Спасти Карачоль: уникальный в Крыму музей культуры фракийских греков

Как спасти музей фракийских греков

Фракийские греки, которые живут в Крыму уже почти два столетия, это пример истинной любви к своему народу и культуре. Сегодня они пытаются сохранить то, что создавали их предки на полуострове.

Как спасти музей фракийских греков

Уникальное село Чернополье находится в Белогорском районе. Основано оно было в 1830 году греческими переселенцами, которые прибыли на крымскую землю, спасаясь от турецкого угнетения. До 1948 года оно называлось Карачоль. Переименование последовало через несколько лет после того, как жители карачольской греческой общины были депортированы. Они второй раз потеряли свою родину...

Крымский дом

           Экскурсию по Карачолю проводит председатель греческого национального общества Ирина Зекова. Во время депортации ей было два годика.

           - С мамой, папой, четырьмя братьями и сестрами мы часто переезжали, - вспоминает Ирина Константиновна. - Жили на Урале в лагерях с татарами, армянами, болгарами. В бараках не было трений между нациями, мы все были на равных. Когда разрешили вести переписку, родственники стали находить своих близких.

           Вернуться в родное село люди смогли только в 1968 году. Сегодня в Чернополье проживает около 200 греков. Местные жители сразу привнесли свой национальный колорит. Совместными усилиями была отремонтирована церковь во имя Св. Константина и Елены, построенная и освещенная в 1913 году, а также святая криница 1869 года - источник, куда народ приходит после литургии для омовения и питья. Ежегодно 3 и 4 июня пышно отмечается праздник Панаир, посвященный святым Елене и Константину. Гости и местные жители участвуют в обрядах, поют песни, кружатся в греческих танцах, угощаются национальными блюдами.

           Более того, в этой крымско-греческой обители сохраняется не только культура, но и язык, на котором говорил Гомер.

           - Нас остались единицы, которые знают настоящий греческий язык, - говорит Ирина Константиновна. - Самая молодая из них я - 77 лет, а самым старшим по 90. Я сама с собой разговариваю на родном языке, пою песни, которые слышала от мамы. Пока есть мы - есть греческая культура. Кстати, в селе до 2015 года в школе преподавался новогреческий язык.

           В 1991 году была зарегистрирована греческая православная религиозная община церкви Святых равноапостольных Константина и Елены. А в 2004 году усилиями общины был построен греческий этнографический музей. Освещение музея проходило в праздничной обстановке, гостей встречали и угощали слоеными пирогами с мясом, брынзой.

           Экспонаты собирались с 1968 года после возвращения греков из депортации. Люди умирали, а вещи приносили Ирине Константиновне. Когда экспонатов насобиралось на отдельное помещение, появилась идея создать музей греческого народа.

           Музей создан в стиле классического сельского дома и отображает греческий домострой. Три комнаты вмещают в себя экспозиции греческой одежды, мебели, посуды, предметов быта. Национальные костюмы молодоженов, повседневная одежда, греки любят черный цвет, потому что он хорошо подчеркивает черты лица. Уникальные предметы домашнего хозяйства: гувеи (сосуды для кипячения воды), маслобойка, разнообразная кухонная утварь, предметы интерьера, ковры и половики. Ты заходишь не в музей, а попадаешь в гости к фракийской греческой семье. В горнице в правом углу иконы, рядом кровать и люлька: мама утром проснулась, у зеркала повязала платок (гречанка всегда ходит в платке), управилась с ребенком и отправилась хозяйничать. На кухне выпекает хлеб в печи, заваривает кофе. Здесь хранятся архивные документы, фотографии памятных встреч с дорогими гостями. В музей неоднократно приезжали паломники из Греции. Ирина Константиновна ухаживает за музеем, она же проводит экскурсии.

           - Раньше мы дружили с греками из Мариуполя, где их около 90 тысяч. Но теперь жизнь нас разделила, - печально говорит Ирина Зекова. - Нас в Крыму меньше 3 тысяч. Мы тут живем, мы любим людей, люди любят нас, мы одна семья. И ведь когда наши предки в 1830 году приехали на полуостров, это уже была Россия. Жаль, что мариупольские греки на первое место поставили политику, а не свою любовь к народу. А вот кому мы благодарны в Крыму, так это братьям-грекам из Греции. Благодаря их финансовой помощи был построен музей.

           Всё это Ирина Константиновна рассказывает за гостеприимно накрытым столом. Милейшая хозяйка иначе вас не отпустит. Она поет песни на родном языке, вспоминает яркие моменты жизни. За пролистыванием книги «Греки Восточной Фракии в Крыму», которую написала наша героиня, незаметно пролетает время. Покидаешь это маленькое крымское село уже влюбленным в греческую культуру.

План спасения

           Село Чернополье, его жители и греческие достопримечательности уникальны и неповторимы. Это живая история Крыма, к которой можно прикоснуться и окунуться. Все, кто приезжает на экскурсию, наполняются эмоциями. А у Ирины Зековой душа болит за музей.

           Здание давно нуждается в ремонте. Поспособствовал этому сосед, который в нарушение всех норм построил рядом с музеем большое строение и не установил водоотводы, поэтому вода с крыши стекала под стену «Карачоля». Это стало угрозой для здания музея: лопнула стена, в помещении с экспонатами появилась сырость.

           - Внутри пора уже белить, замок надо поменять, с пенсии буду собирать. На территории хочется построить кухню, чтобы угощать гостей греческими национальными блюдами, - мечтает Ирина Константиновна и добавляет: - Очень хочется получить помощь и отремонтировать наш музей.

           Все эти планы осложняет тот факт, что земельный участок, на котором стоит музей, в украинский период был передан православной общине. И пока церковь не напишет отказ, распоряжаться землей никто не имеет права.

           - В феврале мы получили ответ из епархии, что они отказываются от земли и передают ее нам, - прокомментировала председатель Чернопольского сельского совета Валентина Варава. - Параллельно подали на уточнение границ участка. Когда зарегистрируем право собственности за собой, передадим греческому национальному обществу.

           Пока идет передача земли, председатель общественной организации «Региональная национально-культурная автономия греков Крыма «Таврида» Иван Шонус прорабатывает два варианта.

           - Первый - мы ведем переговоры с Крымским этнографическим музеем, чтобы «Карачоль» вошел в их состав. Второй вариант - департамент культуры Белогорского района возьмет музей под свое управление. Когда на каком-то решении остановимся, тогда и будем писать обращение на имя главы республики, - объяснил Иван Шонус, добавив, что музей стоит на балансе не у региональной общины, а у местной, Чернополья. И если в украинский период было финансирование, то сегодня средств нет.

           В свою очередь «Региональная национально-культурная автономия греков Крыма «Таврида» берет на себя финансирование престольного праздника в церкви, который ежегодно проходит в селе 3 июня: подвоз гостей, продукты, концерт.

           Неравнодушно к проблеме фракийского наследия относится директор Крымского этнографического музея, председатель Ассоциации заповедников и музеев Крыма Юрий Лаптев.

           - Это интересный музей, самобытный. Из общественных музеев - единственный в Крыму, который рассказывает о культуре фракийских греков, - говорит Юрий Николаевич. - Чтобы решить его проблему, нужно было решить вопрос с земельным участком. Только сейчас мы получили положительное заключение. Поймите, ни муниципальная власть, ни республиканская не могут финансировать то, что находится не в их сфере имущества. Либо участок передается на баланс сельскому совету, который в дальнейшем может передать греческой общине. Или есть хорошие примеры по Российской Федерации, когда народные музеи имеют ставку в Доме культуры, на их содержание выделяются деньги. Есть еще вариант, когда объект, земля и строение передается Белогорскому району. И тогда районная власть содержит музей: платит земельный налог, зарплату сотрудникам, выполняет закон о музейном деле. Высказывались идеи, чтобы сделать музей частью Крымского этнографического, но это сложнее.

           По словам Юрия Лаптева, за годы его работы он видел, как гибнут уникальные коллекции. Если мы хотим сохранить наследие, оно должно принадлежать какой-то ветви власти, чтобы за это отвечали. Можно было найти спонсора, который поддержал бы музей. Но в сфере культуры их не так много. При этом интерес к музею, как к туристическому объекту, должна проявлять районная власть.

           Музей «Карачоль» - жемчужина неповторимой крымской истории. Это экспонаты, которые несут энергетику своих владельцев, это рассказы из первоисточника. Когда приезжаешь в гости к фракийским грекам, испытываешь культурный шок - это всё наше, крымское. И будет ли существовать этот центр - большой вопрос.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 19 февраля 2020

Заголовок в газете: Память Карачоля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру