В Керчи отшумела "СтихиЯ": феерия современной поэзии и музыки

07.05.2017 в 17:10, просмотров: 1046

Хочется начать, своего рода, «культурологические заметки» с традиционного ворчания, де: «были люди в наше время…» Но вот не позволяет детское чувство справедливости, привитое руководителю молодёжной литературной студии, этой самой литературной молодёжью. С кем, как говорится, поведёшься.

Да, поэзия нынче товар не самый ходовой, продаж в «Букинистах» не делает; аншлагов поэтические чтения не собирают ни в тиши библиотек, ни на концертных сценах. Впору возопить с ностальгическим пафосом о шестидесятых, когда прямо на московской улице, под памятником Пушкину, и… благодарно внимающие толпы.

«А нынче, посмотри в окно…»

Ну, так давайте посмотрим. В окна провинциальной Керчи, что уж может быть средне статистически. Заодно и определим расположение, обязательно необходимого для всякого журналистского материала, «Но». Того самого конфликта, без которого быть не может социологического исследования. 

Итак, окна Керчи. Смотрим.

…Полумрак зала, шепот публики, свет, выхватывающий сцену ярким пятном. Весенний вечер, наполненный поэзией и музыкой. Под сводами театральных занавесов  звучат поэтические строки – яркие акценты современных рубленных ритмов, нежная женская лирика, романтический восторг юности, патриотический пафос, психоделические волны. Это - «СтихиЯ», - феерия современной поэзии и музыки, мероприятие, проводящееся в Керчи уже в третий раз за последние годы.

Смотрим мы, в огромные, зашторенные ради романтического сумрака, окна  ДК «Корабел» - на данный момент, пока сцена городского театра в анабиозе бесконечного ремонта – главной концертной и театральной сцены Керчи. В тот мартовский вечер на ней читали свои произведения поэты молодежной литературной студии «Депо Пегаса», ученики местных школ – в рамках конкурса имени выдающегося поэта Серебряного века керчанина Г. А. Шенгели, и гости из других городов Крыма… в качестве гостей.

Чтения начались с выступления воспитанниц литературной студии – Анастасия Протасовицкая с языческими мотивами, Валерия Кремлева с вихрем сюрреалистических образов, Анастасия Грицон с юношеским романтизмом и тонкой эмоциональностью. Затем публика услышала жизненные стихотворения Дмитрия Маркова. Неподражаемо отточенные строки известной крымской поэтессы и преподавателя литературной студии Златы Золотовой  уносили  мысли слушателя по ступеням сложных ритмов, заставляя не только представлять, но и задумываться.

Был у кого бел анненски,
Был у кого ал маяковски,
На Руси взошел и трон занял
Культ культурного кода
.

Яркими орхидеями расцвела экзотическая лирика представителей творческого направления «Фаэзии» - Марины Матвеевой (Симферополь) и Елены Коро (Евпатория). Все присутствующие погрузились в мир тонких образов, где мифологические сюжеты вплетаются в канву повседневности и можно запросто встретить Деметру в метро или пригласить Гекату на чай.

Встретить Гекату так, будто бы невзначай,

чаю бы предложить, пригласить на чай,

нечаянно черных собак головы множатся так,

будто их потаенные сны стаями из травы.

Фаэзия – это уникальное явление крымской поэзии, в котором герои древних языческих мифов, архетипы коллективного и индивидуального бессознательного проникают в современную жизнь.

У «лилии» этой – полсердца на свалке,
другой половине – куски выгрызать
у тех, кто умеет любить из-под палки,
под дулом – и только. ...Какие глаза!..

Великолепным голосом заворожила Изабелла Шенгур – обладательница Гран-при престижного московского фестиваля.

Учащиеся школ – победители конкурса имени Г.А.Шенгели – представили на суд зрителей патриотическую лирику. Прозвучали стихи о родном городе, наполненные любовью и восхищением.

Музыкальные паузы зарядили драйвом и позитивной энергетикой Врублевский Борис и Дружбинская Диана.

Следом на сцене появилась Елена Власова - вдохновенно прочла патриотически-возвышенные и насыщенные яркими оттенками строки:

Развезло небо ближе к вечеру -
Всеми яркими, всеми красками,
Там - желтеет, лучами просвечено,
Там - малиновый строит глазки мне...

Затем прочитал свои полные сложных аллюзий стихи Сергей Олейник. В его мире даже самые неприглядные, на первый взгляд, явления обретают эстетическое очарование

Мимо меня пробежали собаки
Одна из них без головы
За ними
Шли плоды боярышника
Глаза их -
Серая алыча
Выкатилась к моим ушам
И повисла
На серьгах…

Его сменил Феликс Гезов, расколов тишину сарказмом и нотами протеста в адрес окружающей рутины и серости.

И в завершение представил свои произведения в духе космизма Константин Артемин. Они унесли слушателей в эфирные сферы и межзвездные пространства, где творятся законы мироздания и создаются основы всего сущего.

Гармонично продолжили эти настроения космические мотивы группы «White Noise», заставившие воображение кружить в нездешних ритмах, удаляясь по мерцающему млечному пути.

Так, в унисон распускающемуся миндалевому цвету, расцвела современная поэзия.

Что ж, на первый взгляд картина вполне академическая, и нотки нонконформизма как свойственные протестным настроениям молодёжи смотрятся тут естественно, этакий «плюс» взаимопонимания в отчётную документацию. Но вот посмотрим теперь, как тот же самый репертуар смотрится в среде, где протест – явление априорное. Тут, правда, у нас возникнут некоторые трудности. Заглянуть в окна неформального клуба «Промзона» трудновато практически, поскольку собственно «Промзона» - едва уцелевший цех, ныне превращённого в руину пивзавода. И только живодёрских крюков, свисающих с ржавой тали не хватает для завершения хаотического зрелища «очага субкультуры». Тут публика демонстративно «неизящная» - почти сплошь татуированная, нашпигованная железом, взращённая под грохот hard-heavy и прочих, утяжеляющих судьбу, мотивах, в колыбели социального протеста девяностых… - эти ветераны просматриваются в толпе дрожжевой закваской. Как тут, казалось бы, придутся ко двору поэтические образы и аллюзии? А вот, пожалуйста, пришлись и на «ура!» - архаический смысловой аналог «wow & cool»! – и теперь «открытый микрофон» не только для музыкантов, но и для чтения поэтических экспериментов, причем отнюдь не обязательно авангардистского толка - «классическую» лирику  жалуют ничуть не меньше, - стал, своего рода, традицией для неформального клуба.

Так что, есть, есть пресловутый «спрос» на поэзию и в местах «предусмотренных», и не очень. Нужна она. Слушателям самого разного возраста, взглядов на жизнь, на саму поэзию…

Нужна энтузиастам из ДК «Корабел», нужна неформальным, прошу прощения у ребят, - активистам нонконформистской «Промзоны», альтруистам молодёжной студии «Депо Пегаса»… Как отметил уже наблюдательный читатель – нужна всем, кто двигает, формально именуемую «инициативу снизу». И конфликтное «Но» проявляется тут после этого короткого списка. Но нужна ли она тем, кто по роду деятельности, служебному долгу и согласно перечню обязанностей, должен всячески её, злосчастную «инициативу», поддерживать?

Никаких подвижек подобного рода пока не наблюдается. Более того, такая позиция – безучастности, - кажется уже не тенденцией, а правилом. Так что и в голову уже не приходит просить «власть предержащих» о средствах на оплату, хотя бы, дороги на какой-либо литературный семинар или фестиваль, призового фонда на общегородской конкурс, а то и всероссийский, который уже работает, и уже пользуется популярностью. Как говорится «кушать подано» причём на «голубой тарелочке»… и на голом энтузиазме. Остаются только, копеечные, в масштабах «культурного бюджета» расходы, неподъемные для тех, кто не может рассчитывать ни на что, кроме своей зарплаты, как правило, «непричастной» к общественной деятельности или вообще, пенсии. И на которых, - на общественных нуждах, - вдруг и проявляется примерная рачительность властей… то и дело отправляющихся за решётку по обвинению в коррупции.

Вот и как после этого отвечать на призыв поучаствовать…- у вас же молодёжь! -  в каком-либо патриотическом действе, если бюрократическое воплощение Родины от вас и от неё (молодёжи ж!) хронически отмахивается отписками, «отмазками», смехотворными даже для неискушённой в бюрократической тайнописи молодёжной аудитории.

Такова «жызнь».

Глупость практичная, усредненная

В тисках сомнения облагорожена,

Из предрассудков опоры никчемности.

Вскрюченной,

Взвинченной,

Порабощенною.