввести ее в свою семью. Но тут вернулась мама, забрала Свету к себе в город Ржищев в 60 км от Киева. Там Светлана продолжила учебу в школе. В 1957 году в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов под девизом «За мир и дружбу». Участие в нем приняли 34 тыс. делегатов из 131 страны мира. И Свету с танцевальной группой пригласили на этот фестиваль. И даже медаль потом вручили. В девятом классе Света была уже солисткой танцевальной группы агитбригады Ржищевского дома культуры.

Светлагна Табачная.

И в последних классах школы решали с мамой, куда Свете пойти учиться. Мама предлагала в агрономы. Отчим настоял на педагогическом училище. Это всего два года учебы и никакой круглогодичной пожизненной ходьбы по полям колхозов. Аргументы были более чем серьезными. На том и порешили. Света в педагогическом училище постигала все науки успешно и о сделанном выборе не жалела.

У детей военной поры судьба складывалась по-разному. Потому и в школу они шли в разном возрасте. В одном классе вполне могли оказаться ребята с разницей в 2-3 года. Педагогическая деятельность комсомолки Светланы началась еще в школьные годы в восьмом классе. В этот год пришли в школу ребята 1943 года рождения. На себя сразу обратил внимание Светланы скромный, не заносчивый деревенский паренек в галстуке. Так Светлана познакомилась с Сергеем Табачным, помогала ему в усвоении школьной программы. После окончания школы они долго переписывались. Письма были скромные, и интервал между ними был большой. Сергей учился в Одессе на морского волка. Мечтал бороздить моря и океаны. Света была распределена в интернат в Макеевку. Когда у девушки выдался отпуск и она приехала домой, Сергей был на практике. Встреча не состоялась. Увиделись только через год летом. На свидание Сергей ездил из родного села Зоревка за 15 км туда и назад. Света с агитбригадой выступала перед жителями сел района. Переезды были почти каждый день. Поймать артистов в конкретной деревне было не легко. Но Сергей умел найти свою подругу, встречались, разговаривали обо всем, кроме свадьбы.

Светлана в турпоходе.

В стесненных обстоятельствах

На втором курсе мореходки Сергей попал под реорганизацию военных учебных заведений и подлежал переводу в Ленинград. Тогда, после хрущевского демарша против армии и сокращения 1,2 млн военных, в рядах защитников Отечества образовалась брешь. Ее нужно было срочно латать. Сергей прислал письмо о том, что штурманскую специальность переводят в военно-морское училище для укрепления флота. Перспектива для Сергея была печальная. Если он отказывается от перевода, то идет на срочную службу на 3 года. А потом будет снова поступать в училище. Спрашивал, будет ли Света ждать его четыре года? Она ответила, что смысла в этом не видит. Все же 24 года - это уже слишком много для женщины. Сергей решился, приехал, предложил не откладывать свадьбу в долгий ящик. На свадьбу денег не было, и расписались без пышных торжеств. Сергей уехал в училище, а потом в Северодвинск по распределению на место службы. Свету не отпускали из интерната, где она работала. Пришлось очень постараться, чтобы уволиться из системы образования. Приехала в Северодвинск, а там - пурга. Рабочих мест для женщин нет. Но постепенно все образовалось лучшим образом. Пришла миловидная женщина и говорит: «Я жена командира вашего мужа. Не могли бы вы позаниматься с моей Танечкой для подготовки к школе?» Светлана согласилась. А потом еще три жены офицеров с аналогичной просьбой обратились. И жизнь пошла размеренной чередой. А Сергей месяцами пропадал в автономках, которые случались чрезвычайно часто. Служил добросовестно и старательно. Как результат - командирские офицерские классы в Ленинграде в течение 10 месяцев. И жизнь в Северодвинске наладилась. А Светлана всегда была неприхотливой, умела обходиться скромным достатком. Жили три семьи в одной 4-комнатной квартире. Табачные приехали позже всех и ютились в самой маленькой комнате. Зал в квартире был общим, но в нем выделили место для шифоньера Светланы. Комнатка Табачных была настолько мала, что в ней кроме двуспального складного дивана и журнального столика больше ничего и не помещалось. А в той общей комнате все праздники сообща отмечали в дружной компании.

На палубе.

Каждый год у подводников были отпуска. Дважды Табачные ездили в санаторий в Алушту. А остальные отпуска проводили дома в Ржищеве. Дом в 10 минутах ходьбы от Днепра. Ну чем не усадьба? Каждое лето друзья-одноклассники съезжались. Весело время проводили.

В Северодвинске в семье Табачных родился сын Костя. Соседи поддерживали Светлану, когда Сергей был в море. Отношения в их домах с офицерскими женами были теплыми и дружественными.

Но пришли иные времена. Сергея перевели на Черноморский флот. Должен был он прибыть в Одессу со своей лодкой. Но в Одессе причал для лодки не был готов, и лодка осталась в Севастополе. Пока муж был в море на боевой службе, Светлана поехала в Северодвинск, сдала свою служебную квартиру, получила справку формы «раз» об отсутствии у офицера жилья и вернулась в Балаклаву. Квартиру получили на улице Строительной. В ней сейчас и проживает Татьяна Константиновна и ее сын Константин с семьей. В Балаклаве Светлана Константиновна трудилась в школе №30. Ее коллегой и близким товарищем по работе была Анна Михайловна Юрчик. Работала Светлана Константиновна с начальными классами и в группе продленного дня. Сейчас она в Балаклаве готовит к первому классу сыновей и дочерей тех ребят, которых она учила еще в прошлом веке. И по сей день идет она по улицам Балаклавы, а все с ней здороваются.

Сын Костя выбирал будущую специальность по примеру отца. Особо не афишировал, но шел к своей цели вполне ответственно и с полной самоотдачей. В Ленинград на вступительные экзамены поехали всей семьей. Костя тогда сказал маме, что, в случае неудачи на экзаменах, пойдет на срочную службу и снова будет поступать. Экзамены он сдал блестяще и был зачислен курсантом училища. Сам принципиально настроенный на успех в учебе, Костя не мог понять двоечников. И порой его гипнотический взгляд творил с одноклассниками чудеса. Даже с одноклассницами. Как глянет, хоть стой хоть падай, коли урок не выучила. А самого Костю в школе никто никогда не опекал. Его отец Сергей Табачный запретил супруге вмешиваться в школьные дела сына. И это правило сохранялось и исполнялось до последнего дня учебы Константина Табачного в школе. 

БС-78 в Севастополе.

Начало с «Товарищем»

Светлана Константиновна отлично помнит все детали гарнизонной жизни, но в технические детали службы мужа никогда не вникала, проекты и бортовые номера подводных лодок не запоминала, тактико-технические данные субмарин ее не очень интересовали. К сожалению, с ее супругом Сергеем Григорьевичем я опоздал поговорить, хотя это было вполне реально еще три года назад. Удалось по крупицам собрать послужной список Табачного-старшего, узнать о его вкладе в освоение новой техники, детали некоторых походов.

Еще будучи школьником, Сергей зачитывался книгами о морских походах, в старших классах учился прилежно и поставил себе цель поступить в Одесскую мореходку. Вступительные экзамены сдал успешно и в 1961 году принялся грызть гранит морских наук. Для курсантов мореходки стал настоящим испытанием дальний поход на паруснике «Товарищ». Трехмачтовый барк немецкой постройки дал курсантам возможность вдосталь побегать по реям, поработать вручную с такелажем, посмотреть многие морские города. Морская практика подтвердила правильность выбора специальности. Но в те годы шла реорганизация Военно-морского флота страны, в котором чувствовался кадровый голод. В 1962 году весь второй курс мореходного училища перевели в Ленинград на штурманский факультет Военно-морского училища имени Фрунзе. Годы учебы пролетели как одно мгновение. Молодой лейтенант был направлен на Северный флот командиром штурманской группы большой дизельной подводной лодки. Офицер зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и через несколько лет стал заместителем командира большой ракетной лодки. Штурман готовился стать командиром корабля и после высших командирских классов в Ленинграде принял командование дизельной торпедной лодкой 613-го проекта. 

Сергей Табачный после автономки

Главком ВМФ СССР в 1978 году приказал перевести с Северного флота на Черноморский несколько подводных лодок. В их числе была и лодка «С-281» под командованием капитана 2 ранга Сергея Табачного. Это лодка 613-го проекта постройки 1955 года. Переход осуществлялся по внутренним судоходным путям страны. На черноморском флоте Табачный командовал дизельными подводными лодками «БС-78», «БС-153», «Б-435». Дизельная ракетная подводная лодка «БС-78» 611-го проекта на Черном море работала на науку. Ракетные шахты в 4-м отсеке и 3-я группа аккумуляторных батарей были демонтированы, вместо них был установлен измерительный комплекс «Днепр» для измерения шумности других лодок и регистрации их следа. О вкладе в науку говорит и тот факт, что в 1980 году на борту лодки прошла выездная сессия Академии наук СССР под руководством ее президента академика А. Александрова. Лодка служила до 1986 года. Сергей Табачный был последним ее командиром.

Лодка «БС-153» проекта 629А имела установленную в ней ракетную шахту. В октябре 1978 года лодка вошла в состав 155-й бригады и 29 декабря произвела на полигоне вблизи Балаклавы (на траверзе Мраморной балки у мыса Феолент) первый в ВМФ СССР пуск ракетного комплекса Д-19. В 1979 году было осуществлено еще 6 пусков ракет. Исключена из состава ВМФ в 1990 году. Лодкой 641-го проекта «Б-435» Табачный командовал с марта 1992 по август 1993 года.

После увольнения в запас капитан первого ранга Сергей Табачный не пожелал расставаться с морем, работал капитаном буксира на флотском судоремонтном заводе. И работал до последнего дня своей жизни. В 2018 году Сергей Григорьевич ушел в свою последнюю невозвратную автономку. 

В Северодвинске.

Династия подводников

Сын Сергея Григорьевича пошел по стопам отца. Родился Константин 21 апреля 1970 года в Северодвинске. До второго класса учился в Северодвинской школе. В это время отца перевели в Балаклаву. Уже в старших классах балаклавской школы №30 Костя особое внимание уделял точным наукам, готовился к вступительным экзаменам в военный вуз с серьезным конкурсом абитуриентов. Поступил в Высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище радиоэлектроники имени А.С. Попова в Ленинграде. В 1992 году после окончания учебы лейтенант Константин Табачный был направлен в Севастополь на должность командира гидроакустической группы подводной лодки «Варшавянка», впоследствии получившей имя «Алроса». Командовал лодкой тогда капитан 2 ранга Юрий Романов, сумевший свой опыт передать молодому офицеру, сделать его настоящим командиром-подводником. Позже Константин Табачный служил на должностях командира БЧ-4-7, помощника командира подводной лодки. Окончил высшие командирские офицерские классы и был назначен командиром подводной лодки «СС-226» 690-го проекта. С 2006 года командовал дизельной подводной лодкой «Горьковский комсомолец» 641-го проекта. Эта лодка находилась в ремонте, а в море Табачный выходил на «Алросе» в качестве второго командира. 

Констанин Табачный.

В июле 2013 года приказом министра обороны РФ началось формирование экипажей двух новейших дизель-электрических подводных лодок «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону», строившихся на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. На должность командира «Новороссийска» был назначен капитан 2 ранга Константин Табачный. Главное условие формирования новых экипажей - ни одного срочника, только офицеры и контрактники. Техника и оружие были совершенно новыми, экипажам предстояло пройти обучение в Обнинске и на предприятиях страны, где изготавливались приборы и оружие. В 2014 году в феврале начались швартовые испытания лодки, в мае ходовые заводские. 45-суточный цикл испытаний завершился 30 мая первым погружением. Работы на лодке продолжались. И экипаж, и представители заводов работали с полным напряжением сил. Акт о приемке подводной лодки от промышленности был подписан 21 августа 2014 года, а на следующий день министр обороны РФ Сергей Шoйгу вручил командиру «Новороссийска» Военно-морской флаг. 4 ноября лодка прибыла в Полярный, где вступила в состав бригады ПЛ Северного флота и проходила государственные испытания. Были проведены испытания ракетного, торпедного оружия, совершено погружение на 240 метров. В стране впервые осуществлены стрельбы ракетами «Калибр-ПЛ». Переход на Черноморский флот включал прохождение Баренцева, Норвежского морей, Атлантики, Средиземного моря, посещение испанского порта Сеута и алжирского Оран. Дальше - теплая встреча в Новороссийске 21 сентября 2015 года, а через неделю и в Севастополе. 

Светлана Табачная. Ноябрь 2021.

Основные тактико-технические данные многоцелевой подводной лодки «Б-261» «Новороссийск» проекта 636.3 «Варшавянка»: полное водоизмещение 3950 тонн, длина 74 метра, ширина 10 метров, рабочая глубина 240 метров, скорость подводная 20 узлов. Вооружение: 4 ракетных комплекса «Калибр», 6 носовых торпедных аппаратов 533-миллиметровых заряженных, 12 торпед на стеллажах.

Внук Сергея Григорьевича Табачного также решил себя посвятить службе на флоте. Дмитрий поступил в Санкт-Петербург в Академию морского флота имени С.О. Макарова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 8 декабря 2021

Заголовок в газете: Жена подводника

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру