Пегасьи бои: в Крыму состоялся первый поэтический интернет-турнир

На виртуальной арене было три тура "боев".

Когда в Керченской молодежной литературной студии «Депо Пегаса» обсуждалась идея проведения крымского поэтического интернет-турнира, тема: «где искать средства для достойной его организации» даже особо не поднималось. Известное дело, - нигде. Ибо негде.

На виртуальной арене было три тура "боев".

Дело известное на собственном опыте. По крайней мере, все разговоры в местных «коридорах власти», о содействии какой-либо нашей творческой инициативе начинались как с заклинания со слов: «Денег нет, и не будет. Всем остальным поможем». Всем - это надо полагать как раз тем, чем мы сами хотели помочь городским властям – мобилизацией творческого потенциала, организацией и информационным освещением мероприятия. Ну, да, как говорится – черт вам судья и Бог с вами.

Три стадии

Главное, что свершилось – положено таки начало новой литературной традиции в Крыму, традиции не просто общения, а сотворчества молодежных литобъединений.

В трех поэтических турах сошлись молодые авторы пяти молодежных Лито. Задорные барышни «Литературной студии им. Балтера» из Евпатория. Сдержанные джентльмены Евпаторийского же «Пэтариума». Симферопольский Клуб поэтов, с именем весьма похожим на концентрированное донельзя кредо: «Хорошо», оттуда же, увитая всевозможными лаврами, Республиканская литературная студия им. Кобзева. И наконец, годовалая возрастом, но оттого не менее «зубастая» литстудия «Депо Пегаса» из Керчи, которая и главный массовик-затейник.

На интернет-арене «боев» было три тура: 1) «Страсти Пегасьи» - лирический, в широком смысле, - от любовно-морковного, до любви к человечеству вообще, и кошкам в частности; 2) «Пегасьи страдания» - драматический, по сути – свободная тема, ибо драма, не забываем – это, прежде всего, конфликт и вовсе не обязательно – трагический; 3) …и «Ржанье Пегаса» - эвфемизм, не требующий перевода.

Теперь же прервемся на минуту, чтобы вслушаться, всмотреться, вдуматься, чтобы проиллюстрировать сказуемое.

«Может все же оставить пора дребедень,

чтоб взаправду стать каплю свободней?

Нам не нужно заглядывать в завтрашний день,

если нам безразлично "сегодня"». (Юрий Степ).

«Я стал и Творцом, и твореньем...

Остался вопрос лишь последний:

Умрет ли со мной этот мир?». (Анастасия Далок).

«У людей закипают чувства —

У меня закипает чай,

Насыпаю на дно своей кружки

Чайной ложечкой радость, печаль». (Мария Кузнецова).

И у кого теперь возникнет мысль, что речь идет о юношеском «витании в облаках»? И почему так хочется сборник стихотворений молодых поэтов, который так и просится в печать по итогу «боев» (увы, воображаемый) начать эпиграфом от Александра Баранова:

«Давай же чаще в рассветную пору

Сбегать от безумного мира бегущих».

Почему так хочется заключить его эпилогом от Валерии Кремлевой:

«Где бродит врач Преображенский?

Пора и мне сменить гипофиз…».

Битва за хомут

Два первых тура, оправдывая свое оптимистическое название, выиграл столичный клуб «Хорошо». В третьем, юмористическом «ржании», закономерно (для тех, кто знаком с его руководителями) победило керченское «Депо Пегаса».

В результате бразды правления, а вернее и честнее будет сказать – хомут, в самой торжественной обстановке был водружен на очаровательную белокурую головку одного из руководителей клуба «Хорошо». Ей теперь придётся озаботиться проведением «Боев 2016» А в порядке утешения предыдущие организаторы вручили Анастасии Далок, самое что ни есть, подлинное пегасье яйцо. Ибо будем помнить, что, будучи непарнокопытным и пернатым одновременно, крылатый конь одновременно же является и живородящим и яйцекладущим – и кому как не нам знать об этом. Организаторам «Боев 2015», хозяевам литературной студии «Депо Пегаса», название которой само по себе звучит как оговорка: то ли «Депо» с запасными подковами и сбруей (депо - справка от дотошного краеведа - бывают не только паровозные, но и кавалерийские), то ли «Дупло», где вполне могло бы сыскаться и…

«Яйцо пегасье», хоть и античное, но зато первой категории свежести (молодежь же ж…) и к тому же талантливо расписанное керченским фальсификатором античной керамики Лилией Нестеренко. Правда, вот, с глазурью на скорлупе пока не вышло – какая муфельная печь может быть в режиме энергетической ЧС?

Впрочем, это деталь, нисколько не омрачившая события, прошедшего в книжном магазине «Родное слово», что на Пушкинской, 33 в Симферополе. И магазин вдумчивый и хозяева там благожелательные, спасибо им, и руководству Союза писателей Республики Крым за полезное знакомство. Да и мы гости были хоть и шумные, но душевные. Нечета какому-нибудь партийному съезду. Хоть итоговое мероприятие нашего интернет-турнира вполне можно было бы назвать – съездом. Хоть и не Первым (все-таки под эгидой союза действует и вполне успешно Республиканский семинар молодых авторов) но, оттого не менее плодотворным «Съездом молодых крымских поэтов и примкнувших прозаиков». Тут, знаете ли, тот самый случай, когда чем больше, тем лучше, тем показательнее, что, «не оскудевает земля наша талантами». Грамотами Союза писателей Крыма «за доблесть и самоотверженность, проявленные в Пегасьих боях» награждаются «отличники боевой и поэтической подготовки»: Федор Бирючев «Евпаторийский Поэтариум», Маргарита Шитова и Рязанова Марина «Республиканская Студия им. Н. Кобзева», Елена Грыжук и Виктор Трубников поэтический клуб «Хорошо», Елена Власова и Валерия Кремлева из «Депо Пегаса», Солодухина Ксения «Студия им. Балтера»…

Кому это нужно?

Почему это нужно нам руководителям молодежных Литобъединений - людям, чей энтузиазм компенсируется исключительно моральным удовлетворением, и это притом, что мы столь же озабочены «борьбой за существование» как и все прочие граждане?

Отнюдь не потому, что Год литературы обязывал. Мы народ не чиновничий. С нас никто не спросит, кроме собственной творческой натуры и гражданской совести. Насчет гражданской совести – это, кстати, не юродство блаженных от литературы. Это, и впрямь, задевает наши патриотические чувства. Почему?

А это уже ответ на вторую часть риторического вопроса: «Зачем?»

Мало того, что и сто лет назад Крым, если и считался третьей культурной столицей Россия после Петербурга и Москва, то столицей исключительно летней, преходящей, то есть приходящей… на лето. Так и та писательская преемственность, что поддерживалась при СССР работой литературных объединений - кузницей кадров одноименного Союза Писателей - развалилась в смуту девяностых, растерялась на бегу к «независимости». И теперь, оглядываясь вокруг, мы отчетливо видим разрыв. Точно в литературной, по определению «виртуальной», жизни полуострова, случилось «залипание» клавиатуры, «зависание» кадра.

Выражаясь же, сообразно случаю, - поэтически - в омут забвения кануло «поколение отцов». Оглядимся вокруг: есть уже «дети» – чему подтверждение бурная поросль молодежных литобъединений. И остались «деды», что подтверждает нехитрая статистика, - по словам Председателя Крымского союза писателей Валерия Басырова – средний возраст нынешнего писателя – 61 год.

И отнюдь не случайно мы тут опускаем похвальное прилагательное к писателю – «действующего». Ибо нынешние «среднестатистические» писатели пережили свое самое результативное время в минувшую советскую эпоху. А сейчас, если и издается кто из «oldschool», то в 9 из 10 случаев - «самиздатом», сэкономив на пенсии или на благосклонности зажиточных внуков. Нет, конечно, отнюдь не стоит смотреть на наших «советских» геронто-писателей со снисходительным умилением – ничуть не достаточно было молодому автору в советское время размахивать через абзац красным знаменем: «Любовь, комсомол и весна!», чтобы публиковаться. Прежде всякого идеологического барьера к заветной цели – к книге, нужно было взять высоту художественного совета. А она далеко не всякому была по плечу. Не хочется повторяться всуе, что именно такого (на предмет художественной ценности) отбора и не хватает нынче.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2016

Заголовок в газете: Пегасьи бои

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру