В Крыму участились случаи интернет-мошенничества

Охотники за банковскими счетами

Лишиться средств на банковской карте может каждый крымчанин, независимо от возраста и социального положения. Интернет-мошенники находят способы воздействия даже на тех, кто знаком с их уловками. Как правило, слабым местом у пострадавших являются страх и жадность.

Охотники за банковскими счетами
фото: М. Львовски

Как отмечает начальник отдела по раскрытию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, Управления уголовного розыска МВД РФ в Крыму, подполковник полиции Ярослав Скляренко, в текущем году наблюдается рост преступлений с помощью сети Интернет. Это связано с прогрессом и расширением технических возможностей.

- В последнее время участились случаи звонков с номеров 495 - Московского региона, - говорит он. - Гражданину представляются следователем непонятного главного управления МВД России и говорят, что возбуждено некое уголовное дело, а данный разговор будет записан. Такой подход оказывает психологическое давление. Затем звонящий сообщает, что в Москве задержан человек, который пытался оформить кредит на нашего земляка. Спрашивает, давал ли он доверенность? Человек идет на контакт, а его предупреждают, что сейчас позвонят сотрудники Центробанка. Раздается очередной звонок, а дальше - все по накатанной схеме. Человеку рекомендуют получить кредит и перевести на безопасный счет для разоблачения мошенников. В 70% случаев он это делает и теряет средства.

По словам начальника отдела защиты информации и информационно-технического обеспечения одного из крупнейших банков Крыма Игоря Серегина, банк руководствуется законодательством, которое обязывает анализировать каждый платеж клиента и защищать его средства.

- Допустим, в три часа ночи из Симферополя в Хабаровск пожилая женщина пересылает весь остаток своего счета, - приводит пример он. - Естественно, такой перевод банк не пропустит. Есть схемы сложнее: если мошенник вошел в доверие и, находясь в состоянии аффекта, клиент требует провести платеж.

Как отмечает психолог, эксперт Общероссийского народного фронта в Республике Крым Александр Коренченков, несмотря на свою молодость, Интернет-мошенничество использует проверенные веками схемы.

- Мошенники не работают в сфере рационального, им все равно, насколько осведомлен человек, - отмечает специалист. - В ход идут различные манипуляционные механизмы, основанные на страхе и жадности. Здесь ничего не меняется. Меняется форма их применения, появляются новые легенды. Мошенники подстраиваются под эмоциональную ситуацию. Им все равно, насколько осведомлен человек. Они его разведут, даже если он - Нобелевский лауреат.

Чтобы защититься, необходимо следовать четким правилам и внимательно изучать договор, заключенный с банком.

- Нужно сохранять рассудок при общении через социальные сети, - предупреждает Игорь Серегин. - За месяц поступает до тысячи звонков от обманутых клиентов. Хорошо, когда люди признаются. В первую очередь мы блокируем электронное средство платежа, чтобы не допустить повторных списаний. Затем пытаемся выяснить подробности обмана. Бывают просто попытки списания. Это наилучший случай. Тогда номер, с которого звонили мошенники, передается в Центробанк и МВД.

В случаях, когда клиент банка принимает вызов с незнакомого номера и получает информацию, которая вызывает страх, Ярослав Скляренко рекомендует действовать по четкой схеме.

- Если поступил звонок, положите трубку, - говорит он. - Позвоните родственнику или другу, обратитесь в полицию. Не нужно верить, что за вами следят, а телефон прослушивают. Главное - трезвость действий без паники. Также не советую сохранять логин и пароль в приложении банка на смартфоне. Если уговаривают установить программу удаленного доступа, этого делать нельзя.

Особо уязвимой категорией клиентов банков являются пенсионеры. Им трудно разобраться в схемах мошенников, поэтому возрастает риск лишиться накоплений.

- Самое важное для пожилых людей - быстро прекратить контакт, - предупреждает Александр Коренченков. - Можно настроить пожилого человека, что при любых звонках из банка и госучреждений лучше трубку повторно не брать или просить перезвонить молодому родственнику. Если пенсионер начнет разбираться, его напугают и предложат решение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2022

Заголовок в газете: ОХОТНИКИ ЗА БАНКОВСКИМИ СЧЕТАМИ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру