В Керчи завершился фестиваль античного искусства

«Золотое сечение» фестиваля «Боспорские агоны»

XXIV международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» имеет давнюю историю, естественно, что-то от него отсекалось, что-то приходило новое, но, к счастью, остается главное – Человек.

«Золотое сечение» фестиваля «Боспорские агоны»
Церемония открытия фестиваля, фото: Елена Якимова

Ведь основной темой античного искусства был именно Человек, с его чаяниями, проблемами, мечтами, стремлением к идеалу. И несмотря на то что в основе древнегреческой драматургии лежали мифы, это не снимало актуальности и злободневности проблем жизни.

Бронзовый бюст и «Королева сердца»

Палитра фестиваля – самая разнообразная: можно было посетить литературные семинары, театральные мастер-классы, поучиться гончарному искусству и ювелирному делу, увидеть интересные фильмы, встретиться с актерами и писателями. В этом году в «Агоны» вернулись «Малые Олимпийские игры». Замечательным событием стало открытие созданного скульптором Салаватом Щербаковым бронзового бюста многолетнего председателя жюри фестиваля, народного артиста СССР, легендарного гриновского Грея – Василия Ланового. Открывала памятник его супруга, одна из тончайших, прекраснейших и удивительных русских актрис современности Ирина Купченко. Скульптурный портрет актера и почетного гражданина города навсегда прописался в сквере перед театром А.С. Пушкина. 

Церемония открытия фестиваля, фото: Елена Якимова

Театр Пушкина – еще одна волнующая тема для керчан, так как много времени было только здание. Сегодня можно смело сказать, что в Крыму появилась своя театральная труппа – пусть молодая, но интересная. На «Боспорских агонах», пока, правда, внеконкурса, мы увидели премьеру спектакля «Королева сердца» – в оригинале пьеса Николы МакОлифф называется «Юбилей Мориса», в постановке Владимира Смирнова (Москва). Театр поставил «Королеву» к юбилею Юрия Короткова, актера театра, блестяще справившегося со своей ролью. Сюжет, возможно, сентиментален: это рассказ одной счастливой целомудренной ночи, оставшейся в памяти на всю жизнь у юной принцессы, ныне пожилой королевы, и когда-то молоденького, ныне умирающего от рака ювелира Мориса, ждущего монаршую особу к себе в гости. 

Спектакль "Королева сердца", фото: Елена Якимова

В постановке задействовано пять человек – сам бенефициант, Елена Полюшкина (жена главного героя), Елена Холодная (сиделка Кэти), Андрей Цеменко (сын Мориса – Ронни), Марина Данилова (королева). Пьеса невероятно остроумная, с рапирными диалогами, и при этом постановку отличает атмосфера теплого очарования, доброты, самоиронии. «Королева сердца» получилась работой камерной, личной, интимной и глубокой. 

Актрисы сыграли совершенно разные характеры – в язвительной, вечно раздражающейся супруге главного героя Елена Полюшкина сумела, несмотря на резкость характера героини, передать ту любовь, то чувство к мужу, которое она пронесла через всю свою жизнь. Сиделка Елены Холодной представилась нам поначалу этакой закомплексованной серой мышкой, но актриса очень тонко сделала переход от внутренней герметичности к деликатности и нежности души, которая потом появилась в отношении ее «безнадежного» пациента. Юрий Коротков виртуозно балансировал между озорством и фатумом, между остротой ума и романтической натурой героя, которой тот и являлся всю жизнь, прикрывая эту чистоту ироничными, даже порой эпатажными шутками. Ронни появляется, словно из сна,лишь на короткое время, этакий взрослый, но маленький ребенок. Андрей Цеменко передал эту трогательность непринужденно, с юмором. 

Спектакль "Королева сердца", фото: Елена Якимова

Хочется отметить костюмы королевы, сделанные художником Еленой Щербаковой изящно и просто. Впрочем, и сама королева Елизавета II в исполнении Марины Даниловой была представлена элегантно, утонченно и грациозно. 

Руководитель постановки, руководитель театра Александра Галкина умеет и выбрать интересный материал, и имеет ту меру, без чего настоящее искусство не может существовать. И именно благодаря во многом ей город сегодня заполучил свой театр, и именно благодаря ее упорству и таланту руководителя керчане могут смотреть сегодня такие великолепные постановки. Пока приходится театру вести кочевой образ жизни, но перспектива иметь свой дом, конечно же, согревает сердце и придает силы для дальнейшего творчества и работы. «Пушкинцы» не ограничиваются только спектаклями – перед показом зритель был приглашен на «Театральный завтрак», где гостеприимно были накрыты столы с чаем, кофе и бутербродами (Дворец культуры «Корабел»). И как сказала автор идеи фестиваля "Боспорские агоны", его многолетний двигатель и вдохновитель генеральный директор ГБУ РК "Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник" Татьяна Викторовна Умрихина, это станет достойной страничкой фестиваля.

Эстетика руин

Увы, премьера шла вне конкурса, но в соревновательной программе тоже было что посмотреть. Лично меня сразил сухумский Государственный русский театр драмы имени Ф. Искандера своей «Электрой» по трагедиям Софокла и Еврипида и философским трактатам Платона. Режиссер-постановщик Артем Устинов, несмотря на свою молодость, прозорливо и талантливо разложил античную трагедию, сумев подняться до ее высот. У Софокла «Электра» – история чистой мести, у Еврипида – отчасти иной уклон, но постановщик свою историю превратил в мучительный бег за правдой. Электра в исполнении Мадлены Барциц зачастую напоминает одержимую, с гамлетовским безумием. У абхазского театра есть актриса, которой, кажется, под силу любая трагедия: ее кипучий темперамент, собственная индивидуальность – и здесь одним перевоплощением не отделаешься – рвут пространство в клочья, и ее крик, а голос у актрисы особенный, прорезает пространство ночи. 

Спектакль "Электра", фото: rusdram.org / пресс-служба Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера

Основные спектакли шли на горе Митридат. Эстетика руин создавала особое дыхание, излучая какой-то фантастический свет. «Электра» и спектакль «Троянская война. Начало» Севастопольского театра имени А.В. Луначарского – это две трагедии, достигшие античного небосвода. То, что севастопольцы сразу показали всем уровень высокого профессионализма, даже не обсуждается, но Елена Демидкина в роли Клитемнестры была неподражаема. Я бы разделил приз между этими двумя актрисами, только судьи, опять же по праву, отдали Нику Мадлене Барциц. 

Спектакль "Троянская война. Начало", фото: Елена Якимова

«Троянская война. Начало» по мотивам трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» в постановке Евгения Журавкина – трагедия высоких страстей и накала. Работа получила приз за лучшую режиссуру, хотя Гран-при, как мне кажется, был более чем рядом. Но жюри, возглавляемое народным артистом России Юрием Васильевым, присудило главную награду драматическому театру имени Б. Басангова из Калмыкии за музыкальную поэму «Я – Будда». Режиссер-постановщик Борис Манджиев и композитор Аркадий Манджиев поставили легенду поэтичную, проникновенную, рассказав историю о том, как Сиддхартха Гаутама (Будда) приходит к постижению главного вопроса жизни… Меня удивила пластичность труппы, умеющей не просто танцевать, а жить в движении. 

Спектакль "Я-Будда", фото: Елена Якимова

Откровением фестиваля стал сербский театр Милановац со спектаклем «Лебединая песня» (А.П. Чехов) – «Оборона и смерть Сократа – Апология Сократа» (Платон).Перед нами два актера – Судья и Сократ. Практически час Бранко Кнежевич (Сократ) держит речь, и актер все делает так, что зритель (спектакль шел без перевода) словно зачарованный слушал, мало что понимая. Это стало возможным благодаря умению держать зал, мастерству, особой энергетике. Логично, что Бранко Кнежевич получил приз как лучший актер фестиваля.

Ногайский драматический театр показал «Лавину» Тунджера Джюдженоглу. Артисты из Дагестана увезли к себе специальный приз жюри за самобытное, органичное воплощение народных традиций, и на самом деле постановка трогает своей непосредственностью и искренностью.

Еще одну Нику, уже в номинации «Современное прочтение античной темы», вручили Юго-осетинскому государственному драматическому театру имени К. Хетагурова (Цхинвал) за спектакль «Антигона» по пьесам Ж. Ануя и Софокла. К сожалению, к этому полотну у меня немало вопросов и по стилистике, и по костюмам, и по режиссерскому решению. Однако не будем «задерживать» праздник, он на самом деле удался на славу.

Ошеломило всех, и это не только мое мнение, – открытие фестиваля, которое на себя взяли екатеринбуржцы, а именно Уральский театр эстрады. Их шоу-эссе называлось «Город золотой». Гости фестиваля избежали того, чем обычно грешат такие мероприятия, – скуки, монотонности, концертности и режиссерской чехарды. Легкость, афористичность, пластическая стройность, красота действа просто завораживали. 

Церемония награждения, Фото Марины Даниловой

На руинах античного Пританея (аналога госсовета у древних греков) у подножия горы Митридат впервые установили сцену, а на огромных баннерах отражалась вся красота мира. Древнегреческие колесницы, девушки-арфы, величественные грифоны, я уже не говорю о фейерверке и струях воды, которые взметнулись ввысь небывалой радугой. Фестиваль, конечно, поразил и размахом, и умением быть радостью для всех, а это, наверное, главное в подобных торжествах.

Как мы помним, древнегреческое понимание гармонии опиралось на определенную пропорцию, принцип «золотого сечения». Так пусть эта магия гармонии и красоты всегда сопутствует «Боспорским агонам». И хочется пожелать Татьяне Викторовне Умрихиной еще долго радовать Крым своим уникальным фестивалем, так как такого рода форумы и празднества дают нам возможность не просто помнить свою историю, но и уверенно и с надеждой смотреть в будущее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2022

Заголовок в газете: «Золотое сечение» фестиваля «Боспорские агоны»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру