Поход выходного дня в Крыму: из Родникового к озеру Чуваш-Голь

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

Маршрут от села Родникового в Байдарской долине в Кара-Дагский лес весьма своеобразен. Подъем не очень крутой и вполне по силам людям разной физической подготовки, будь то млад или стар. Широкая каменная дорога не позволит заблудиться даже туристу-новичку. Летом на пути нежарко - кроны деревьев смыкаются над головой почти повсеместно. Зимой крутые склоны скал и лес защищают от пронизывающего ветра. Но такая «защита» оборачивается отсутствием обзора...

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

Видовых площадок всего две. Одна над Скельской поляной показывает необычный ракурс на ущелье реки Узунджи на участке до села Колхозного. Вторая - соседние вершины, но это как повезет по времени года и наличию листвы. Нужно отметить, что указанная тропа до озера Чуваш-Голь, входящая в Большую Севастопольскую тропу (БСТ), - лишь начало пути для настойчивого пешехода. От озера можно выйти на Спирады, разгуляться по Ай-Петринской яйле, повернуть на гору Мердвен, выйти на Чертову лестницу (Шайтан-Мердвен), продолжить путь на Южный берег Крыма или дойти через Форосский кант до Байдарских ворот и Форосской церкви. Вот тут смотровых площадок сколько хочешь. Поневоле фотографировать и снимать фильмы начнешь. Но такая прогулка требует запаса светлого времени суток, четкого знания маршрута, а также наличие компаса, карты или навигатора. А лучше - опытного проводника-инструктора.

Стартовые площадки

Для массовых прогулок выходного дня можно посоветовать две стартовых площадки. Первая расположена на восточной окраине Родникового у огромных гаражей-ангаров при въезде в ущелье реки. Здесь всегда оставляют машины и автобусы организованные группы, назначают встречи туристы, приезжающие на рейсовых автобусах и попутном транспорте. Вторая площадка - у Скельской пещеры (которую тоже стоит посетить). Красивая, удобная, но малоемкая. В сезон на той площадке не найдешь места. Итак, отдаем предпочтение окраине села. И сразу вступаем на тропу под сенью лиственного леса. Через 5-10 минут замечаешь, что тропа несколько расширилась и влилась в лесную каменную дорогу.

По левую руку в лесу просматривается белая скальная гряда, параллельная дороге. За ней угадывается вершина горы Курт-Кая с высотой 573 метра. Еще 15 минут хода, и слева к дороге примыкает лестница с деревянными ступенями, ведущая от Скельской пещеры. Вот отсюда уже видна Узунджа. Но дальше будет интересней. Нам предстоит с востока обогнуть гору Кара-Даг, возвышающуюся на 728 метров. Пересекаем балку Донгуз-Дере. Лес становится чисто можжевеловым (дыши, сколько сможешь)! Вот и первые следы древних строителей дороги. Слева - подпорные стены-крепиды, справа - рубленные человеком скальные уступы. Внимательный пешеход заметит и следы перфоратора, которым рвали скалу. Диаметр отверстия чуть больше 5-рублевой монеты, глубина 30-40 сантиметров.
Под ногами - следы каменного мощения неправильной формы. Явно на эту дорогу не поставляли брусчатку со столичных заводов. Камень рубили на месте и подгоняли на глаз по форме основания дороги. А основание - скала. Ему не страшны оползни и ливневые потоки. Очередной информационный стенд Большой Севастопольской тропы рассказывает о причудливой кладке поперек сухого ручья. Этот каменный мост пережил многие века. Точнее - руины моста. Арочного каменного, плотно подогнанного перекрытия уже нет, остались только опорные быки по берегам. Можно представить, какой мощи был поток горной реки, если пришлось строить каменный мост. Его иногда еще Римским называют.
Но достоверных фактов о причастности римлян к строительству дороги нет, хотя ремонтировать ее они вполне могли. За мостом слева вырублена каменная скамья, удобная для отдыха. Дорога местами расширяется, но по большей части ее обрамляют скалы, естественные и рубленые. Брусчатка под ногами просматривается всё четче. Ветхие деревья порой падают на тропу под ударами ветра, порой зависают над тропой, угрожая безопасности путника. Можжевельник постепенно уступает место грабово-буковому лесу. Можно заметить папоротники и мхи с лишайниками на скальных стенках.

Выход к озерам

Ночью накануне в горах был морозец. На опавшей недавно листве, не успевшей потерять цвет, белеет снежок. Изморозь делает камни скользкими. Впору подумать об осторожности. Солнце в этом ущелье редкий гость. Темп движения приходится увеличивать, чтобы не замерзнуть. Через полтора часа ущелье расширяется, тропа выполаживается. На большой поляне с крутыми бортами в центре стоят особняком великовозрастное дерево и столб-указатель БСТ. Последний серпантин «римской» дороги выводит в Кара-Дагский лес.

При отсутствии тумана с поляны неправильной формы можно увидеть окрестные вершины и сориентироваться по сторонам света. На северо-востоке доминирует массив горы Тарпан-Баир (1094 метра). На юго-востоке - безымянная вершина в 864 метра. Нам нужно попасть между ними ближе к безымянной. Дальше тропа теряет признаки дороги и через 30-40 минут выводит к озерам.
Их два. Чуваш-Голь сохраняет очертания, но сильно обмелело. От второго осталась небольшая лужица. Что поделать - такой вот аномальный сухой год. Возле озера заметен древний каменный колодец.
На дне видна вода, но пить ее не хочется. Собственно, мы и пришли на стоянку «Кара-Дагский лес», к конечному пункту нашего сегодняшнего маршрута. До Спирад по лесной дороге около 6 км и 2 часа хода. Оттуда и на море уже можно было бы глянуть. Но не сегодня. На поляне резвятся ребятишки детской секции туризма, пока их родители готовят для них плов на газовой горелке, кипятят чай, раскладывают бутерброды. Рядом фантастической конструкцией смотрится метеопост, который когда-то позволял контролировать атмосферные осадки над лесом. Сегодня он частично разрушен и зарос молодой лесной порослью. Неспешным темпом мы прошли от Родникового до озера за 2,5 часа. Спуск занял полтора часа.

Приходилось сдерживать себя, не поддаваться эйфории и переходить с бега на шаг. Мокрые камни, листва со снегом не давали разогнаться. Поймал себя на мысли о том, что по пути вставали перед глазами картинки не марширующих римских легионов и колонны обоза с товаром из Херсонеса. Представил, как советские партизаны по этим тропам ходили в 1942-1944 годах. Без лекарств и продуктов, без теплой одежды, голодные и замерзшие, они ухитрялись еще и с немецко-румынской нечистью сражаться. В горах от Севастополя до Судака установлено множество памятников и обелисков в честь партизан. Недавно такая мемориальная доска с именами партизан появилась и на тропе, по которой мы сегодня прошли.

Успели вовремя выехать из Байдарской долины и в сумерках не попасть в традиционные вечерние пробки на въезде в город.

А что касается топонима Чуваш-Голь, то мнений на этот счет очень много. Голь - озеро. Никто не спорит. Есть версия, что чуваш - страж. Но она спорная. Непереводимая игра слов и звукоподражание языков разных народов не позволяют сегодня перевести этот топоним на русский язык. Да и нужно ли? 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2020

Заголовок в газете: Поход к озеру Чуваш-Голь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру