Герой России: Президент России летает на самом надежном самолете

Взлетай и пой

Анатолий Кнышов - летчик-испытатель 1-го класса опытно-конструкторского бюро им. С.В. Ильюшина. В 1996 году за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, указом президента страны ему присвоено звание Героя Российской Федерации.

Взлетай и пой

Анатолий Николаевич участвовал в испытаниях 50 типов воздушных судов, среди которых - истребители, штурмовики, бомбардировщики. Один из крайних самолетов, прошедших проверку летчика, знаменитый Ил-96-300 - широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет, на котором летает глава нашего государства. Кнышов гордится, что это самый надежный самолет, который создан его родным ОКБ Ильюшина.

Гагаринский кортеж

           Воспитанный в лучших советских традициях, Анатолий Кнышов помнит громкий лозунг своей юности «Комсомольцы, на самолет!». Окончательно с выбором будущей профессии он определился еще в 7-м классе, когда услышал по радио в репортаже, что по улицам Москвы движется кортеж с космонавтом Юрием Гагариным, успешно совершившим первый в мире космический полет.

           - Я сказал, что буду летчиком или космонавтом, - погружается в приятные воспоминания Анатолий Николаевич. - В СССР была развита система ДОСААФ, которая привлекала молодежь в разные направления науки, техники и спорта, в том числе и в авиацию. В 10-м классе я уже прыгал с парашютом. На комиссии в военкомате инструктор определил, что я буду летать на истребителях. Так я поступил и потом успешно окончил в 1969 году Армавирское военное авиационное училище... Первый полет всегда знаменательный: после тщательной отработки всех элементов на земле и одобрения инструктора, ты наконец-то отрываешься от земли. А вот полное доверие наступает, когда в кабине нет инструктора и начинающий летчик покоряет небо сам.

Анатолий Николаевич и сегодня помнит совет своего наставника: взлетай и пой, песня отвлекает....

           - Летные испытания должны выявлять даже самые маленькие неисправности, которые могли возникнуть в процессе проектирования, - рассказывает Кнышов. - Задача летчика-испытателя расписать всю инструкцию полета до мелочей. Первый полет длится от 30 минут до часа. В этом полете никакие сложные элементы не проверяются. Только взлететь, посмотреть, как работает авиационная система, как себя ведут приборы на среднем режиме двигателя, и благополучно приземлиться. Но даже на таком простом, казалось бы, полете исследуется до пяти тысяч параметров! Испытания - это проверка всех видов отказов, которые возможны в воздухе. С этой целью создается целый комплекс тренажеров, которые до 90% имитируют элементы полета, включающие отказ двигателя. Испытания на земле пилот проходит вместе с экипажем. Пока они до автоматизма не отработают свои действия, на реальный самолет никого не допустят. Для оттачивания навыков раз в квартал экипаж проходит проверку через эти тренажеры. Ведущий летчик-испытатель начинает полет с первой линии обвода фюзеляжа, когда генеральный конструктор только приступает к созданию самолета.

Авиация навсегда

По словам Анатолия Николаевича, летчик-испытатель вникает в каждый чертеж, чтобы знать всё оборудование, двигатели, даже пассажирские кресла... Сначала летает на нем во сне, а потом - наяву. Каждые 5-10 лет должны выходить новые типы самолетов. Срок жизни воздушного судна - 30 лет. За это время оно проходит несколько контрольных проверок. Если вышел лимит грубых посадок, а разрешается 10% от общих посадок, проводится осмотр. Как автомобилисты меняют колеса, так и на самолете нужно следить за эксплуатацией шасси. И проводить своевременный капитальный ремонт всего воздушного судна.

           В Советском Союзе социалистические соревнования устраивали во всем. Не была исключением и авиация. Поступал заказ - создать современный пассажирский самолет. Конструкторские бюро - Ильюшина, Микояна, Камова, Антонова и другие - работали над проектами и представляли их правительству. Побеждал самый технологичный и надежный проект. Это был жесткий рынок, но и технику выпускали безопасную.

           Анатолий Николаевич закончил летать 8 лет назад. Но жить без неба, естественно, не может.

           - Сможете ли вы когда-нибудь потерять чувство любви к противоположному полу? - задает вопрос летчик. - Точно так же с авиацией. Это вся моя жизнь. И мне больно было смотреть, как после распада Советского Союза нашу авиацию уничтожали. Мы не смогли остаться в стороне, постоянно писали письма правительству. Продолжаем это до сих пор, просим Владимира Путина принять федеральную программу возрождения российской авиации.

           Сегодня Герой России вернулся в Севастополь, где когда-то еще лейтенантом проходил службу на аэродроме «Бельбек». Три года назад он создал Межрегиональную общественную организацию «Герои Отечества» города Севастополя и Республики Крым, ведет активную общественную работу, занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи. Совсем недавно были проведены встречи с военнослужащими Керчи, которые охраняют Крымский мост, с курсантами морского судоходства - участниками программы «Герои Отечества. Крымский след». После общения с молодежью у Анатолия Кнышова остаются приятные воспоминания.

           - Они задают вопросы, как пойти служить в авиацию, как работают летчики. Многие хотят выбрать медицинскую или учительскую стезю, чтобы участвовать в создании условий для здорового общества и успешного будущего России, - делится своими впечатлениями Герой России.

           На вопрос, есть ли у летчика свои приметы, Анатолий Николаевич отвечает философски:

           - Если бы мы были самые суеверные люди, никогда не пошли бы в испытатели, - с улыбкой отмечает Кнышов. - Это сложная профессия, которую выбирают осознанно, понимая, что в ней много трагических событий. Но все равно в ней остаются и летают.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 23 декабря 2020

Заголовок в газете: Взлетай и пой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру