В школе обучаются 3600 детей, из которых 3300 - это ребята, которые приезжают по путевке и 300 - местные, начиная от Алушты до Ялты. И если бы не отбор, то желающих учиться в крымском Хогвартсе было бы больше.
- Это школа для одаренных детей, поэтому требования и к ученикам, и к педагогам достаточно высоки. Мы должны быть на голову выше среднестатистической школы в России, - гордо говорит замдиректора по воспитательной работе Ирина Воробьева. - Каждый день у нас происходит что-то новое, увлекательное, что вселяет в школьников любовь к учебе. И в этом большая заслуга наших учителей.
Горный ландшафт местности продиктовал архитектуру школы, которая находится на нескольких уровнях и сверху, действительно, напоминает учебное заведение волшебников. Обучают и прививают любовь к знаниям 108 учителей. Выражение «прививают любовь» самое точное: в этой школе всегда добавляют «при желании ребенка».
Нескучная учеба
Особенность этого учебного заведения, что учиться можно не только в классах на уроках, но и на переменах. Этому способствует креативное пространство учреждения, сплошь состоящее из интереснейших локаций. Тут так увлекательно, что можно и звонок пропустить.
- Мы приветствуем, когда дети рисуют… на стенах, - улыбается Ирина Ивановна. - У нас графитовые стены, на которых рисуют, клеят картинки, здесь все можно трогать, передвигать. Их еще называют живые стены. Есть локация, которую дети прозвали «стеной инаковости», это своего рода доска почета, на которую попадают не за образовательные достижения, а за личные. Например, любитель драк провел неделю без стычек - он достоин быть на этой стене. На переменах школьники играют в напольные шахматы, участвуют в квестах и ставят эксперименты.
Здесь из детей могут сделать лингвистов, обучая английскому, китайскому, немецкому языкам, дополнительно греческому и французскому, либо подстроить программу под технаря. Есть клубы по интересам: экскурсоводы, киноклуб, зооволонтеры, эковолонтеры. Более 25 кружков дополнительного образования. Каждый ребенок талантлив по-своему, задача взрослого - раскрыть таланты. В «Артеке» на это есть 3 недели.
Заходим на урок химии. Ребята сидят в ряд за рабочими поверхностями: кто-то поджигает свечи, кто-то сливает пробирки.
- В органических веществах содержится углерод: почему тогда спиртовка копоть не дала, а свеча дала? - задает вопрос учитель.
И ты понимаешь, что химия - это не скучно. Вместо химических формул ученикам предлагают расшифровать три объекта, под которыми скрывается Черное море, Карад-Даг и скала Красный камень. Учитель приоткрывает тайну: сегодня на уроке расскажут о составе Черного моря, из чего сложен Красный камень и дадут в руки вулканический туф.
- Ребята знакомятся с образцами минералов, узнают интересную информацию о наших крымских объектах. Таким образом, мы транслируем краеведение через химию, - рассказывает учитель химии, победитель «Учитель года 2019» в Крыму Наталья Кайгородцева. - Нашим детям нравится стоять у доски. Она у нас магнитно-графитовая с одной стороны и магнитно-маркерная с другой, одновременно отвечать может до 10 человек. Мы предлагаем работать как в паре, так и индивидуально, разделив парту. У нас мобильные трансформируемые классы, где мебель подстраивается под любой учебный сценарий.
Мотивация для учебы
Попасть учиться в эту школу мечтают многие. В первый класс настолько большой конкурс, что приходится проводить психологический отбор. В этом году из 88 желающих отобрали 30 детей.
- У нас есть диагностика готовности к обучению, - рассказывает директор школы Наталья Царькова. - Мы принимаем мотивированных ребят, формируя другой тип ученика уже в начальной школе.
Если у учеников постоянной школы есть единая выработанная программа обучения, то под артековцев нужно подстраиваться. Ребята приезжают со всех регионов России, в одном классе могут собираться ученики с разной программой. Тогда в «Артеке» предложили ввести модульную модель преподавания, предполагающую одновременное и параллельное изучение не более 2-3 дисциплин, образующих модуль. Здесь такими стали математика и русский язык, в экспериментаниум отнесли физику, химию, а другие предметы - географию, биологию, литературу, обществознание, историю - преподают как сетевые образовательные модули.
- Сетевой образовательный модуль - это инновационная технология организации образовательного процесса, которая формирует образовательное пространство, где происходит «всеобщая мобилизация» ресурсов для развития у детей интереса к свободному познавательному поиску. Технология СОМ способствует «мотивационному пробуждению» к изучению предметов в интеграции различных образовательных сегментов в единое образовательное пространство, - поясняет Ирина Воробьева.
Помимо интерактивных классов, школа располагает 116 гектарами парка, 4 музеями - это всё относится к образовательным средам. Дети изучают тему Великой Отечественной войны через историю «Артека». Они выезжают в Никитский ботанический сад, где в уникальном отделе генетики проводят уроки биологии. В Симферополе, в концлагере «Красный», проходят Шолохова «Судьба человека». Здесь программу строят так, чтобы из детей выходили практики, личности, осознающие свою ценность. Поэтому им дают знания, которые могут пригодиться в жизни. И лучшая обратная связь - это слова благодарности.
- Девочка в конце смены написала, что в «Артеке» она нашла свою профессию, - делится директор школы. - Ей всегда нравилась биология, а оказавшись в селекционной лаборатории, где ей дали поработать с материалами, она окончательно определилась с профессией. Мы используем Крым как образовательную площадку. Уверены, что такой подход к сетевому образовательному модулю дает качественный просветительский результат.
Педагоги убеждены, чтобы воспитать самостоятельных личностей, которые будут работать на благо себя и своей страны, важно прививать с детства понимание себя, своих интересов, давать возможность выбора. И эту школу по праву можно назвать школой больших возможностей.
- Ученики нашей школы поступают на бюджет в лучшие вузы страны, чему способствуют не только знания, но и активная социальная позиция: защита проектов, участие во всероссийских олимпиадах - всё это дает преимущество при поступлении, - рассказывает Наталья Царькова. - Учителя - финалисты всероссийских конкурсов. Мы постоянно обучаем наших педагогов, отправляем на курсы повышения квалификации и приветствуем их желание развивать свои сильные стороны. Нашей работой мы хотим вернуть учителю образ наставника. Современный учитель - это тот, кто может подстроиться под любые условия и научит детей жить в мире, который меняется каждый день.
Пандемия внесла свои коррективы в образование, и сегодня всё чаще говорят о переходе на дистанционное обучение. У Натальи Николаевны на этот счет позитивный взгляд: в век развития цифровых технологий дистант имеет место быть в паре с гибридной школой.
- Умение пользоваться цифровыми платформами - это необходимость. Технологии неминуемо к нам приходят, они делают нашу жизнь комфортнее. Но для учебы важно и контактное обучение, когда помимо знаний учитель передает свою энергию, вовлекает в процесс. Говорят, что машины заменят труд многих специалистов, но я с иронией отношусь к тому, что они могут заменить учителя. Может быть, изменится часть функционала, но профессия педагога - это на века, - уверенно говорит директор.
«Артек» - кузница кадров
Кстати, в этом году МДЦ «Артек» стал федеральной площадкой для подготовки советников директоров школ по воспитательной работе. Теперь тут готовят вожатых не только для себя, но и для других субъектов России. Очное обучение по программе повышения квалификации «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации» прошли 2,5 тысячи человек.
Школа пионерского работника появилась в «Артеке» в 1965 году. Здесь занимались подготовкой вожатых для всего Советского Союза. Сегодня эти традиции возрождаются, потому что «Артек» остается лучшей школой воспитательной работы. Пилотный проект по воспитательной работе в школах запущен в 10 регионах России. Новые специалисты появятся в учебных заведениях в соответствии с президентским законом о воспитании школьников, согласно которому воспитание должно включать в себя формирование у подрастающего поколения «чувства патриотизма и гражданственности», а также уважения к памяти защитников и подвигам героев Отечества. Кроме того, советники по воспитанию займутся организацией отдыха учащихся.