В Крыму поддерживают традиции спортивного туризма и пытаются развивать экстрим-направления

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края – Крым может удивлять бесконечно

О перспективах нового сезона рассказывают председатель правления севастопольского клуба туристов Геннадий Крепаков и капитан команды севастопольских туристов Игорь Ткачев.

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края – Крым может удивлять бесконечно

Столб нам в руки! Вместо ледоруба

- Чем занимались туристы нашего клуба в прошлом сезоне?

Крепаков: Для настоящих туристов один сезон плавно переходит в другой. Меняются только времена года. В прошлом сезоне, кроме походов по горам Крыма и Кавказа, наши ребята нашли время для обустройства Большой севастопольской тропы. На БСТ реально установлено примерно 145 деревянных столбов. Они стоят по схеме полностью на двух участках и на кусочке третьего. Их можно видеть от Балаклавы до Ласпинского перевала, от перевала до Байдарских ворот и от Байдарских ворот до Чертовой лестницы. На первом участке не хватает несколько столбов и несколько табличек. На других участках – результат пока более скромный. Там еще предстоит большая работа.

- Телегу нельзя запрягать впереди лошади и тактика изготовления табличек перед постановкой столбов себя не оправдала. Когда вы приходите с табличкой и со столбом, оказывается, столб на этом месте не целесообразно ставить. То ли скальный выступ, то ли кабельная трасса проходит, либо дорога. И таким образом некоторые таблички забраковали.

Крепаков:  По этой причине у нас осталось двенадцать невостребованных  табличек. Теперь решили - сначала ставим столбы, потом рисуем таблички.

- Реальная роль туристов севастопольского клуба в постановке столбов?

Крепаков: Севастопольский клуб подготовил паспорта маршрутов. А  поставил только двенадцать столбов и несколько переустановил. Федерация альпинизма и скалолазания примерно столько же столбов поставила.  На первом участке сорок столбов поставили  лесники. На следующих участках уже на коммерческой основе ставили люди, которые выиграли тендер. Ситуация была такая, что начать процесс можно было только на общественной добровольной основе. То есть – безвозмездно. Что бы сделать все по правилам, надо было составить проект и все рассчитать за год, получить финансирование. А туристы, как и альпинисты, могут прийти в любой момент и помочь. Дело то нужное.

- Почему вы не взялись за тендер, когда о нем объявили 15 декабря?

Крепаков:  Мы за такой тендер не стали браться, это не наше. Мы можем помочь на общественных началах. Но ни кто не взялся за тендер. Сроки были сжатые, столбов много, погода тяжелая.

- Вопрос к Игорю Ткачеву, капитану одной из команд Севастопольского Клуба туристов. Тебе частенько приходится проходить по маркированной части тропы и по не маркированной. Все ли там готово для массового приема туристов?

Ткачев:  Для массового приема еще далеко не все готово. Для туристов, которые ходили по этому маршруту, когда он  еще не был промаркирован, сейчас стало ходить намного проще и комфортнее. А людям, не знакомым с этой тропой, местами может быть трудновато. Также на маршруте мало оборудованных туристических стоянок для ночевок. А те,  что есть - не до конца благоустроенны. Нет настилов для палаток, туалетов, мусорных контейнеров, столов, беседок.

Где в Крыму туристы зимуют

- В горах Крыма и в мае можно встретить снег. На Чатыр-Даге прошел традиционный чемпионат в снежно-ледовом классе.

Ткачев: Очень хорошо, что эти соревнования состоялись. Они сложные, поэтому команд было не много. Соревнования  интересные и все участники получили море положительных впечатлений. Мы выступили двумя  командами. Вся трасса была в Холодном кулуаре на с еверо-восточном склоне Чатыр-Дага. Кулуар был в снегу, лежал хороший фирн, без кошек пройти дистанцию было не возможно. У наших команд первое и третье места. Еще одна команда  севастопольцев заняла второе место. Но Крымом наши интересы не ограничиваются. На Кавказе мы сходили по району Архыз горную двойку, приняли участие в соревнованиях по походам по Южному федеральному округу.  Вторая севастопольская команда сходила горную тройку по Кавказу. И успешно выступила в соревнованиях по маршрутам.

Крепаков: На Кавказ в этом году у нас ходило пять групп. Из них три группы приняли участие в чемпионате южного федерального округа по маршрутам. Группа Нади Лосевой заняла первое место в горном туризме. Они покоряли сложные перевалы. Кроме перевалов у них были и вершины. Они взошли на пик МИФИ и на вершину Аксу.  На таком сложном маршруте у них было шестнадцать ходовых дней и две дневки. Вторая группа тоже успешно выступила. Ребята выполнили вторые спортивные разряды. У них был поход второй категории сложности. В своем классе они показали лучший  результат. Группа Сергея Денисенко была в пешеходном походе, но по горным местам выиграла пешеходный маршрут. В этом году у нас на Кавказе участвовали  вело группы.  Одна из них заняла первое место в чемпионате Южного федерального округа. В трех номинациях севастопольцы заняли три первых места.

Выверен старый компас…

Сегодня, наверное, все участники прошлогодних походов покуют рюкзаки, готовят снаряжение, тренируются. Какие планы на сезон?

Крепаков:  Планов громадье. На Алтай и на Кавказ пешеходные группы собираются. На Алтай уже билеты куплены. Я и сам собираюсь на Алтай, ситуацию контролирую. Путь далекий предстоит, билеты заранее закупаем. А на Кавказ – проезд без проблем решается в любое время года.

- С появлением интернета, есть такая тактика: нажимаешь кнопку и ищешь себе спутников в поход второй, третьей, четвертой, а то и пятой категории сложности. Какими методами пользуется команда спортсменов Севастополя?

Крепаков: Нельзя сказать, что этот метод невозможен, или недопустим. Но, лучше, когда выходит на маршрут сплоченная группа, которая вместе тренируется, вместе уже какое-то время ходит в походы. В такой группе себя чувствуешь приятнее, увереннее и надежнее.

- Где проходят тренировки, где находятся полигоны, спортивные залы, тренировочная база?

Крепаков:  С тренировками на рельефе нам повезло. В Севастополе много таких мест. Это Батилиман, Треугольник в Алсу, скалы на девятнадцатом километре ялтинского шоссе. Скалы в районе ГРЭС используются и для тренировок, и для соревнований. Начальные моменты горной техники люди изучают в зале. Например, в центре спортивного туризма и экскурсий во дворе повесили бревно, закрепили перила, рядом поставили участок скалодрома.

В погоне за экстримом

- Игорь, твой опыт участия в  экстремальных  гонках на выживание, в экстремальной работе с веревками показывает, что  экстремальный туризм в Севастополе и в Крыму может развиваться?

Ткачев: Он развивается, но очень медленно.  На  материковой части  России в большей степени, чем у нас развиты и мультигонки и спортивный туризм. Сейчас в Крыму популярны трейлы – это горные  беговые  гонки без этапов. Так же популярны беговые гонки  плюс ориентирование – это рогейны.  В Соколином, в мае пройдет трейл. В нем можно будет участвовать и опытным спортсменам, и новичкам. Это горный бег по промаркированному маршруту, который надо преодолеть максимально быстро. Маршруты будут разной протяженности. Протяженность от пятнадцати километров и до ста пятидесяти. Если спортсмен заявляется на участие в сложный класс, то ему необходимо подтверждать  свой опыт.

- В Севастополе существует своя федерация  рогейна.  Ее возглавляет Александр Конов. Получал ли клуб туристов приглашение  на участие в такой гонке нынешним летом?

Ткачев:  В Севастополе уже проводился восьмичасовой  рогейн. Будет ли проводиться в этом году – пока не известно. Спортсменов, желающих участвовать в  этих соревнованиях, много, а организовать их сложно. Это очень хлопотное и затратное мероприятие. Нужны постановщики трасс, судьи на дистанции. А главное – нужны хорошие спортивные карты местности. Между собой мы устраиваем забеги в качестве тренировок, но не можем сами организовать их, как массовые соревнования.

- Геннадий, есть ли какое-то сотрудничество, содружество в кадровой, организационной работе с федерацией альпинизма?

Крепаков: Да, есть. Например, Большую севастопольскую тропу ставили туристы и альпинисты. Мы принимаем участие в соревнованиях друг у друга. Туристы лазают по скалам, альпинисты соревнуются в технике горного и пешеходного туризма.

- Нужно ли спортивное ориентирование пешеходным и горным туристам?

Крепаков: Обязательно нужно. Ориентирование - это базовый вид спорта, для всех, кто ходит по горам, по лесам. Оно дает основополагающие понятия о том, где ты находишься, в каком направлении  двигаться, как лучше выбрать маршрут.

- Игорь, я знаю, ты принимаешь участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и часто побеждаешь?

Ткачев: Да, мне это интересно. Но, все же, в этом виде спорта я участвовал как любитель, в свое удовольствие. Специализироваться на ориентировании я пока не планирую.

Я б в туристы сам пошел. Пусть меня научат!

Каждый спортивный клуб, и клуб туризма имеет свою школу, там, где выращиваются молодые саженцы, молодые  будущие туристы. Где проходят такие встречи?

Крепаков:  Прошлой осенью клуб получил помещение. Состояние помещения  пока не позволяет  там заниматься. Сейчас в этом помещении можно встречаться для участия в субботнике, поработать, общефизически потренироваться. Думаю, что этой осенью мы начнем там полноценные занятия. Это в центре города, на улице Балаклавской. В доме №8 нам выделили довольно большой подвал. Но пока массовые встречи мы проводим на природе.

- Геннадий, в советские времена было много туристических секций в каждом учебном учреждении, на предприятиях: в школе ,в институте, в техникуме, на заводе, на фабрике, в порту секция, везде секции. Сегодня есть ли маленькие туристические клубы, которые подпитывали бы ваш клуб своими кадрами?

Крепаков:  К сожалению, этот процесс развития был прерван. Но мы надеемся, что он восстановится. Например, начала работать секция при университете, бывшем СПИ. Это нас обнадеживает, потому, что спортивный туризм в шестидесятые годы начался с того, что организовался клуб «Гермес» при СПИ.  Дата его создания такая же, как и городского турклуба. Есть надежда, что появятся новые секции и в других учебных заведениях города. В некоторые из них уже ходят в простые  походы. Это – только начало.

Девчонки большие романтики, чем мальчишки?

- Во времена советского студенчества  во всех туристических клубах тридцать сорок процентов были парни, а  остальные  шестьдесят - семьдесят  процентов были девушки. Какая сегодня гендерная политика в туризме?

Крепаков:  В процентном соотношении сказать не могу, но и сейчас девушек немного больше. Почему-то этот баланс сохраняется, как раньше, так и сейчас.

- Какова ветеранская часть туристического клуба? Турист не бывает бывшим, он ходит столько, сколько его носят ноги. Кто из ветеранов делится опытом с вашей молодежью?

Крепаков:  Председатель клуба Кожуховский. Он до сих  пор и ходит  и  водит в походы, на занятиях читает лекции. И он не единственный такой. Я себя ветераном не считаю.  Но понимаю, что у меня уже такой опыт, который максимально приблизил меня к этому статусу. Людей, которым за пятьдесят, шестьдесят в клубе немало, около двадцати пяти действующих спортсменов.

-  Есть ли в Крыму категорийные туристические маршруты, которые позволяют выполнять разряды?

Крепаков:  Да. Походов первой категории сложности у нас много. Большая Севастопольская тропа является маршрутом первой категории сложности и позволяет выполнить третий спортивный разряд. В Крыму можно пройти поход второй категории сложности. Особенно в зимнее время он получается не простой. В этом году на зимние каникулы в январе заявилось пять спортивных групп на прохождение маршрута второй категории сложности. И только одна из них смогла выполнить минимальный норматив. Пройти маршрут полностью ни одна группа не смогла. Погодные условия были таковы, что люди проваливались по грудь в снег. В день максимум можно было пройти семь-восемь километров, вместо пятнадцати-двадцати.

Самодельные карабины уходят в историю

Экипировка туристов в  советские времена:  цвета индиго трико и цвета зеленой пожухлой травы брезентовая куртка и брюки. Удалось раздобыть киевские вибрамы за шестнадцать рублей – ты уже король, нет, значит, топаешь в кедах. Как сегодня экипируются наши туристы?

Крепаков: Сейчас это вопрос средств. Выбрать  хорошее снаряжение сейчас можно. Производителей много. Сейчас проблема, как сделать правильный выбор. Я считал себя искушенным в вопросе обуви. Но, когда  на Алтае мне пришлось выбирать обувь, я полдня провел в магазине, что бы выбрать то, что хочется. Потому, что есть такая возможность. Раньше пришел и взял то, что есть, выбора не было.

- В ходе подготовки к туристическим походам советские, севастопольские туристы брались за напильник, кувалду, газорезку и гнули карабины, выпиливали, делали крючья, молотки, ледорубы. Сегодня самодельное снаряжение используется?

Крепаков: Самодельное снаряжение имеет право на существование, но это стало эксклюзивным явлением. Найти человека, у которого  снаряжение сделано им самим, уже не просто. Снаряжение, оборудование, одежда - все есть в продаже.

- Игорь, команда стартовала, прошла маршрут, получила грамоты, дипломы, приехала в город и разбежалась. Надолго забыли о туризме или сразу строите новые планы?

Ткачев: Для нас любые соревнования – это подготовка, тренировка к горам, к чему-то более серьезному. Надолго не расстаемся, готовимся к новым соревнованиям и новым походам.

 Удачи вам, успешных походов. «Была бы крепка палатка, и был бы не скучен путь…»!  До новых встреч!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Тропа зовёт!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру