День Павлотоса: как ялтинский постановщик трюков озадачил Спилберга

Рождённый сказку сделать...

Сегодня 80 лет со дня рождения легенды Ялтинской киностудии Валерия Павлотоса. Более полувека ялтинский изобретатель, конструктор и постановщик технических трюков помогал кинорежиссерам удивлять и восхищать зрителей. Одна из последних его экспедиций была связана с работой на море в фильме Станислава Говорухина «Пассажирка». Валерий Павлович превращал четырехмачтовый барк «Крузенштерн» в клипер «Смелый» с 9-метровой дымоходной трубой. Павлотос, заядлый скалолаз и спелеолог, очень любил море. И Ялта обязана ему одной из своих романтических достопримечательностей...

Рождённый сказку сделать...
Валерий Павлотос на борту "Крузенштерна" в киноэкспедиции у Канарских островов.

За мечтой под парусами

Когда-то на этой палубе стояли Джон Сильвер и капитан Смоллетт, на этом же корабле после своих злоключений на родину возвращался Робинзон Крузо. Всё это было на самом деле, но в кино - полвека назад. «Испаньолу» специально создавали для фильма Евгения Фридмана «Остров сокровищ». С этой картины началась собственная корабельная история Ялтинской киностудии, и этот парусник был пионером крымского кинофлота.

В красавицу бригантину «Испаньола» превратилась из трудового черноморского дубка - рыболовецкая парусно-дизельная посудина с грозным именем «Клим Ворошилов» с 1953 года бороздила просторы Азова и Черного моря. Сначала «Ворошилов», груженный арбузами, курсировал из Скадовска в Одессу, а потом его трюмы наполняли виноматериалами. Киношники отыскали этот дубок в феврале 70-го на Днепре в Голой Пристани, вмерзшим в лед, и выкупили его у Херсонского винзавода. По требованию инспекции Морского регистра команде Ялтинской к/с пришлось не просто декорировать судно, а полностью его перестраивать, меняя бортовую обшивку, дубовые шпангоуты и всё оснащение. Возросли не только расходы, но и затягивались сроки подготовки игрового судна.

- Летом 1970 года уже полным ходом шли натурные и павильонные съемки фильма «Остров сокровищ», - вспоминал легендарный инженер-конструктор Валерий Павлотос, которого по праву можно считать адмиралом крымского кинофлота. - Я с группой монтажников-высотников работал в труднодоступной местности: в Никитской расщелине, в урочище Сосняк, на Красном камне и под скалой Шаан-Кая. Из этих уголков Крыма сотканы пейзажи острова, где спрятал свои сокровища капитан Флинт. И когда всё «на суше» отсняли, оказалось, что игровой корабль еще не готов. Возникла пауза в съемочном процессе, и меня вызвали в Херсон, где строили бригантину. Оказалось, что наш главный консультант и автор проекта переоборудования шхуны, научный сотрудник Военно-морского музея в Ленинграде Андрей Ларионов отозван своим начальством на работу - его командировка закончилась. Мне в срочном порядке за неделю пришлось принимать у него документацию, притом что я никогда не занимался строительством судов. А тут мне поручают возглавить монтаж рангоута и такелажа парусника XVII века! На стене своего номера в гостинице я повесил огромный чертеж «Испаньолы» и стал надписывать наименования рангоута и такелажа, от которых поначалу просто оторопел: фор-брам-стень-штаг и тому подобное! Мне казалось, что я никогда не запомню эту абракадабру.

Валерий Павлович Павлотос.

В сентябре после достройки деревянного корпуса бригантину спустили на воду у причала яхт-клуба и к ноябрю завершили монтажные работы на палубе. Старые херсонские мастера собрали деревянный рангоут и стоячий такелаж, а севастопольская команда капитана учебного парусника «Кропоткин» Виталия Букарина уже подвязывала паруса для перехода. 2 ноября 1970 г. шхуна своим ходом вышла из Херсона и через сутки благополучно отшвартовалась в ялтинском порту.

"Испаньола" на съемках фильма "Дикий капитан" (1971) в бухте Артека.

Сроки съемок «Острова сокровищ» существенно сместились, и приключения Джима Хокинса, сквайра Трелони и доктора Ливси в жарких тропических морях пришлось снимать под свист ледяного ветра и при изнуряющей качке до марта 71-го. Летом у берегов Крыма бригантину задействовали эстонцы в фильме «Русалочьи отмели», а осенью она ушла в Сухуми на съемки фильма Станислава Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Прекрасный парусник с тщательной деталировкой, выверенной до мелочей по морским справочникам, был востребован кинематографистами; режиссеры уже записывались в очередь. Шхуну Ялтинской к/с ждало большое будущее в интереснейших приключенческих проектах, если бы не инспекторы Морского Регистра.

- Нас стала донимать уже крымская инспекция с требованиями установить антенны, локаторы, спасательные надувные плоты, обшить дерево металлическими листами с асбестовой прослойкой, - с горечью говорил Валерий Павлович. - Вроде бы их претензии справедливы, но кто же станет после этих нагромождений и уродований снимать старинный парусный корабль? Инспекция была неумолима: деревянных кораблей в советском флоте нет и не будет!

"Испаньола" в Ялте появилась благодаря дерзкому рейду Павлотоса.

Ялтинская киностудия вынужденно передала прекрасный парусник на баланс «Интуриста». И «Испаньола» так в 72-м, всего с тремя фильмами в послужном списке, превратилась в ресторан. На вечный прикол ее поставили напротив гостиницы «Ореанда».

Круче, чем у Стэнли Кубрика

Фильм «Москва - Кассиопея» (1973) до сих пор считается одним из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты этой картины удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, специально изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 70-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?» Заочно, и, как всегда, скромно, ему ответил автор многих технических киночудес Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея невесомости в кадре.

- К картине режиссер Ричард Викторов готовился серьезно, - вспоминал Валерий Павлович. - Еще в 71-м состоялась наша первая беседа. Меня к сотрудничеству пригласили мои давние друзья: оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский. Они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» и уже собирали материал по космическим полетам. По сценарию действие происходило и в отсеках звездолета «Заря», летящего к созвездию Кассиопеи. До этого фурор в мировой кинофантастике произвел Стэнли Кубрик. Его фильм «2001: Космическая одиссея» (1968) получил «Оскара» за спецэффекты. Всех особенно восхищали кадры невесомости, где стюардесса проходит по стенам и потолку отсека звездолета. В создании этой имитации Кубрику помогали специалисты NASA. Помню, мы даже все вместе поехали пересмотреть этот фильм в Белые столбы - в кинозале Госфильмофонда. Там же режиссер спросил у меня: «Сможешь что-нибудь подобное?»

кадр из фильма Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1973).
кадр из фильма Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1973).
кадр из фильма Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1973).
кадр из фильма Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1973).

На поддержку ученых Звездного городка Павлотосу рассчитывать не приходилось, и он скромно ответил: «Надо подумать. Не люблю копировать чужой опыт, но уже представляю вариант, как можно сделать эффектнее, чем у американцев». Для воплощения его идеи на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию, 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу. При съемке в кадр забегал первый астронавт и по сценарию прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли специальным корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора и вбегал второй мальчик, который бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле всё время двигался по горизонтали. При первом дубле в этом моменте - когда мальчишки встречались голова к голове - случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а на самом деле был закреплен в положении вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку, чтобы придержать волосы. Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека в кадре, как у Кубрика, а сразу для трех! И это в картине с бюджетом всего-то 900 тыс. рублей.

В гостях у артековцев.
На съёмках фильма "Пассажирка".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 12 августа 2020

Заголовок в газете: Рождённый сказку сделать...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру