Ученые тщательно следят за качеством воды Северо-Крымского канала

Канал под контролем

3 марта 2022 года вошло в историю Крыма как день возвращения днепровской воды в русло Северо-Крымского канала. Вместе с положительными эмоциями к жителям региона пришла тревога: безопасна ли вода из реки, протекающей по территории за Перекопом?

Канал под контролем
Северо-Крымский канал, фото: О. Гончарова

Отвечая на него утвердительно, специалисты отдела радиационной и химической биологии ФИЦ ИнБЮМ добавляют, что все может измениться.

- Первая экспедиция после возобновления подачи воды в канал прошла уже в марте 2022 года, - говорит и.о. ведущего научного сотрудника отдела радиационной и химической биологии ФИЦ ИнБЮМ Ольга Соловьева. - Были обследованы вода, донные отложения, грунт на прилегающих территориях. По предварительным оценкам, состояние благополучное. Конечно, уровни радиоактивных элементов превышают уровни до аварии на ЧАЭС, но они гораздо ниже санитарных норм. Вода совершенно безопасна в данный момент. Ее можно использовать для полива сельхозугодий и питьевых нужд, исходя из наших данных.

Поскольку из-за ряда причин пустить воду в канале на самотек не представляется возможным, следят за ее качеством на постоянной основе. Судьба применения днепровской воды для хозяйственных нужд находится в прямой зависимости от результатов лабораторных исследований.

- Ситуация динамическая, она может меняться, - отмечает Ольга Соловьева. - Сама ситуация на водосборной территории бассейна Днепра не стабильная сейчас. Потому, конечно, состояние вод канала требует мониторинга. По различным причинам туда могут поступать различные вещества, способные негативно влиять на качество воды. И в какой-то момент нужно будет принимать решение определенным службам о прекращении этого использования с определенными целями.

В свою очередь руководитель отдела радиационной и химической биологии ФИЦ ИнБЮМ Наталья Мирзоева говорит о фундаментальности задач, поставленных перед исследованиями воды в Северо-Крымском канале.

- После аварии на Чернобыле перед учеными и нашим отделом, прежде всего, стал вопрос исследования ее последствий как на реке Днепр, так и для удаленных районов, каковым являлся Крым и Северо-Крымский канал, в частности, - напоминает она. - Сейчас исследования проводятся в рамках проекта Российского научного фонда. Поскольку данные исследования являются фундаментальными, изучать будем водную экосистему канала, а также качественно и количественно рассматривать переход возможных загрязнений в сельхозпочвы и выращиваемые на них сельхозкультуры.

Как отмечают эксперты, основной крымской культурой, требующей повышенных водозатрат, является рис. А поскольку он может накапливать радиоактивные и химические элементы, содержащиеся в воде, судьба рисоводства в регионе находится в прямой зависимости от результатов лабораторных исследований.

- В прошлом году уже засевался рис и получен первый после восьмилетнего перерыва урожай, - говорит Наталья Мирзоева. - Но по сравнению с урожаями до 2014 года и теми площадями, которые засевались прежде, пока объемы не велики: было 13,5 тыс. гектаров, а пока только 600 га. Но направление будет разрастаться. Благодаря тому, что на нашем полуострове более 150 солнечных жарких дней в году, рис вызревает полностью, он лучше, чем краснодарский.

Как отмечает специалист, по радиационным факторам наш рис как сразу после аварии в Чернобыле, так и сейчас является экологически чистым продуктом. Некоторые показатели в нем, как показывают исследования, даже ниже предела обнаружения.

- В этом году культура будет выращиваться без удобрений, только с постепенным добавлением воды, - отмечает Наталья Мирзоева. - Из воды в культуру будут поступать питательные вещества. Рис дает в два-три раза больше семян, чем пшеница, поэтому часть урожая, полученного в прошлом году, будет использована в этом году для посева.

- Можно ли с уверенностью сказать, что на данный момент днепровская вода полностью безопасна для нашего региона?

- В прошлом году были по ряду показателей результаты очень хорошие. Ртуть - ниже предела обнаружения. Микробиология показала - слабое загрязнение. По радиоактивным показателям примерно уровень 1995 года. Не будем забывать, что днепровская вода - фактор вторичного поступления радиоактивных веществ. Но это все на порядок ниже уровня вмешательства и допустимой нормы. Мы изучаем их для науки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2023