Но в начале июля всех призраков крепости разогнал рок-фестиваль «Боспорские Врата», заставив почтенных потусторонних обитателей забиться в самые темные уголки. Немудрено – 75 кВт света и звука, – какой призрак выдержит?!
Предвестники фестиваля стали встречаться нам еще на пути. В маршрутке номер «40» обнаружились два панка со свежевыбритыми ирокезами. На плечи одного из них было наброшено подобие парикмахерской накидки черного цвета – ни дать ни взять только что сбежал из-под ножниц, спеша к началу концерта.
От остановки «7 ветров» был организован трансфер к месту проведения «Врат», так что мы быстро и без затруднений добрались до КПП №2. Солнце палило нещадно, но и «движуха» пребывала в самом разгаре… Кстати, в глаза стразу бросился дефицит мусорных урн, слабо компенсируемый изобилием охраны.
На территории крепости развернулись интерактивные площадки с разнообразными развлечениями - скрещивались в постановочном бою мечи реконструкторов, копья и топоры вонзались в деревянные мишени. На фоне поднятых со дна моря орудий сверкали лаком ретро-автомобили. В живой экспозиции «Батареи 29 БИС» развернулся солдатский быт времен ВОВ.
А слева примостилась современность - палатки с «мэрчем», предложениями боди-арта и плетением афрокосичек. Справа – «лаундж зона» во главе с «Мексикано-бургер».
Но главное - вокруг сцены, уже вовсю суетились музыканты...
К началу музыкальной части народ был бодр и полон энтузиазма. Средь толпы то и дело попадались знакомые лица, уровень приветливости и любвеобильности зашкаливал. Первая группа – «Row Вens» – была встречена задорными криками и порывом пуститься в пляс. Тут надо отдать должное ведущему фестиваля – Евгению Олейникову – ему уже с первых минут пришлось буквально перекрикивать нестройный хор восторгов. А впереди-то ожидало двухдневное действо? Не сорвать голос в таких условиях – феноменальное мастерство.
Керченская группа «The Psсoff» вышла на сцену второй, успев порадовать еще свежих фанатов. На наш вопрос, - как впечатления, - лидер группы Панык радостно ответил: «Все ништяк! Мы готовы играть хоть каждый день».
После бодрой «De Libertas», название которой вызвало ассоциации со свободной Кубой и одноименным коктейлем, все начало смешиваться по принципу этого же напитка. Изрядно разогретый народ вовсю выбивал на танцполе клубы пыли, пёстрый калейдоскоп групп мелькал перед глазами…
Наши знакомцы с ирокезами все время неким магическим образом оказывались неподалеку – эдакие двое из ларца. Загадочная «парикмахерская накидка» превратилась во флаг, перекочевав с плеч на древко. Кстати, персонажей с подобными прическами было вообще много, так как вечером был запланирован конкурс ирокезов. Запомнилась парочка с бирюзово-зелеными гребнями, которая бродила по фестивалю, как влюбленные игуаны трогательно сцепившись лапками. Но не всем, по-видимому, так повезло со второй половинкой. Вот у группы «ЛСД» («Лучший Самый День», а не то, что вы подумали) наблюдались с этим явные проблемы. Мало того, что, только выйдя на сцену, они заявили, что оба их гитариста являются секс-символами, так еще и на протяжении всего выступления неустанно напоминали, что будут рады визиту поклонниц в «гримерку»… очевидно пустующую. Однако, судя по оптимистической музычке, удручало это ребят не особенно.
Итак, сумерки сгущались в стенах крепости; вторя звездам, загорались огоньки легендарного моста над проливом, народ становился все менее трезв. Меж публикой витал пивной дух, а в небе светилась долька луны – настолько напоминающая лимонную, что некоторые, теряя человеческий облик, пытались закусить ею коньяк. Темноту прорезали прожекторы и жесткие темы «Суррогата». Впрочем, не настолько жесткие, как показала финальная песня, оказавшаяся кавером на Дмитрия Маликова в стиле «Limp Bizkit».
За ними под развевающимся анархическим флагом последовали «Amely Sky», «Йорш» с острой социальной тематикой, как и надлежит идейным панкам:
«Из чёрной-чёрной резины сделана власть.
Она сделана из ментовской дубины.
Из кредитного рабства и ипотек.
Она сделана из цен на бензины».
К моменту появления мастодонтов русского рока – группы «Мастер», публика уже изрядно подустала. Ряды фанатов поредели – одни пошли домой спать, другие дремали прямо тут на травке, третьи зыбкими тенями шатались, где надо и нет, составляя конкуренцию призрачным обитателям этих мест. Да «Мастера» и сами производили впечатление «выходцев» из саркофагов. Зато музыка… – да, по прежнему, берёт за душу, впечатления от «воронов и голубей в небе» - такие же сильные, как в детстве.
И вообще, круто!
Когда на сцену вышли хэдлайнеры – «План Ломоносова» – уже отчаянно хотелось спать. Так что даже «прикид» вокалиста Саши Ильина был принят нами за пижаму. Но в его случае домашнее-помятый вид в майке-алкоголичке только придавал шарма… Александр – простой и приятный в общении человек, без всякого намека на звездную болезнь, несмотря на известность актера. И пусть группа не обладает пока большим количеством регалий (разве что премия «Чартова дюжина» в номинации «Взлом»), -музыка их искренняя и настоящая. Выступление закончилось в 4 утра, но Саша еще час раздавал автографы.
Второй день грандиозного события встретил похмельной томностью.
Бумажки, салфетки и смятые пластиковые стаканчики, устилавшие пол накануне, исчезли – заслуга волонтеров. Молодцы.
Нас встретили сгущающиеся грозовые тучи и строгий комендант крепости Юрий Леонидович. До музыкальной части еще оставалось полдня и по территории форта сейчас проводились экскурсии.
Во избежание, как сказал Юрий, «написания… (непотребства)» он предоставил нам экскурсовода Катерину, которая повела нас по крепостным коридорам. Экскурсия была очень познавательной: пороховой погреб, казармы, так называемый «царский» туалет, отмеченный личным посещением Александра II, помещения Дисбата…
Но это заслуживает отдельного восторженного отзыва.
И кстати, респект группе «The Vazeline» и «De Libertas» за то, что они также проявили интерес к достопримечательностям нашего города и посетили их.
…Небо расчистилось, пригретые солнышком рокеры проснулись и зашевелились в поисках топлива. Пиво, подобно живой воде, воскрешало.
И вновь мы погрузились в волны рока.
Если вкратце: Мэтры отечественного панка «FPG» не удивили ничем, будто бы и не уходили со сцены с прошлого года (нынешний фестиваль у нас уже второй).
А вот «25/17», вопреки ожиданиям, все же смогли удивить. Не совсем ясно, правда, за какие заслуги публика возносит их на пьедестал, эти «идолы» современной молодежи, играющие в стиле рэп-рок, сочетают «попсовые» темы и тексты с не менее примитивной музыкой, но…
В целом же – организаторам фестиваля и дирекции Крепости: «Мо-лод-цы!» Фестиваль вышел действительно масштабным событием, которое принесло массу ярких и положительных эмоций всем участникам.
«Роковой» рокот утих, впечатления, законсервированные в фото, скинуты в сеть…
А потрясённые призраки еще долго будут перешептываться, обсуждая, как изменилась музыка со времен их бренной жизни.