От Печенеги до Ливии: подводные одиссеи севастопольца Виталия Манторова

Капитан 1-го ранга рассказал о самых ярких эпизодах службы на флоте

У гидроакустиков была особая задача – запись шумов кораблей вероятного противника для последующей их идентификации. Выполнение этой задачи во многом зависела от работы командира БЧ5, который в базе делал все возможное для снижения шумности нашей лодки. Особое внимание обращалось на состояние гребных винтов

Капитан 1-го ранга рассказал о самых ярких эпизодах службы на флоте

С детства Виталик Манторов мечтал о море, зачитывался книгами о морских приключениях и в пятом классе поступил в детское речное пароходство города Горького. Обучение там длилось два года. Романтика морей вовсе не подразумевала военную службу, и Виталик видел себя в будущем гражданским морским волком. Родители – простые работяги. Отец Тимофей Иванович трудился слесарем на Горьковском авиационном заводе по выпуску истребителей. Мама Татьяна Яковлевна – домохозяйка, но после хрущевского наезда на домашнее подсобное сельское хозяйство, вынуждена была идти работать маляром на тот – же авиационный завод. В годы тяжелого военного и послевоенного лихолетья родители вырастили шестерых детей – двух дочерей и четырех сыновей.

Правильный выбор

В 10 классе в школу пришел военком и рассказал мальчишкам о перспективах воинской службы. Старший брат Виталия уже к тому времени окончил Горьковское военное училище связи, и дослужился до подполковника, до начальника связи корпуса ПВО Уральского военного округа. Все это вместе повлияло на судьбу Виталия. Он написал рапорт в военкомат, попросил направить его в военно-морское инженерное училище. Очень хотел поехать в Ленинград, но был направлен в Севастополь.

Об этом он никогда не жалел. Севастополь для Манторова стал второй родиной. В 1966 году поступил в «Голландию» на атомный факультет. Но после первого полугодия командование училища приняло решение о переводе одного класса на дизельный факультет. Курсанты всячески протестовали, но командование было непреклонно и убеждало в том, что дизельные лодки – тоже подводные лодки. Убедили! В 1971-м лейтенант Манторов покинул стены училища. И был направлен на Северный флот в Лиинахамари (Печенга) в 49-ю отдельную бригаду подводных лодок 9-й эскадры Северного флота под командованием Аркадия Ивановича Жиделева. Был такой хороший командир, закончивший службу начальником военного института в Балаклаве.

Из первого года службы в Лиинахамари вспоминает встречу после первой боевой службы. Оказалось, что жена уже полностью адаптировалась в женский коллектив подводников и чувствовала там себе своим человеком, очень комфортно. Она коренная севастополька, родилась в роддоме на набережной Корнилова. Добрая, отзывчивая женщина, прекрасной души человек. Любящая жена, мама, бабушка… С Клавдией Семеновной Виталий Манторов уже 47 лет вместе. Брак зарегистрирован 28 декабря 1969 года в Севастопольском ЗАГСе. Имеют троих детей: дочь и двух офицеров Военно-морского флота. Старший, Максим, уже на пенсии, младший еще служит старшим лейтенантом Черноморского флота. Три внука – будущие Защитники Отечества. И те годы супруги сейчас вспоминают сейчас с улыбкой, хотя и было порой трудно. Служба забирала все силы и все время. Раньше 22 часов молодой офицер домой не приходил, позже 6 часов утра не выходил. Виталий Тимофеевич говорит: «У моряка, особенно у военного, крепкий тыл – это его семья, его жена. Если жена понимает офицера и готова делить с ним все его тяготы и невзгоды, то и служба идет легче и продуктивнее в служебном росте. Четыре года в Средиземном море в штабе Средиземноморской эскадры, а затем флотилии, до этого - пять боевых служб непосредственно на подводной лодке - это трудно. В Средиземном море - три-четыре месяца в море, месяц на берегу. А жена и детей вырастила, и любовь сохранила».

А потом лодка С-281, на которой Виталий Манторов командовал БЧ-5, была переведена в Балаклаву. Тогда, в 1978 году, на Черноморский флот были переведены четыре лодки. Заместителем комбрига был Касьянов Анатолий Алексеевич. Флагманским механиком – Борис Иванович Цыпнятов. В Балаклаве Виталий Тимофеевич получил квартиру и с тех пор здесь и живет. С-281 поставили в Балаклаве в консервацию, а Манторову предложили перейти на боевую лодку С-384, последнюю из серии 613-го проекта. Лодка стояла на ремонте в заводе «Металлиcт». После ремонта ее почти год доводили до ума, а после вывода в первую линию, наступило время боевых учений, обеспечений других сил и боевых служб. Выходили в море с ядерным боезапасом на борту. Боевое дежурство – стоянка в базе, совмещенная с боевой подготовкой, с часовой готовностью к выходу в море для выполнения боевой задачи. А боевая служба - патрулирование с ядерными торпедами в акватории Черного и Средиземного морей. У гидроакустиков была особая задача – запись шумов кораблей вероятного противника для последующей их идентификации. Выполнение этой задачи во многом зависела от работы командира БЧ5, который в базе делал все возможное для снижения шумности нашей лодки. Особое внимание обращалось на состояние гребных винтов. При наличие деформации или сколов винты начинали петь, а по этому пению лодку определить труда не составит. Не только проект, но и серийный номер. Подушки и прокладки под двигателями – вторая тема. И третья – непрочно закрепленные элементы легкого корпуса или обшивки. Опыт обобщался и накапливался. Конструкторы сделали прорыв, в том числе и на основании опыта эксплуатации подводных лодок экипажами. В 1990 году «Алросу» принимали на госиспытания, провели запись шумов. Оценка была однозначная – «Черная дыра». Шумы лодки ниже шумности моря.

Из Черного в Средиземное море

Последний звонок для карьерного роста морского офицера – 33 года. В 1982 году поступил на Высшие офицерские классы в Ленинграде. В группе всего шесть человек, старший группы - Манторов, а преподавателей – море! И каждый – крутой специалист в своей сфере. А через год, по окончанию учебы, был направлен в Феодосию на должность помощника начальника ЭМС (начальник - одноклассник по училищу Толя Бут, коренной балаклавец) в 27 бригаду. Бригада была опытовая, но это вовсе не означает, что лодки постоянно стояли у пирса. Было в бригаде 7 единиц, в том числе две лодки «Кефали», СС-310 и СС-226. Эти лодки из морей не вылезали, потому, что все новейшее оружие испытывалось по ним. Одна из них в базу вернулась с торчащей из борта торпедой. Были лодки, которые испытывали ракето-торпеды…

В 1984 году 27-ю бригаду сократили. Командование предложило продолжить службу в Техническом управлении Черноморского флота. Манторов пошел на собеседование к начальнику управления Кобцеву Евгению Андреевичу (первому флагмеху Средиземноморской эскадры), но встретивший его товарищ по службе в Северодвинске Николай Цепалев предложил в моря податься, для начала в штаб 5-й эскадры в Средиземном море. На размышления – 5 минут. Подводники умеют правильные решения принимать быстро, а может и Высшие классы сказались. Но через 10 минут Манторов уже готовился к месту нового назначения. 5 декабря 1984-го  после курса боевой подготовки в Севастополе в Средиземку выходила плавбаза «Вахрамеев» Тихоокеанского флота. В море перебрался на танкер «Чиликин», потом на корабль управления «Котельников», в штаб пятой оперативной эскадры, которой командовал вице-адмирал Селиванов. Суровый, но справедливый. Заместителем командира эскадры был Александр Иванович Аладкин. Вот под его непосредственным руководством и началась служба в Средиземном море.

После 5-й эскадры был направлен заместителем командира 153 бригады по электро-механической части. Затем – год командировки в Ливию. После вывода Ельциным в угоду американцам всех наших военных специалистов из Ливии, назначен помощником флагмеха 14 дивизии подводных лодок. После сокращения штаба дивизии, почти пять лет продолжал службу в техническом управлении Черноморского флота, начиная с должности офицера снабжения до начальника первого отдела эксплуатации и технического обслуживания кораблей флота. В 1999-м по достижению 50 лет уволен запас. Присяге не изменял, служил с честью.

Уже сняв погоны капитана 1-го ранга, работал Виталий Тимофеевич на гражданской должности в том же Техническом Управлении ЧФ России, затем в судоремонтном предприятии ООО «Судотехсервис» сначала в должности исполнительного директора, затем по настоящее время в должности главного инженера – первого заместителя гендиректора. «Судотехсервис» - известное предприятие не только в Севастополе, но и в России, и  в Италии (активно участвует в переоборудовании бывшего корабля управления подводными силами фашисткой Германии гросс-адмирала Денница «Aviso Hela», впоследствии корабля управления штаба Черноморского флота «Ангара» в моторную яхту). Предприятие имело признание Украинского морского Регистра, Международный сертификат Менеджмента качества ИСО-9001, признано морским Регистром России.

Сегодня Манторов ведет активную общественную деятельность в ветеранских организациях 5 эскадры, Технического управления ЧФ. Ветераны-подводники доверили ему обязанности зампреда севастопольского Совета ветеранов-подводников.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: От Печенеги до Ливии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру