Не благодаря, а вопреки: как выживает Крымский академический театр кукол

Новый сезон кукольники открывают в чужих стенах

Посторонние зрители, наблюдавшие, как Крымский академический театр кукол открывает очередной, 78-ой театральный сезон, наверное, призадумались – почему  все это веселое торжество происходит возле Малой сцены совсем другого театра – русского драматического имени Горького. 

 

Новый сезон кукольники открывают в чужих стенах

Впрочем, пресс-конференцию театр провел в фойе своего старого здания, замершего в ожидании реконструкции (знаковый фонтан перед зданием замер в ожидании воды уже давно). Вот так и живет сегодня Крымский театр кукол, путешествуя через улицу Горького, заглядывая на улицу Пушкина, на сцену Дома офицеров, где тоже играет спектакли. 

Без Азарова

Когда ушел из жизни многолетний художественный руководитель театра Б. И. Азаров, крымские кукольники, конечно, осиротели. Неудобно как-то стало, непривычно. Все-таки Борис Иванович определял эстетику театра в течение не только многих лет – десятилетий.

Хорошо, что театр хранит верность памяти своего многолетнего лидера, для многих – Учителя. Хорошо, что сохраняет в репертуаре  азаровские спектакли, дает им новую жизнь. На афише – «Каштанка», «Цветное молоко», «Айболит и Бармалей», «Сказка-цепочка» и  другие спектакли, полюбившиеся крымским зрителям. Азаровское наследие никуда не денется – театр заботится об этом сегодня и ежедневно.

Бориса Ивановича редко сравнивали с грозным Карабасом-Барабасом из «Золотого ключика», хотя тот, напомню, тоже руководил театром кукол ( в труппе – Пьеро, Мальвина, гастролер Буратино), а у Бориса Азарова тоже была борода, пусть и не такая устрашающая, как у Барабаса.

Азарова, особенно в последние годы, больше сравнивали, скорее, с Оле-Лукойе, добрым андерсеновским сказочником,  мудрым философом, несущим со сцены тонны доброты, что, несомненно, шло на пользу в важнейшем деле воспитания молодого поколения.

На самом же деле Борис Иванович, которого я очень хорошо знал (он был учеником моего отца и, несмотря на разницу в годах, мы с ним, можно сказать, если и не дружили, то всегда были в отличных отношениях), так вот, Азаров всегда был абсолютно живым человеком со своими достоинствами и недостатками, очень разным, порой противоречивым. И спектакли он ставил совершенно разные – и мудрые, грустные, и озорные, азартные, и даже хулиганские в лучшем смысле этого слова.

Вот почему странно, когда сегодня из Азарова пытаются сделать икону – это, уверен, не понравилось бы прежде всего самому Борису Ивановичу. Все «охи» и «вздохи» о том, как замечательно все было вчера, не избавляют театр от необходимости думать о том, как жить сегодня, завтра и даже послезавтра.

А если жить только днем вчерашним… Можно вспомнить, как верные ученики К.С. Станиславского во главе  с Михаилом Кедровым превратили учение великого реформатора в догму и загнали МХАТ в жесточайший тупик.

Примеров – множество. Верность лучшим традициям – замечательна, без нее невозможно. Но нельзя же все время оглядываться назад – споткнуться можно.

По рецепту Айболита

Кажется, что сегодня Крымский театр кукол живет не благодаря, а вопреки. Отсутствие собственного помещения, сценической площадки – что же тут хорошего?

Но театр в этой ситуации очень напоминает одного из своих героев – доктора Айболита. Помните, в знаменитом фильме Ролана Быкова «Айболит -66» этот добрый доктор в исполнении Олега Ефремова шагал себе по Африке в сопровождении собаки Авы и обезьянки Чи-чи-чи и распевал песенку назло Бармалею, песенку  со знаменитым рефреном, ставшим лозунгом всех шестидесятников и семидесятников СССР: «Это очень хорошо, что нам очень плохо!».

Понятно, что Крымскому театру кукол не плохо, а сложно, его директора П. Черного вполне можно преобразить в доктора Айболита (тем более, что по фактуре Павел Владимирович напоминает Олега Николаевича Ефремова).

Театру сложно, но посмотрите, сколько сделано хотя бы за прошедший, 77 театральный сезон! Фестивали, гастроли – Ростов-на-Дону, Набережные Челны, Южносахалинск, все уголки Крыма (список легко можно продолжить), выставка театральных кукол из музея театра, четыре премьеры – да все такие разные «Сказки маленького лисёнка»  для самых крошечных зрителей. «Карлик Нос» по сказке немецкого писателя В. Гауфа – добротная работа московского режиссера С. Железкина,  замеченная и отмеченная Крымским отделением Союза театральных деятелей России. «Сказка без границ» - неожиданный и такой нужный проект, где все 17 актеров – дети с ограниченными возможностями, почувствовавшие огромную радость от того, что они соприкоснулись с творчеством, востребованы и играют, как самые настоящие актеры.

Четвертая премьера - «Джаз-фантазия», но об этом спектакле хочется сказать особо.

В джазе не только девушки

Не собираюсь скрывать, я – лицо заинтересованное, потому что являюсь режиссером-постановщиком этого спектакля.

Это – особый проект, спецзаказ, спектакль, поставленный для взрослого зрителя (в том смысле, что его могут смотреть зрители всех возрастов).

Лет тридцать назад я показал  Б.И. Азарову полузабытую пьесу Козьмы Пруткова «Фантазия». Борис Иванович загорелся: «Это наш материал, надо ставить!». Так случилось, что замысел удалось осуществить только сейчас, и благословление Мастера, уверен, осталось в силе. В этой комедии хотелось соединить многое: милый анекдот, придуманный К. Прутковым, замечательную джазовую музыку, яркость формы, светлый наив и вместе с тем острую пародийность материала.

Удалось ли? Пусть судят другие. Но я с удовольствием работал над спектаклем, удивляясь творческому отношению всех служб, еще раз поражаясь, какие интересные актеры работают в Крымском театре кукол. А. Чоп, А. Рассоха, Е. Карпова, молодые актеры, да все, занятые в спектакле – работали, понимая друг друга с полуслова.

Замечательно, что этим спектаклем Крымский театр кукол наглядно продемонстрировал, что взял курс на расширение творческого диапазона. Театр стремиться быть интересным не только самым маленьким, не только в детские сады лежат его пути-дороги.

А старшие школьники? А студенчество? А взрослые зрители театра? Крымский театр кукол не хочет забывать о них.

Нужны ли театру кукол так называемые «взрослые спектакли»? Такой вопрос даже ставить как-то смешно. Вспомните знаменитый московский театр кукол под руководством  С. Образцова. Конечно, были там в репертуаре замечательные детские постановки – «По щучьему велению», «Волшебная лампа Алладина», но самым большим успехом пользовались «взрослые» - «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия», и если «Концерт» был целиком «кукольным», то в «Божественной комедии» Создатель и его помощники были «живыми» актерами, а кукольными образами представали Адам и Ева (были они, понятное дело, голенькими, но никто от этого не умер и про секс-шоп не вспомнил). И количества кукол никто не считал – может быть много, а может быть одна – это уже как придется, по-всякому может быть.

А в «Джаз-фантазии» актеры много работают «вживую» но и куклы тут есть, и забавные ситуации, и саркастическая и вместе с тем добрая улыбка хороших русских писателей братьев Жемчужниковых и А.К. Толстого, сочинявших под псевдонимом «Козьма Прутков».

В новом сезоне Крымский академический театр кукол обещает «Дюймовочку», яркое новогоднее представление и много других приятных сюрпризов.

Театр стремится быть разноплановым, универсальным, своеобразным и непредсказуемым, а главное -  современным. И просто смешно думать, что кто-то сумеет этому помешать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру