Дальше без командира: в Крыму умер легендарный Азамат Лысяков

Ушел из жизни легендарный командир первого в Крыму спецподразделения ГАИ

Азамат Лысяков умер в Симферополе, на 92-м году жизни... Еще пару недель назад мы встречались - я отнес ему книгу, в которой он один из главных героев. Договорились снова встретиться и вспомнить всё. «Кто эту руку мне только не жал, - смеялся Азамат Георгиевич, протягивая свою ладонь. - И Хрущев, и Брежнев, и Никсон...»

Ушел из жизни легендарный командир первого в Крыму спецподразделения ГАИ
На снимке с сослуживцами Азамат Георгиевич второй слева

Вспомнить и рассказать ему было что, и я записать-то успел тысячную долю из его интереснейшей жизни. Он был человеком из времени первых, сам был первым... На передовице «Советского спорта» в 1955 году его фотография с товарищами-альпинистами - затащил на вершину Эльбруса 5-килограммовый бюст Сергея Кирова, а до этого был в числе первых выпускников железнодорожного техникума, осваивавших американские тепловозы RSD-1 (ДА) - от которых пошла советская серия ТЭ1... Для многих Азамат Георгиевич был и примером, и воплощением офицерской чести и достоинства. Для него служба была смыслом жизни. Он реально в 60-80-х был одним из влиятельнейших людей в Крыму - от трапа до госдачи и обратно он сопровождал первых лиц государства. «Весь эскорт сопровождающих - и областные, и республиканские чиновники - ждали меня вверху на трассе - только я спускался вниз, на госдачу, - с улыбкой рассказывал Азамат Георгиевич. - И у всех один вопрос был: «Ну, что сказал Леонид Ильич?» Я же им мог всё что угодно сказать и Брежневу тоже...» Ничего никогда ни у кого из «небожителей» он не просил. Жил в 2-комнатной квартире на Москольце, в обстановке - хорошо сохранившаяся радиола, мебель конца 60-х... И жил, и служил честно, периодами возглавляя работу ГАИ в Крыму, службу безопасности в аэропорту. Сегодня это понять сложно, зная, какими дворцами успевают «обрасти» за время «своей службы» на тех же должностях господа-офицеры...

Почетный батя

Специальное подразделение ГАИ по обеспечению безопасного и беспрепятственного передвижения «автомобилей особой нормы» появилось в Крыму накануне курортного сезона - 1969. Леонид Ильич Брежнев, как хозяин страны, окончательно определился с выбором своей летней резиденции и отправлялся к морю на полтора-два месяца, сочетая отдых на природе и застольно-рабочие встречи с лидерами дружественных стран. Президенты, генсеки и короли с официальными визитами, минуя Москву, прибывали на полуостров, и им по регламенту полагался почетный эскорт на пути из аэропорта к южному берегу. Там на госдачах Леонид Ильич укреплял дружбу народов и награждал своих гостей орденами. За Брежневым из Москвы в Крым отправлялась и вся советско-партийная элита, располагаясь согласно рангу в санаториях и на госдачах Нижней Ореанды, Мисхора и Мухалатки. Движение особо важных персон приобретало интенсивный характер и усложнялось летним нашествием советских автотуристов на «москвичах» и «волгах». Для контроля за ситуацией на 152-километровой магистрали Симферополь (Аэропорт) - Ялта - Форос был создан отдельный дивизион дорожного надзора. 16 мая 1969 г. приказом МВД УССР утвердили штат дивизиона со штабом в симферопольском управлении ГАИ УВД: три линейных взвода в Симферополе, Алуште, Ялте и отдельный взвод «эскортников». Всего - 101 сотрудник.

Почти 17 лет возглавлял дивизион первый его командир - полковник милиции Азамат Лысяков.

«На сопровождение лично подбирал ребят, всё равно как космонавтов, - рассказывал Азамат Георгиевич. - Все у меня были ростом не ниже 175 см, асы в вождении, технически грамотные, политически подкованные, многие с фронтовым опытом. Один из них даже в Параде Победы участвовал - фашистское знамя бросал на брусчатку у Мавзолея, в 17-м ряду был. Представляешь, какие люди?! И мне же тоже надо было перед ними человеком быть, прежде чем что-то требовать. Я сам 13-летним мальчишкой на фронт прорвался, приписав себе три года. Воевал за Сталина и Родину. Сыном полка был - связистом под огнем противника ползал, с разведчиками за линию фронта ходил на Курско-Орловской дуге… Так бы и до Берлина дошел, если бы о моих похождениях в газете отец не прочитал. Он-то меня и «разоблачил» - написал командующему фронтом генералу Еременко, и мне выдали предписание вернуться домой - во Владикавказ. Потом военное училище…«Виллис» я еще в 47-м году освоил, затем все другие виды транспорта. На мотоцикле через горящие мосты прыгал и стрелял, как басмач. Это еще когда в Германии служил, глаз и руку натренировал. Там же с оружием постоянно ходили, а патронов полные карманы. Например, перед тем как идти в столовую - ставили 10-пфениговые монеты и стреляли по ним. Так что вместе с личным составом я и вождение, и стрельбу всегда на «отлично» сдавал, поэтому недаром в почете у них был. И не зря же они меня батей называли».

До создания дивизиона Азамат Лысяков уже работал восемь лет в ГАИ и не раз ездил с Хрущевым от аэропорта до госдачи в Нижней Ореанде. «Тогда ему к самолету подгоняли «Чайку», он пересаживался и мы на мотоциклах сопровождали, - рассказывал Азамат Георгиевич. - У нас поначалу никаких машин не было. Я за ним на мотоцикле везде мотался. Он же, как Горбачев, непредсказуемый в выборе маршрута был - мог изменить план поездки или остановиться в незапланированном месте. Так он решил как-то совещание провести в совхозе «Южный», а туда не было асфальтированной дороги. За ночь асфальт уложили! Но не все об этом знали, и я обгонял его, чтобы на всех пеpекрестках указывать путь. Он подъезжает, а я уже честь отдаю - наверное, думал, что в Крыму все милиционеры на одно лицо.

В августе 64-го

Запомнился полковнику и случай в августе 64-го, когда Хрущев срочно прилетел в Крым провожать в последний путь Пальмиро Тольятти. Лидер итальянских коммунистов умер в «Артеке». «Гроб с Тольятти мы погрузили в РАФик, но не заметили, что кто-то прикрепил к решетке радиатора его портрет, - вспоминает Азамат Лысяков. - Процессия тронулась, и Хрущев ехал впереди в сером ЗИЛе-111 с открытым верхом. При подъеме на Ангарский перевал двигатель у РАФика закипел и машина встала - такой конфуз! Я объяснил ему, что случилось. Он громко выругался, кричит: «Веревка есть у тебя?» Перенесли гроб в его машину - на заднее сиденье, укрепили как-то, и он стоял всю дорогу рядом, руками еще придерживал. Так и доехали до аэропорта».

С созданием дивизиона Москва стала радовать «эскортников» новой техникой. Сначала командир и его заместитель получили в служебное пользование две «Волги» ГАЗ-21, а сопровождение - ижевские белые мотоциклы с коляской, усиленные двигателями К-750. На колясках - хромированные фары от 21-й «Волги». К середине 70-х автопарк дивизиона стали укомплектовывать «дублерками» - «Волгами» ГАЗ 24-24. Внешне машина ничем не отличалась от серийной модели, но под капотом был мощный - более 200 л.с., 8-цилиндровывй двигатель от «Чайки» ГАЗ-13, а в салоне - рычаг автоматической коробки передач. Такие машины небольшими партиями выпускали по заказу КГБ специально для сопровождения правительственных «зилов» и «чаек», а также для слежки за «иномарками» дипломатов. «Дублерки» разгонялись до 200-220 км/ч, и таких машин у крымчан было около 40. Для них в Симферополе построили особый гараж - обычное с виду пятиэтажное здание, куда машины и мотоциклы заезжали по серпантину. А командир Азамат Лысяков из 21-й «Волги» пересел в «иномарку» - у него был первый в Крыму служебный «Мерседес» S-180. Еще один, но личный «Мерседес» в те годы на полуострове был у научного сотрудника Никитского ботанического сада - сына легендарного писателя Шолохова. Но не отец подарил машину Александру Михайловичу, а теща! Старший сын Шолохова был женат на Виолетте Гошевой - дочери председателя Совета Министров НР Болгарии Антона Югова (Югов его коминтерновская кличка), которого, к слову, в 62-м за «нарушения социалистической законности» вывели из ЦК и сняли со всех госпостов... Но это уже совсем другая история.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Дальше без Азамата

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру