В Керчи на заседании клуба "13 стульев" разоблачили графоманов

«Шедевров труд» или графомания – диагностика и лечение

В Керчи на заседании клуба "13 стульев" разоблачили графоманов

Неудержимый писательский зуд что это -  вдохновение или банальная графомания? И что, собственно, таит в себе это определение? Как отличить писателя от возомнившего себя таковым? Где грань между талантом и словесным недержанием? Это и многое другое литстудия «Депо Пегаса» выясняла в рамках очередного заседания дискуссионного клуба «Гостиная 13 стульев».

Подобные интеллектуальные посиделки проводятся в «Розовой Гостиной» (как неофициально называют ее «депошники» за нежно-рассветный цвет стен) не первый раз. Здесь литераторы слушали лекцию Елены Митиной об особенностях английской литературы, тут проходила горячая «битва поколений» между пишущими старшими и младшими.

Сегодня в этих стенах Злата Андронова, поэт и соруководитель лито, рассказывала собравшейся публике о графомании. Вопрос оказался неоднозначным, особенно если не рассматривать его как психиатрическое нарушение. С последним все понятно – «изрыгание» потока текста в данном случае сопровождается вполне симптоматической болезненной тягой к самому процессу начертания.

Графоман же классический (психически вполне здоровый) – частенько эпигон, «калька» признанных литературных деятелей. Его произведения пестрят клише, банальностями, пустым желанием «выпендриться».

А с другой стороны:

« — Графомании не существует. Такая вот максима.

— Как? Да вот же…

— Ерунда. Подтверждается аксиомой: «На любую хрень всегда найдется свой потребитель».

Андрей Шестаков Наум («Диалоги. О графомании»)

Вот такая амбивалентность. Да все в нашем мире относительно, смотря с какой «колокольни» глядеть. Но так как на тринадцати стульях (плюс еще пять – было многолюдно, мест не хватало) разместились кудахтающие в ажиотаже литераторы, люди искусства, как ни крути, то и рассматривать проблему пристало не с коммерческой или клинической точек зрения, а исключительно с культурной.

Поэтому вывод был однозначен – есть литература, а есть литературный продукт. Инструмент, помогающий отличить одно от другого – интуиция, критерий – интересность и грамотность текста. Однако…

- Графоман хитер, – восклицал Вячеслав Демченко, признанный писатель и руководитель студии. – Он знает, как делать все в деталях, но картины в целом все равно не будет. Должен быть развит внутренний редакторский навык.

Обсуждение было эмоциональным, и Злате приходилось пережидать всплески особо оживленных обсуждений. Вопрос «не применимо ли клеймо «графоман» к каждому из присутствующих?» крайне взволновал поэтов и писателей.

В ходе разбора аспектов металогичности (преобладание образности,  метафор) и автологичности (конкретность образов) текста некоторые авторы задумались, к какому стилю принадлежат их произведения. Оказалось, например, что гробы в «мрачных» творения одного юного поэта – на самом деле вполне себе жизнеутверждающи. А цветочки мака в произведениях иного стихоплета – достаточно  зловещий знак.

Много предположений было пережевано, много чая выпито, о многом задумались. В частности, о том, что как бы банально это ни звучало – надо учиться, учиться… И тогда многие проблемы разрешатся, из всего можно будет извлечь пользу.  В частности, быть может, «идентичное натуральному в художественном жанре превратится в натуральное в публицистическом» (как логично отметила З. Андронова).

Мероприятие проведено Керченской  молодежной литературной студией  "Депо Пегаса", являющейся обучающим центром проекта "Муза Таврида" в соответствии с Грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №18-1-018764.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру