Грозит ли крымчанам украинская долговая яма?

Парламент готовится к рассмотрению законопроекта о реструктуризации долгов

Конец ноября 2017 года может стать судьбоносным для крымчан, ставших заложниками свернувших свою деятельность на полуострове украинских банков. На 29 ноября в парламенте намечено второе чтение пока еще проекта закона Республики Крым «Об основаниях и порядке принятия решений о реструктуризации задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым, о списании долга или его части». Доработанный проект, внесенный на рассмотрение главой Крыма Сергеем Аксеновым, способен внести ясность в зависший с 2014 года вопрос.

Английский исход украинских банков

На момент возвращения Крыма в состав России коммерческую деятельность на территории полуострова осуществляли 90 украинских банков. Лидирующие позиции занимали «Приватбанк», «Ощадбанк» и «Райффайзен Банк Аваль». Спектр услуг банков-лидеров позволял аккумулировать на счетах серьезные денежные суммы как в национальной украинской валюте – гривне, так и в денежных единицах зарубежных стран.

- Какие-либо ограничительные сроки деятельности украинским банковским структурам в Крыму не устанавливались, - комментирует ситуацию председатель комитета по законодательству Государственного Совета РК Сергей Трофимов. - Все они имели возможность благополучно завершить деятельность на территории Республики Крым либо продолжить ее на новых условиях.

Несмотря на более чем лояльные условия российской стороны, украинские банки отношения с крымскими клиентами разорвали в одностороннем порядке. Из девяноста действующих банков корректно повела себя половина, договорившись с клиентами и уйдя без «хвостов», а другие сорок пять просто закрылись, не сведя дебит с кредитом. К большому сожалению, в списки структур, бросивших клиентов, вошли самые популярные у крымчан украинские банки. Те из вкладчиков, кто, чувствуя опасность переходного момента, успел обналичить вклады, отделались испугом и простоем в очередях. Вкладчики, не допускавшие даже мысли о банковском произволе, остались в большом убытке.

- По депозитам физических лиц, пострадавших от действий украинских банков, Фондом защиты вкладчиков было выплачено около 26,5 миллиардов рублей,  - приводит цифры Сергей Трофимов. - Все средства, позволившие произвести выплату, поступили из Центробанка Российской Федерации. В Фонд обращались граждане, предоставляли договоры, заключенные с ушедшими банками, на основании собранных данных составлялся реестр.

В худшей ситуации оказались пользователи счетов и владельцы зарплатных карт. Вся информация об их средствах, оставшихся у закрывшихся банков, заблокирована украинской стороной. Пластиковые карточки клиентов непригодны для использования не только в Крыму. Их не принимают к обслуживанию банкоматы, установленные на территории Украины. Украинская сторона ведет активную антикрымскую политику и испытывает дефицит финансов. Такие обстоятельства не вселяют надежды на благополучное разрешение проблемы крымских денег.

Управа на коллекторов

Денежные проблемы Крыма и Украины на уровне депозитных счетов вкладчиков не исчерпываются. Есть еще целый пласт взаимоотношений,  где отсутствие взаимопонимания не играет на руку нашей стороне. Речь идет о кредитах и ипотеке, погасить которые после марта 2014 года никто из жителей полуострова не может. Все мы хорошо помним вопрос нашего земляка к президенту страны – Владимиру Путину, прозвучавший сразу после возвращения Крыма в Россию. Президент посоветовал новоиспеченному гражданину Российской Федерации, купившему автомобиль на кредит в украинском банке, просто кататься. Казалось, что с кредитами всё решено окончательно и бесповоротно. Однако стоило крымским заемщикам украинских банков с радостью потереть руки, как в активную фазу действий вступила третья сила – коллекторы. В форме СМС-сообщений, почтовых и электронных писем жителям полуострова стали поступать требования погасить долги с последующими угрозами.

- Нам не известно ни единого случая, когда на территории Крыма коллекторы применили физическую силу, - уточняет Сергей Трофимов. - Однако факты использования угроз имеются. Поэтому Крым выступил с инициативой изменения федерального законодательства, регламентирующего деятельность коллекторских структур. Нововведения вступили в силу с 1 января 2017 года. Теперь противоправные действия в отношении должника влекут за собой штрафы: физическим лицам – от десятков до сотен тысяч рублей, а юридическим лицам – и вовсе до двух миллионов рублей.

Как же получилось, что сведения о крымских долгах перед украинскими банками попали в базы данных коллекторов? Всё просто: сами банки продали долги крымчан. Традиционно банковская выгода составляет тридцать процентов от продаваемой задолженности. Однако отдельные банки, имеющие обширный список кредитных и ипотечных историй в Крыму, по неофициальной информации, снизили ставку своего интереса до нескольких процентов. Сложно сказать, на чем строился расчет банка, скрупулезно ведущего счет каждой копейке. Думается, дело здесь не только в «оптовой» продаже крымских кредитов, но и в отнюдь не коммерческом желании насолить на посошок российскому Крыму.

Подвисшая недвижимость

В наиболее проигрышной позиции от банковских сделок с коллекторами оказались экс-клиенты, вложившие средства в недвижимость. Как правило, деньги в таких случаях выдаются под залог самой недвижимости. То есть гражданин, купивший квартиру или дом за деньги, взятые для этой цели в банке, не является собственником имущества до момента выплаты займа. При всем желании покончить с долгом и получить право собственности на недвижимое имущество крымские клиенты лишились возможности расчетов с украинскими банками. Невзирая на погашенные до судьбоносного момента суммы, те, кто полностью не рассчитался с банком, не являются собственниками своих квартир и домов. Уйдя из Крыма, в частности «Приватбанк», создал массу проблем клиентам. «МК уже писал о том, как новые «собственники» крымской недвижимости пытаются «сшибать» долги с крымчан, вынуждая их вступать в дорогостоящие судебные тяжбы.

- Законопроект, судьба которого будет решаться на заседании Государственного Совета 29 ноября 2017 года, четко определяет, кому задолженность перед украинскими банками будет списана, - внушает надежду Сергей Трофимов. - Кроме того, в нем определено, что все долги крымчан, не превышающие по состоянию на 18 марта 2014 года пять миллионов рублей, будут реструктурированы до одного рубля.

По прогнозу собеседника «МК в Крыму», в случае принятия такого решения на законодательном уровне, кредитно-ипотечный вопрос в Крыму практически решится. Мало какая квартира, купленная с участием банковских средств, имела до момента вхождения Крыма в состав России столь высокий ценник.

Но не нужно думать, что судьба проблематичной недвижимости решится автоматически и на следующий после принятия закона о задолженностях день крымчанам массово начнут выдавать документы о собственности. Как и в случае с выплатой депозитов физическим лицам, не обойтись без обращения в Фонд защиты вкладчиков. Уже сейчас Фондом наложен арест на всю спорную недвижимость. Никакие сделки с ней сейчас совершаться не могут.

- В начале 2018 года ФЗВ перейдет под полноценное управление Крыма, будет создан наблюдательный совет из представителей Крыма и Севастополя, - поясняет Сергей Трофимов. - Именно наблюдательный совет по итогам рассмотрений заявлений крымчан сможет принимать решения, в том числе и по проблематичной недвижимости. Суды по заявлению Фонда защиты вкладчиков начнут снимать с нее аресты.

Как пояснил Сергей Анатольевич, упрекнуть российскую сторону в каком-либо финансовом произволе украинским банкам не удастся. Для начала им нужно подсчитать нули в суммах, так и не возвращенных жителям полуострова за время бурной коммерческой деятельности на его территории.

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: Грозит ли крымчанам украинская долговая яма?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру