Как помогают семьям с детьми с особенностями развития социализироваться в обществе

Мамины "Ладушки"

На полуострове с 2015 года работает уникальный ресурсно-методический Центр раннего вмешательства «Ладушки», где оказывают раннюю помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития в возрасте трех с половиной лет. И главная цель их программы - как можно раньше выявить проблемы в развитии ребенка, оказать профессиональную помощь, чтобы у него появился шанс быть включенным в среду сверстников.

Мамины "Ладушки"

   Центр создали мамы особенных детей, которые из борцов за права своих малышей превратились в высококвалифицированных специалистов, обладающих передовыми методиками, знаниями, для того чтобы помогать семьям с детками с нарушениями развития. Окрепнув, получив поддержку Фонда президентских грантов, крымская команда специалистов готова влиять на систему, где пока еще абстрактное понимание того, как особенному ребенку жить в обществе.

Ранняя диагностика

           - Законодательно всё предусмотрено, и в большинстве случаев школа примет ребенка с ОВЗ, - рассказывает директор подразделения Севастопольской РОО «Особые Дети», руководитель ресурсно-методического Центра раннего вмешательства «Ладушки» Людмила Халикова. - Но в реальности для такого ребенка в учебном заведении ничего нет: дефектологов, отдельной программы, тьютерского сопровождения (специалиста, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы). И получается, что ребенок попадает в класс, где 30 других детей и у учителя нет возможности уделять отдельное внимание, но он и не должен этого делать.

           Корень проблемы - проседающая система ранней помощи: выявление заболевания и сопровождение такого ребенка. Если помочь в возрасте до 3,5 лет, то прогноз на будущее будет совершенно другим, как и его шансы влиться в образовательное учреждение. Когда родитель в первый год жизни своего малыша начинает подозревать трудности, он идет к неврологу. Невролог говорит «задержка развития», а уже диагноз «аутизм» может поставить только врач-психиатр после 4 лет. И получается, что родитель ходит по замкнутому кругу и теряет драгоценное время, когда можно было работать с коммуникацией ребенка, его поведением и развитием. Если ребенку не дали возможность коммуницировать в раннем возрасте социально приемлемым способом, то он будет использовать другие стратегии поведения: кричать, отбирать, кусать, проявлять агрессию.

           - Мы работаем со всеми категориями заболеваний: нервно-двигательные нарушения, генетические, такие как синдром Дауна, аутизм, эпилепсия и т.д. - берем любого ребенка, кто задерживается в развитии больше, чем на 4 месяца, - говорит Людмила Александровна. - Сейчас у нас около 300 семей из Севастополя, из них 126 - аутисты. Много детей приезжает из Крыма, так как мы единственное учреждение с подобными программами. Запись к нам на два месяца вперед. Наши занятия занимают 3 месяца, но мы можем взять повторно семью на сопровождение, если это нужно ребенку.

           Аутизм можно выявить с года. Диагностику проводят четыре специалиста Центра, используя только надежную методику с доказанной эффективностью. Такие как: комплексная оценка уровня развития ребенка, опросник, Ados-2 - международный «золотой стандарт» диагностики аутизма от 1 года и т.д. Диагностика проходит в форме игры 40-50 минут, а потом еще полтора часа считаются баллы, выводится результат и беседа с родителями. Оборудование, которое выглядят как простая игрушка, на самом деле стоит порядка 700 тыс. руб. Учеба специалистов обходится от 65 тыс. руб. При этом диагностика и дальнейшая помощь семье оказывается бесплатно. Благодаря Фонду президентских грантов и государственной поддержке. Работа севастопольских мам уже дала свои результаты.

           - Если еще год назад к нам приходили дети 4-9 лет с тяжелым поведением, то сейчас стало больше малышей - 1-1,5 годика, - отмечает руководитель «Ладушек». - Чем раньше начать, тем больше шансов социализироваться и влиться в общественную жизнь. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей в 3 года начинают учить буквам, говорить, а на самом деле нужно работать над функциональными коммуникациями: чтобы ребенок мог приличным способом что-то попросить, нормальным поведением отказаться, привлечь внимание.

           Не менее важно - научить родителей взаимодействовать и сопровождать своего малыша. Для этого в центре «Ладушки» проводят индивидуальные занятия, в мини-группах и третий этап - закрепление навыков в домашних условиях с участием специалиста.

           - Наши эрготерапевты занимаются налаживанием естественных жизненных ситуаций, например приема пищи ребенком, - рассказывает Людмила Александровна. - Дети с тяжелыми двигательными нарушениями не могут самостоятельно сидеть и удерживать голову, у них нарушены процессы жевания и глотания. Мы приходим домой и наблюдаем, как это происходит, а потом объясняем маме, как правильно наладить данный процесс. Или дети с проблемами коммуникации. Родители пытаются наладить с ребенком контакт, а он не смотрит в глаза, не улыбается, создается впечатление, что он не заинтересован в этом взаимодействии. Родители обжигаются и не находят внутренних ресурсов, чтобы начинать всё снова и снова. Когда в семью приходим мы, то помогаем обнаружить, в чем интерес ребенка, как к нему подобраться, какую игру предложить, на что он будет реагировать.

Собака - друг и лекарь

           Человек с аутизмом - всегда будет человеком с аутизмом, но есть возможность это качественно скомпенсировать, пока он маленький. Мама особенного ребенка рассказала, что ее сын самостоятельно ездит в школу, общается с друзьями, ходит на тренировки по пара-каратэ. Глядя на него, можно подумать, что это здоровый парень. Но все равно есть нюансы, выдающие в нем особенности здоровья. Например, этот мальчик не понимает сарказма, он крайне чувствителен, очень волнуется, если хоть на минуту опаздывает. Это стереотипные формы поведения при таком заболевании.

            По исследованиям родитель, который ухаживает за ребенком с особенностями развития, по уровню стресса приравнивается к участнику боевых действий. Вот только боевые действия рано или поздно заканчиваются, в отличие от родительского долга… Тяжелое поведение ребенка, все время находящаяся в стрессе мама, отец как единственный добытчик - самые распространенные причины распада семьи. На счету специалистов севастопольского центра не одна спасенная семья.

           - Я вижу большую перспективу в нашей методике оказания ранней помощи, - с энтузиазмом отмечает Людмила Халикова. - Мы даем родителям четкое понимание, что сейчас происходит с их ребенком, над чем нужно работать, к каким успехам мы двигаемся и что не всё так плохо. Достижение совместной цели объединяет родителей. Мы всегда поддерживаем, когда на занятия приходят папы. Когда формируются четкие партнерские взаимоотношения, у семьи больше шансов поддержать ребенка.

           В ресурсно-методическом Центре раннего вмешательства «Ладушки» практикуют канистерапию - реабилитацию при помощи специально подготовленной, аттестованной собаки-терапевта. Здесь детям помогают золотистый ретривер Юта, терьер Гимли, белая швейцарская овчарка Вася. Все собаки имеют удостоверение и номер в общероссийском реестре собак-терапевтов. Чтобы заступить на службу, четвероногие проходят аттестацию у ветеринарного врача, кинолога, психолога, эксперта-экзаменатора и несколько этапов тестирования. Сначала проверяют безопасность собаки без управления владельцем, провоцируют громкими звуками, поддразниванием, игрушками, едой. Если на первом этапе теста собака проявила себя безупречно, тогда она допускается к сертификации как «средство реабилитации». Тут ее ждет ряд задач: как она подходит к человеку в инвалидной коляске, как подает предметы, как реагирует на толпу и т.д. За каждое упражнение выставляется балл. Если что-то было выполнено сомнительно, собака снимается с аттестации. Полупроходного балла нет - пес должен быть круглым отличником. Видео экзамена отправляется в экспертную комиссию и Международную ассоциацию организаций энимал-терапии. И когда все эксперты приходят к мнению, что собака вела себя безупречно, ей присваивается квалификация «собака - средство реабилитации» и она допускается к работе.

           Людмила Халикова признается, что им хотелось бы охватить как можно больше семей, но катастрофически не хватает времени и рук. К сожалению, не все готовы посвящать себя такой сложной работе. Но осознанные и счастливые глаза детей становятся лучшей наградой.

           Для получения услуг ранней помощи в центре «Ладушки» необходимо подать заявку на электронный адрес: mpc.osobiedeti@mail.ru.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 21 апреля 2021

Заголовок в газете: Мамины "Ладушки"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру