Как знаменитый режиссер Эмиль Лотяну искал в Крыму молдавские семьи

Из Москвы за мамалыгой

Эмиля Лотяну встречали в селе Восход Красногвардейского района 18 марта 1984 года. Конечно, многие уже видели его знаменитые ленты «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», а вот новую работу о великой балерине Анне Павловой - почти никто. И он приехал с этой кинолентой!

Из Москвы за мамалыгой

До свидания, день!

Да что там говорить, великого Эмиля с его космической музой увидеть рядом, услышать - тут не каждому горожанину повезло. Мне, как всегда, поручено встречать легендарного гостя, сопровождать. И самому так хотелось спросить у него, узнать о многом у этого знаменитого современника. Причин на это много: во-первых, мы - ровесники, во-вторых, оба начали самостоятельную жизнь с 14 лет, в-третьих, относимся к поколению «шестидесятников». Было желание хоть немного спросить и о «Таборе», так как я преподавал литературу. А в те годы творчество Максима Горького изучалось основательно, в том числе и его ранние рассказы, среди которых и «Макар Чудра». Почему? Мои дорогие воспитанники сравнивали текст и кино: «Почему есть разница?»

…Режиссер с небольшой свитой от общества «Знание» прибыл немного раньше времени, объявленного в афише. Поэтому дорогих гостей мы тут же пригласили к столу перекусить, отдохнуть, поговорить. Но вопросы первым стал задавать Эмиль Владимирович. Его интересовало все: история нашего колхоза «Россия», урожаи, духовная жизнь села, уходят ли выпускники школ из села или остаются работать здесь, на земле, какие языки изучают в школе, есть ли молдаване. Конечно, мы рассказали ему обо всем. 

- Хочу посмотреть! - заявил он к нашей великой радости. Парторг Иван Опацкий, в свое время закончивший культпросветучилище, предложил гостю послушать хор, посмотреть танцевальный коллектив, в репертуаре которого была и зажигательная «Молдовеняска». На том и порешили. А вот я задал вопрос, который меня интересовал давно - узнать больше о творчестве Эмиля Лотяну-поэта, прозаика, драматурга. Как-то не попадались ни его сборники, ни книги прозы.

- Это почему же, Николай? Кстати, где вы видели мои стихи?

- Как рьяный читатель «Юности», конечно, мы поглощали стихи Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной (кстати, у меня есть их первые сборники). Но в стране было очень много талантливых поэтов, в том числе и моих сотоварищей по институту - Елена Лаврентьева, Олег Орач, другие. В журнале «Юность» №3 за март 1963 год была напечатана большая подборка стихов и мэтров, и начинающих авторов. Тут были стихи С.Я. Маршака, Манолиса Глезоса, Леонида Мартынова, Роберта Рождественского, Инны Кожешевой и… Эмиля Лотяну. В переводах с молдавского это были «Баллада о напрасно прожитом дне» и «Риск». «Баллада» меня просто окрылила и обрадовала, так как этот неизвестный мне поэт выражал и мои мысли: нам же было тогда по 27 лет, у нас был тогда период сделать как можно больше, не терять ни минуты. Это возраст Михаила Лермонтова, хоть иные были времена, цели, идеологии, но это время мощного натиска энергии, присущее всем временам. В годы нашей юности - комсомольские стройки, первые полеты космонавтов, освоение новых земель, БАМ. Не так? 

Лотяну ответил:

- Так, именно так. Я не очень хорошо помню многие свои стихи, тем более в переводах, но эти помню:

До свидания, день!

Но я знаю,

что встречи не будет.

До свидания, миг!

Но по-честному - до никогда!

Мчатся тысячи дней,

но вчерашний, он разве разбудит?

Нет!

Вчерашнего дня не взлетит

золотая орда...

Мы дружно ударили в ладони. Лотяну - выдающийся писатель, классик молдавской литературы, поэт-романтик. Эта романтика в каждом фильме режиссера Эмиля Лотяну, о чем интересно писали многие искусствоведы. Александр Липков, автор книги «Эмиль Лотяну» (издание Союза кинематографистов СССР, Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, М., 1983 год, тираж 75 000 экз. - прим.авт.), подчеркивает: «Лотяну - поэт. Таким он заявил себя с первых экранных работ, а еще до того - в литературе, в стихах, пронизанных жарким теплом молдавского солнца, пьяным запахом согретой им земли, горячностью чувств выросших на этой земле людей». 

Еще не вечер...

Встреча получилась теплой, запоминающейся. Он рассказал о привезенном новом фильме «Анна Павлова». Помнится, много говорил о своем земляке - великом композиторе современности Евгении Дога, о талантливых актерах Галине Беляевой (сыгравшей Анну Павлову), Сергее Шакурове, Светлане Тома, Игоре Дмитриеве и других. Признался, что есть там эпизод в кафешантане, где он играет тоже режиссера. Были там и мои воспитанники с вопросом о рассказе «Макар Чудра» и «Таборе». А потом смотрели фильм, выступили наши замечательные народные коллективы из ДК, с успехом выступавшие в ГДР, ВНР, в Прибалтике. Экскурсия тоже была, и наш гость был в восторге.

- Признаюсь вам, такого я не видел еще в селах. Мне довелось побывать и в румынских, и в молдавских селах, возили мы свои фильмы по обширным равнинам России, бывали во многих республиках. Что сказать? Николае, позвольте вас - в знак дружбы - назвать по-молдавски, и вы, друзья! На ваших плечах зиждется смысл жизни и завтрашний день страны. Конечно, ваш опыт, духовная жизнь просятся на экран. Не могу скрыть, что увиденное меня крепко задело, и я подумал, как же мало мы, то есть кинематографисты, знаем жизнь своего народа. Как беден наш кинематограф. Но еще не вечер, как говорится. Расскажу коллегам на «Мосфильме» о благодатной теме для творчества. Чуть не забыл спросить, есть ли в колхозе молдавские семьи. 

- Конечно, есть, - вступил в разговор парторг, - и в Восходе, и в Нахимово, и в Плодородном (это наши села) есть такие. А на традиционных фестивалях союзных республик, что проходят у нас, каждая республика (то есть село в роли республики) демонстрирует костюмы, песни, танцы этой республики. Помню, в селе Нахимово нас угощали мамалыгой, мусакой, гогошарами, вертутами, если я правильно называю блюда. Так что, когда будет у вас случай быть в Крыму, милости просим, звоните, а блюда будут не хуже, чем в Кишиневе.

Эмиль весело улыбнулся:

- За мамалыгой - тогда прямиком из Москвы!

…Об этой встрече была заметка в нашей колхозной многотиражке, а вот многие снимки впервые будут опубликованы в «Московском комсомольце».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 13 апреля 2022

Заголовок в газете: Из Москвы за мамалыгой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру