В Керчи состоялся XXIII Фестиваль античного искусства "Боспорские агоны"

Керчь - необычный город. Здесь всё пропитано архаикой.

На каждом шагу из земли выглядывают античные черепки, бока домов увиты вполне себе древнегреческим виноградом, а горячие камни хранят отпечатки ног эллинистических жителей. Да и сами боги порой прогуливаются по пыльным извилистым тропкам Митридата. Раз в год, в начале лета, уж точно. В это время в Пантикапее проходят «Боспорские Агоны» - фестиваль античного искусства...

Керчь - необычный город. Здесь всё пропитано архаикой.

Фестивальные страницы

Состязания в мастерстве, интеллекте и таланте берут начало в глубине древности. Неудивительно, что боги выбрали ареной фестиваля именно Керчь - старейший город на краю Ойкумены. Город, которым правит таинственный демиург, вдыхая в его жителей божественную искру творчества.

Впервые огни фестиваля загорелись на Пританее в далеком 1999 году. Тогда было положено начало традиции ежегодного проведения состязаний. «Боспорские Агоны» - это не только яркая театральная страница. Да, именно с ней у большинства ассоциируется фестиваль, ведь она самая зрелищная. Каждый вечер в течение недели у колонн Пританея на горе разворачивается Действо. Театры из разных городов представляют на суд зрителей спектакли по античным мотивам. Актерам аккомпанируют сверчки, луна помогает софитам, а степные травы покачиваются в такт танцам. Днем же начинается проза жизни. Но не менее интересная и волнующая.

Ведь есть в фестивале и Киностраница, и встречи с именитыми деятелями искусства, и мастер-классы по рисованию и актерскому мастерству. В этом году была даже презентация архитектурного проекта города. А еще есть Литературная страница. На ней мы остановимся подробно.

В этот раз Литературная страница была особенно яркой и запоминающейся. Ее гостями были: руководитель СПРК Валерий Басыров (г. Симферополь), поэты Виктория Панина (г. Тверь) и Алиса Денисова (г. Москва). Открылась Литературная страница профессиональным юбилеем крымского писателя Вячеслава Демченко «10 лет назло литературе». Вячеслав Игоревич - журналист, корреспондент «МК в Крыму», фантаст, автор «чертовой дюжины романов» в жанре «военные приключения», лауреат премии им. Валентина Пикуля, куратор Международного литературного конкурса «На крыльях грифона», основатель и руководитель керченской молодежной литстудии «Депо Пегаса». 

С круглой творческой датой юбиляра поздравили его воспитанники. Они устроили капустник (режиссер - Мария Смоляр) - поставили небольшую забавную сценку из жизни «Депо». Некоторым актерам пришлось пойти на жертвы ради любви к искусству и, конечно же, к своему руководителю. Для полноты образа и сходства исполнитель главной роли Вадим Рыбалкин даже побрился налысо. Остальные участники живенько изображали персонажей романов Демченко и просто самих себя. Зрители веселились, а юбиляр растрогался, признав, что «есть на кого Родину оставить».

Вторая часть литературной составляющей «агонов» открыла для нас гостью фестиваля - медиапоэта Алису Денисову с презентацией книги «Стихи Алисы». У этой хрупкой девушки сильные, жизненные тексты:

Я видела этих женщин - стальных, как сверла,

От их каблуков Земля превращалась в сито.

Такие хватают проблемы рукой за горло

И словно не слышат, что обсуждает свита.

Я видела. И казалось, у их движений

Рассчитана амплитуда, но каждой ночью

Они вспоминают прошлые униженья,

И плачут, и сами счастья себе не прочат.

Искусственно выглядит длинноволосый лидер,

От «слабых, но сильных» в груди возникает жженье -

А я избегаю зеркал, ведь боюсь увидеть

Подобную женщину в собственном отраженье.

По словам Алисы, ее порадовало и удивило, что в Керчи так много читающих и пишущих людей, особенно молодежи. А нам, в свою очередь, согрел душу тот факт, что в эти даты Алиса должна была читать стихи на Красной площади, но предпочла столице Керчь.

На крыльях грифона

Третья часть ознаменовалась Открытым литературным заседанием в Картинной галерее. Член жюри Виктория Панина презентовала ЛитО «Рассветная звонница» (г. Тверь), рассказала историю объединения, почитала стихотворения коллег и свои собственные. Валерий Басыров поведал о тонкостях издательского дела.

Завершилось мероприятие открытым микрофоном, где все желающие могли почитать свои поэтические произведения и тут же получить разбор от жюри.

Последней страничкой стало подведение итогов Международного литературного конкурса «На крыльях грифона».

Старшая проза: Золотое перо - Анна Матвеенко, рассказ «Последний» (г. Донецк), «Серебряное перо» - Евгения Боэз, рассказ «Зупермаркет» (г. Тула).

Младшая проза: первое место - Викентий Копытков, рассказ «Дед» (г. Москва, Зеленоград), второе место - Давид Шафигулин, рассказ «Дом в спальном районе» (г. Липецк), третье место - Владислав Бахтин, рассказ «Лифт» (Моcковская область, г. Жуковский).

Старшая поэзия: Золотое перо - Мария Гринкевич, «Севастополь» (Пермский край, г. Пермь), Серебряное перо - Зарина Бикмуллина, «Первый плот» (г. Казань).

Младшая поэзия: первое место - Екатерина Харитонова, «Уродка» (г. Москва, Переделкино), второе место - Дарья Швецова, «Плач» (г. Кузнецк-12), третье место - Наталья Федорова, «Ты оружие в бледных руках!» (г. Челябинск).

На этом литературная составляющая фестиваля завершилась. Но грифон отдохнет в родных пенатах, почистит оставшиеся перышки (слишком много пришлось раздать!), отрастит новые и вновь полетит в кругосветное путешествие на поиск талантов.

Мельпомена в Пантикапее

В промежутках между литературными страничками мы старались посетить и другие интересные события. Например, экспозиции, открывшиеся 13 июня в Картинной галерее: «Мельпомена в Пантикапее», посвященная искусству Древней Греции и Боспорского царства, выставка картин московского художника Андрея Киргизова «Греция. Земля богов, земля людей», и наконец, выставка памяти Василия Ланового.

Нельзя забывать и о музыке - с успехом прошел мастер-класс дирижера Вениамина Мясоедова, а в ДК «Корабел» выступил вокальный коллектив «NONSOLO».

А мы тем временем обратим свое внимание на театральную часть фестиваля. Именно она овеяна романтическим и таинственным флером древнегреческих мистерий.

Каждый вечер, когда сумерки сиреневой вуалью опускались на Керчь, мы карабкались на гору. Там, у Пританея, где развернулась главная сцена фестиваля, в эти вечера собиралась половина города. Погоды стояли прохладные, люди приходили с куртками и даже пледами. Несвойственный июню холодный ветер не мог помешать поклонникам Мельпомены насладиться зрелищем.

А посмотреть было на что.

В первый вечер на Пританее развернулась трагедия «Отравленная туника» (Н. Гумилев) в исполнении Севастопольского театра им. Луначарского.

Актеры смогли невероятно вжиться в роли и увлекли зрителей, заставляя верить и переживать за судьбу героев. Постановка была лаконичной и изящной в своей классичности.

На следующий день Атырауский молодежный театр (Казахстан) представил спектакль «Клеопатра» (по пьесе Бернарда Шоу). Повествование о любви царицы Египта и Юлия Цезаря велось без перевода, но это никак не повлияло на понимание сюжета зрителями. Всё чувствовалось на уровне эмоций и атмосферы происходящего.

Третий театральный вечер порадовал современной, а лучше сказать, вневременной трактовкой истории баснописца Эзопа в одноименной трагедии Альметьевского Татарского театра. Архетипические персонажи, вечные вопросы и непреходящие ценности - повествование о шутах и героях, любви и свободе, добре и зле.

Завершил театральную страницу Камерный молодежный театр (г. Серпухов) драмой «Царь Ирод». По отзывам ценителей театра, режиссеру удалось великолепно донести библейскую историю с древнегреческой точки зрения.

Гран-при «Лучший спектакль» был присужден Атыраускому молодежному театру за «Клеопатру».

А еще на нынешнем фестивале появилась новая форма репрезентации Античности. На Митридатских холмах разместилась древнегреческая усадьба эмпорий. Можно было взглянуть, как функционировали ремесленные мастерские, как проходили торговля и развлечения на этой, по сути рыночной, площадке. Также проводились мастер-классы по гончарному и ювелирному мастерству, а сыровары угощали сыром.

Хочется отметить немаловажную в наше время вещь - фестиваль «Боспорские Агоны» совершенно бесплатный. Это искусство ради искусства. И очень жаль, что слава и уровень освещения в СМИ не соответствуют колоссальным масштабам действа. Ведь по всей стране ничего подобного нет. Великолепно, что эта феерия творчества, охватывающая все виды искусств, стала доброй керченской традицией. Фестивалю на Боспоре - быть!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 23 июня 2021

Заголовок в газете: Боспорские агоны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру