История одного кадра: как Евгений Бондаренко снял начало жизни

В традиционной рубрике "МК в Крыму" крымские фотографы рассказывают о своих снимках

Евгений Бондаренко работает экскурсоводом, пишет статьи о Крыме, называет себя фотографом-любителем. При этом его фотоработы можно найти во многих печатных и интернет-изданиях. По специальности он инженер, а съемка была его увлечением. Причем начинал он с видео.

В традиционной рубрике "МК в Крыму" крымские фотографы рассказывают о своих снимках

        - Первую камеру Super VHS купил в 1994 году, - вспоминает Евгений. - Снимать учился по книгам, просматривал свои и чужие работы, искал и анализировал огрехи. Потом у меня было еще три видеокамеры: в 2002 году появилась первая цифровая камера, а в 2005-м уже приобрел цифровую 3-матричную, которую «утопил» во время съемок засифонной части пещеры Кизил-Коба.

От хобби к работе

           Освоив видеокамеру, Бондаренко начал снимать занимательные ролики про природу и животных. Клипами заинтересовалась «Черноморская телерадиокомпания», ими стали заполнять паузы в эфире, а вскоре оператора-самоучку пригласили для съемки фильмов о Крыме. Так, хобби переросло в постоянную и любимую работу. Спустя 5 лет появилась собственная студия «Горизонт», где было создано 10 фильмов в серии «Всё о Крыме».

           Цикл стал ценным пособием для туристов: каждый фильм рассказывал об отдельном регионе или туристическом объекте полуострова. Первый фильм был посвящен Южному берегу Крыма - от Алушты до Фороса...

Неожиданный и восхитительный Крым: кадры, в которые надо всматриваться

Неожиданный и восхитительный Крым: кадры, в которые надо всматриваться

Смотрите фотогалерею по теме

           В фильме «Дворцы и имения» подробно рассказывается о самых значимых памятниках архитектуры полуострова, владельцах знаменитых дворцов и вилл, их семьях, архитекторах, возводивших эти шедевры. Отдельный фильм рассказывает о достопримечательностях Бахчисарайского района: пещерных городах и монастырях, крепостных башнях и уникальных фресках, Большом каньоне и, конечно, о жемчужине восточной культуры - Ханском дворце. Квадрокоптеров тогда еще не было, и, чтобы показать всю красоту этого замечательного места, Евгений нанимал спортивный самолет и с высоты птичьего полета, с открытым фонарем, свесившись через борт, на скорости 150-170 км/час снимал бахчисарайские пейзажи.

           - Во время работы над фильмами довелось попутешествовать по всему Крыму, - восхищенно говорит фотограф. - Где только не бывал: на вершинах гор и в подземельях, в старинных подвалах имений и на крышах императорских дворцов, в винодельческих цехах и на военных объектах, в том числе на закрытых территориях. Есть в фильмах видеокадры городов, которые уже не узнать, например, Ялта без высоток и застроек.

           За 10 лет было продано около 250 тыс. дисков с фильмами, в том числе озвученными на английском, немецком и французском языках. Работа приносила хороший доход, но... Ничто не вечно, стремительный прогресс Интернета сделал свое дело: диски продавались всё хуже, и вскоре их производство потеряло смысл. Сейчас мало кто покупает DVD, всё есть в сети, как и серия «Всё о Крыме» - интернет-«пираты» постарались. В 2013 году Евгений Бондаренко закончил свою кинематографическую работу.

Домашняя печать

           Евгению было 13 лет, когда родители подарили ему на день рождения советский фотоаппарат «Вилия-авто». В 1979 году он стоил 40 рублей. Когда юный фотограф распечатал первую черно-белую пленку, не смог понять, что снимал: сплошные деревья, кусты, размытые фигуры...

           - Удивительное время было, когда снимали на пленку. Только 36 кадров, и каждый на вес золота, - погружается в воспоминания Евгений Бондаренко. - Не дай бог приоткроешь фотоаппарат - засветишь пленку. Сейчас таких проблем не знают, а раньше, чтобы проявить пленку, нужен был фотобачок, проявитель и фиксатор. Проявитель растворяется в горячей воде, а проявлять нужно при температуре 20-22 градуса. Бывало, забывал остудить, заливал горячую воду, эмульсия сворачивалась. Прощайте, фотографии!

Неожиданный и восхитительный Крым: кадры, в которые надо всматриваться

Неожиданный и восхитительный Крым: кадры, в которые надо всматриваться

Смотрите фотогалерею по теме

           После проявки, пленку нужно было промывать несколько раз под струей воды, закреплять фиксажем и сушить. Только потом, отсмотрев перед этим кадры, начиналось самое интересное...

           Дальше важная составляющая - фотоувеличитель: деревянный щит с железной трубой, где крепится лампочка, линзы. Тут же под рукой стоят две баночки с проявителем и фиксатором. Когда на белом листе появляется изображение, главное не прозевать и не передержать, иначе картинка станет темной. Только закрепив проявленное изображение фиксажем, можно было выйти из темной лаборатории на свет и как следует разглядеть фото - получилось или нет. Такие мини-лаборатории в то время были у многих в кладовках и подвалах.

           В начале 90-х у Евгения появился пленочный фотоаппарат Kodak, который ему привез друг из Арабских Эмиратов. Выглядел он весьма примитивно: пластиковый корпус - «мыльница», кнопка и рычажок, чтобы открывать объектив. Но как он снимал! Вот что значит настоящая японская техника.

Явление мышонка

           - Порой репортажный снимок имеет больше ценности, чем художественный, - объясняет Евгений. - Что такое художественная фотография? Можно неделю просидеть в горах в выжидании отличного кадра, а можно один раз в сто лет случайно оказаться на площади, где человек встал перед танком, и запечатлеть этот момент. Это репортажное фото, и тут уже не столь важна красота картинки, сколько сам сюжет. Такая фотография способна облететь мир и прославить автора.

           Фотографу с многолетним опытом трудно выбрать один значимый кадр. Возвращаясь из поездки или похода, он привозит от нескольких десятков до 1000 кадров, из которых обычно остается около 10%. Бывают фото по-настоящему ценные, и чаще всего они получаются случайно.

           Это была поездка выходного дня. Вместе с семьей Евгений выбрался в Белогорский район - в живописное место с девственной природой и богатым животным миром. Он любовался закатом, когда услышал крики племянницы: «Идите все сюда, здесь мышонок».

           Когда все сбежались, увидели норку, неподалеку от которой лежал новорожденный мышонок - розовый и слепой, он жалобно пищал. Евгений успел настроить спортивный режим, поднес палец к кнопке, как в этот же момент из норки появилась мама малыша. Она обнюхала детеныша, глянула на человека… а через мгновение исчезла в норке вместе с мышонком. Однако этого времени хватило, чтобы сделать фотографию.

           - Это фото, выложенное в социальной сети, увидел известный крымский зоолог и показал своему коллеге, исследующему мышей, а тот, в свою очередь, попросил уточнить, где, когда и при каких обстоятельствах был сделан данный снимок. Так мое фото понадобилось науке, - с улыбкой поведал фотограф.

           Евгений признается, что не всегда берет с собой профессиональный фотоаппарат. Сегодня всегда под рукой мобильные телефоны, позволяющие легко и быстро сделать неплохие фото, хотя заменить качество фотоаппарата они пока всё же не могут. За шесть лет его Canon EOS 650 неплохо потрудился. Удивительно, но им уже отснято более 130 тыс. фотографий, что в три раза превосходит гарантию!

           - Я никогда не считал себя профессионалом. Я фотограф-любитель. Мне нравится путешествовать и снимать пейзажи, но при этом я согласен с немецким ученым Георгом Лихтенбергом, что «самая занимательная поверхность на Земле - это человеческое лицо». Люблю фотографировать туристов, которые ходят со мной в походы. Бывают очень интересные сюжеты: закат, яхта, мыс Фиолент и тургеневская девушка в платье. Или неподдельный восторг на лицах людей на краю обрыва Ай-Петринского плато, на фоне проплывающих мимо облаков. Ну как это не запечатлеть? Рука так и тянется к фотоаппарату, - рассказывает Евгений.

Неожиданный и восхитительный Крым: кадры, в которые надо всматриваться

Неожиданный и восхитительный Крым: кадры, в которые надо всматриваться

Смотрите фотогалерею по теме

           Если раньше Бондаренко боролся с пиратством, то сейчас пытается объяснять, что нельзя использовать чужую фотографию без указания авторства. Фотограф всегда узнает свой снимок из тысяч других. Ведь это его почерк.

           - А доказать, что кадр принадлежит тебе, довольно легко, ведь у тебя есть исходник. Бывает, забудешь поставить логотип на фотографии, а спустя некоторое время смотришь, она уже по Интернету гуляет... Если нахожу свои работы, обращаюсь к пользователю и прошу указать авторство.

           Сегодня Евгений Бондаренко проводит экскурсии, показывает жителям и гостям полуостров, в его туристическом багаже около 30 маршрутов от Евпатории до Керчи. Свою работу Евгений делает с удовольствием. Путешествуя по Крыму и знакомясь с людьми, он продолжает фотографировать и находить новые сюжеты, которые ему дарит щедрая природа полуострова.

На поезде в Крым: полуостров готов к прибытию первых пассажиров

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 11 декабря 2019

Заголовок в газете: Начало жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру