Мировое сообщество отмечает 21 марта - Международный день кукольника

«Они играют в жизнь, в мечту, в любовь, смеется в каждой кукле Чародей» – эти строки стихотворения «Кукольный театр» Константина Бальмонта посвящены сказочному миру кукольного искусства, щедро дарящего маленьким и взрослым зрителям ощущение беззаботности, веселья и счастья.

Мировое сообщество отмечает 21 марта - Международный день кукольника

   Ежегодно, 21 марта, все мировое сообщество отмечает Международный день кукольника, дата проведения которого была утверждена в 2003 году на заседании Совета Международного союза деятелей театров кукол (UNIMA). К празднованию даты, берущей начало в детстве каждого из нас и удивительным образом совпавшей с датой празднования Всемирного дня поэзии, библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила выставку-декорацию «Театр кукол, ты – волшебник, чародей».

   «Он держит ожившую куклу в руках – Тортилу, Мальвину, Кота в сапогах. А те, в свою очередь, – зрителей, сердца детворы и родителей» – эти строки стихотворения «Сергею Образцову» крымского классика Владимира Натановича Орлова стали эпиграфом раздела, рассказывающего о первых кукольных театрах России, отмечающих в текущем году юбилей. Так, в 1921 году по инициативе Самуила Маршака в Екатеринодаре (Краснодар) был создан комплекс культурных учреждений для детей, в том числе – один из первых в России детских театров (просуществовал до 1922 года), для которого Маршак писал пьесы. А в сентябре 2021 года исполнится 90 лет со дня организации в 1931 году в Москве «кукольного центра искусства играющих кукол» – Государственного академического Центрального театра кукол, носящего имя выдающегося деятеля русского искусства, народного артиста СССР Сергея Владимировича Образцова, с гордостью утверждавшего: «Я всю жизнь играю в куклы».

   Статьи «Крымских известий» и других газет Крыма, журналов «Крымуша», «Полуостров сокровищ», краеведческие издания рассказывают о создании в Симферополе в 1939 году «при ТЮЗ детского передвижного кукольного театра для обслуживания колхозов и совхозов», ставшего основой Крымского академического театра кукол, который в недалеком будущем будет преобразован в Центр детского театрального искусства. Цитатой этого раздела выставки не случайно стали строки стихотворения «Театр» Н. Соколовой: «А сказки длятся – дальше, дальше, в них только выдумка – нет фальши. Они нас учат честно жить, любовью, дружбой дорожить». Именно сказочные, наполненные добром и пониманием детской души пьесы писал Владимир Орлов, более 25 лет сотрудничавший с Крымским театром кукол. Художественный руководитель – директор Крымского театра кукол Борис Азаров (1978-2012) уважительно писал о собрате-драматурге: «Орлова знал весь театральный мир, связанный с детской драматургией… Кукольники очень уважали его, отзываясь о нем с редкой добротой». «Золотой цыпленок», «Тимка с Голубой планеты», «Цветное молоко», «Как стать великаном», «Шуршик, или Тайна старинных часов», «Приключения Каштанчика» и другие пьесы «крымского Маршака» Орлова помогают зрителю поверить, что «чудеса окружают нас повсюду». Примечательно, что в репертуарную палитру юбилейного сезона Крымского театра кукол 2019 года была включена и музыкальная сказка «Цветное молоко» по одноименному произведению В. Орлова. Ведь «Театр – это такая кафедра, с которой можно много добра сказать миру» – утверждал классик русской литературы Николай Гоголь.

   Страницы уже ставших уникальными изданий «Детская энциклопедия», «Что такое. Кто такой», «Энциклопедический словарь юного зрителя» знакомят читателя с историей кукольного искусства России, рассказывают о первых куклах-актерах балаганных театров, в числе которых – Петрушка, упоминаемый в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля: «Петрушка – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке…». В стихотворении Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки: «Про балаган прослышавши, пошли и наши странники послушать, поглазеть комедию с Петрушкою…». К слову, значительный вклад в мировую известность Петрушки внес одноименный балет И. Стравинского, впервые сыгранный в 1911 году на сцене парижского театра Шатле. Не меньшую славу Петрушке и его «балаганному собрату» – Скомороху, принесли произведения русской живописи: «В костюме скомороха» В. Васнецова, «Скоморохи» Л. Русова, «Скоморох» М. Щрилева, «Петрушка идет» (фрагмент) А. Корзухина и др.

   В сказочный мир кукол и кукольного театра юных читателей приглашают «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Театр» В. Катаева, «Приключения Пиноккио» К. Коллоди, «Оле-Лукойе» Г.Х. Андерсена, «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, «Путешествие Голубой стрелы» Д. Родари и другие произведения отечественных и зарубежных писателей-сказочников. «Театрально-кукольной» теме посвящены стихотворения «В театре» А. Барто, «В кукольном театре» В. Берестова, «В театре для детей» С. Маршака, «Скоморохи» А. Толстого, «Кукла» К. Симонова, «Подмосковный пейзаж с куклой» Г. Сапгира, «Мы просто куклы» В. Высоцкого и др.

   «Театр – знания дворец, наставник для умов, целитель для сердец» (Г. Тукай), «Театр – возможность жить, творить и созидать» (Г. Юдина), «Этот дом – такой чудесный, в нем волшебники живут, в нем ребята сказок ждут!» (Т. Морозова), «А мы внимаем кукле, плачем и смеемся, и хоть на время, но становимся детьми» (И. Исаев) – эти поэтические строки заставляют нас задуматься об истинных человеческих ценностях, вспомнить, каким счастьем и ожиданием чуда было наполнено «путешествие» с родителями в кукольный театр и подарить своей семье день встречи с кукольным искусством.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру