Как Кевин Костнер помог водолазу из Феодосии построить яхту

Два огромных пластиковых корпуса, предназначавшихся для изготовления торпед, послужили основной воплощения проекта

Многие из нас в детстве мечтают о необычных свершениях и уникальных достижениях. Но с возрастом мечты становятся приземленными или вовсе пропадают. Феодосийцу Василию Михайлову удалось свои юношеские грезы сделать реальностью.

Два огромных пластиковых  корпуса, предназначавшихся для изготовления торпед, послужили основной воплощения проекта

Мне посчастливилось оказаться на борту его яхты, когда после спуска на воду она отправлялась в первый поход. Атмосфера на сдаточной базе судостроительного завода «Море» была обыденной – без аплодисментов и оркестра. Хотя, по моему мнению, первые мили нового плавсредства - это всегда событие. Михайлов повернул ключ зажигания, и негромкий рокот сообщил нам, что моторы в порядке. Через мгновение катамаран плавно начал движение. Василий взял курс на мыс Ильи, за которым находится знаменитый вулкан Кара-Даг. И вот уже справа показались еще пустые феодосийские пляжи, за ними виднелась трасса Симферополь-Керчь. Тишину нарушал лишь скрип мачты, крики чaек да шелест волн. Обстановка располагала к общению…

Милетская линия капитана

Василий рассказывает, что у его русской фамилии, на самом деле греческое происхождение. По семейным памяткам, предки Михайлова представляли род Михайлиди, были мореходами, и переселились в Крым из города Милет.

- Хотя я и вырос в Приморском, на самом берегу Черного моря, в детстве мечтал стать летчиком, - говорит капитан. - Но ведь и море люблю. Так что выбор жизненной дороги был для меня очень мучительным.  Судь­ба распорядилась по-своему: я поступил в ин­ститут, не имеющий никакого отношения к небу и морю, получил профессию инженера-электронщика.  За время учебы понял, что изменилось мое отношение ко многим вещам, и я заметил, что все чаще в мечтах вижу себя в море. И для начала поступил в морскую школу. Изучил профессию водолаза, потом поменял несколько предприятий, пока не приняли на завод «Море».  В свободное от работы время стал вести занятия в спортивно-техническом клубе ДОСААФ, где учил молодежь совершать подводные погружения с аквалангом. Кстати, секцию подводного плавания веду, и сейчас в Приморском филиале Керченского морского университета, без оплаты. Это моя дань обществу, в котором живу. В конце мая буду набирать новичков. Сначала ознакомлю ребят с теорией; когда прогреется море, они начнут погружения с инструктором на небольшую глубину.

- А как все-таки родилась идея построить ката­маран?

- Решение созревало постепенно. Очень мне хотелось отправиться в дальний морской поход, пройти маршрутами предков. Читал книги о море, изучал строение античных парусных галер, зачитывался журналом «Катера и яхты», делал некоторые наброски в тетради. Но нужен был какой-то толчок. И однажды я узнал, что на моем родном предприятии хотят уничтожить два огромных пластиковых  корпуса, предназначавшихся для изготовления торпед. Проект по какой-то причине был закрыт, и эти секретные изделия готовили к утилизации. Я когда их увидел, прямо остолбенел: это ведь то, что мне нужно – несостоявшиеся торпеды были готовыми корпусами для яхт!..

Михайлов на мгновение замолкает, видимо, еще раз переживая то мгновение судьбы. Дальше, по его словам, все происходило фантастически удачно. Обратился  он к руководству завода, рассказал о своей идее. Получил «добро» на приобретение за наличный расчет списанных корпусов. И сразу начались трудовые будни.

- Но ведь нужен был проект?

- Я заранее уже выполнил некоторые чертежи, но фактически это все-таки была моя авторская работа, - улыбается Михайлов. – Использовал я и советы бывалых судостроителей. Еще одним источником информации, вы не поверите, стал американский фильм «Водный мир» с Кевином Костнером в главной роли. Иногда я делал даже стоп-кадры, чтобы точнее рассмотреть узлы и детали судна, которое строили герои киноленты, чтобы использовать для своей яхты. Из фильма взял идею быстрой постановки мачты и паруса с помощью приспособлений. В итоге 14-метровую матчу весом 100 кг теперь можно в отрытом море быстро снять и установить даже вдвоем.

Повезло Михайлову и на единомышленников. Сегодня он с теплом вспоминает помощь начальников цехов Евгения Аникиенко, Олега Борзенко, конструктора Виталия Нелипы. Понятно, самую тяжелую работу Михайлов взял на себя. Почти ежедневно оставался после смены, подгоняя детали.

- Основные узлы и агрегаты мы соби­рали в частном подворье моего доброго помощника Юрия Бе­касова, - рассказывает Василий. - Он отличный хирург, по­лучил высшую категорию, сдав экзамены в Минздраве. Юpий Константинович талантлив не только как врач, но и как знаток техники. В юности был автогонщиком. С того времени при­обрел навыки  - любой двига­тель разберет и соберет, излечит, будто человека. Его опыт очень пригодился. На мое счастье, он не один. В числе единомышленников и помощников хочу назвать также  инженера-технолога Игоря Алексеева, водолаза Андрея Крюкова, фотографа Дмитрия Каминского... Всего на строительство яхты ушло 13 лет.

Трудности новой реальности

… Когда же пришло время прощаться с капитаном, я спросил, почему судно безымянное? Оказывается, Василий специально не спешил с выбором – опасался, как бы неудачное название не отразилось на судьбе его воплощенной мечты. И значительно позже я увидел у берегов Феодосии катамаран с яркой надписью «Адриан» на борту. Сразу же позвонил Михайлову узнать - почему он выбрал такое название?

– Во-первых, почитаю я Андрея Первозванного, который согласно преданиям бывал и в древней Феодосии, - объясняет Василий Евгеньевич. - Во-вторых, есть у меня друг Андрей Крюков, тоже водолаз, как и я. Под водой недавно случилась с ним беда: при взрывных работах потерял зрение. Живет сейчас в Москве, но каждое лето старается приехать к морю, чтобы заняться дайвингом. Не может он жить без этого. Мы, понятно, помогаем ему…

  После возвращения Крыма в Россию у яхты и ее владельца появились проблемы. Завод «Море», где оставался «Адриан», включили в систему Минoбороны РФ, и новое руководство потребовало убрать частную собственность с территории предприятия. Пришлось искать новый причал. Предъявили претензии и феодосийские чиновники, выдавшие предписание о переоформлении документов. Василий против этого не возражает. Но не согласен с тем, что его заставляют снова покупать лицензию, за которую он в бытность украинских властей потратил значительную сумму в долларах. Теперь этот документ называют недействительным и требуют уплатить за новую «бумагу» тоже немалые деньги  (при невысокой зарплате водолаза).

Трудности Михайлова не пугают. Он привык их преодолевать как в море, так и на суше. При этом беспокоится не о себе и «Адриане», а о молодом поколении.

- Ребята, которые приходят в мою секцию, вряд ли поменяют морское дело на алкоголь или наркотики, - говорит капитан. - Море интереснее, оно дарит радость бытия, помогает жить.

Обычно немногословный, он готов говорить без остановки, искать поддержку в любых инстанциях. Новые силы для борьбы с проблемами дает ему  поддержка председателя горсовета Светланы Гевчук. Обратился общественный инструктор СТК ДОСААФ «Паллада» Василий Михайлов и к председателю Госсовета РК Владимиру Константинову с рядом предложений по реализации программы восстановления (развития) спортивно-массовой работы по морским видам спорта и военно-патриотического воспитания молодежи в регионе. И в столице с пониманием отнеслись к инициативе феодосийского морехода. Владимир Константинов дал задание своим подчиненным поддержать предложенную Василием Михайловым программу, реализовав ее на всем побережье республики. Дело за малым –  превратить ценную инициативу в конкретные дела.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2016

Заголовок в газете: Катамаран мечты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру