ЖКХ в Крыму: единый платеж вместо пяти книжек

В Министерстве ЖКХ рассказали, как в Крыму внедряется новая система расчетов за коммунальные услуги.

13.11.2015 в 14:50, просмотров: 3432

Тема замены платежных книжек на коммунальные услуги единым расчетным счетом в Симферополе обсуждается уже год. На уровне республиканского Министерства ЖКХ прозвучали комментарии, вселяющие надежду на перемены к лучшему.

ЖКХ в Крыму: единый платеж вместо пяти книжек

У потребителей коммунальных услуг появился шанс не стоять в очередях ради сверки счетов. При этом снова обозначались проблема безобразного состояния почтовых ящиков в подъездах многоквартирных домов – счета за услуги просто могут не дойти до абонентов.

Сегодня, когда ситуация принципиально изменилась - жилфонд Крыма распределен между управляющими компаниями, перспектива внедрения единого платежа выглядит вполне реально. Это подтверждает Алексей Бочаров, первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

Устранение нестыковок

Как пояснил «МК в Крыму» Алексей Викторович, год назад глава Республики Крым Сергей Аксенов возложил на Министерство внутренней политики, информации и связи задачи, связанные с внедрением программы по созданию единого информационного центра. Определенные шаги в данном направлении были сделаны. Вступило в силу соответствующее постановление Совета министров Крыма, определилась дирекция, рассматривались программные продукты различных вариантов.

Однако, по его словам, на ход событий повлияла специфическая особенность нашего региона. В Крыму попросту не было управляющих компаний, которые работают на всей территории России и являются исполнителями коммунальных услуг. Как следствие, у потребителей – жильцов многоквартирных домов - не оказалось выбора способа управления домами.

- Пришлось приводить в соответствие желаемое с действительным, выравнивать при помощи законодательства нестыковки, - рассказывает Алексей Бочаров, - Еще одной серьезной проблемой стало импортозамещение необходимых рабочих программ. Не все из них, которые работают на материке, пригодны и целесообразны для Крыма.

Другими словами, в Крыму сама система сбора платежей, начисления и взаиморасчетов между компаниями, отвечающими за содержание дома и ресурсными организациями, поставляющими коммунальные услуги, отличается от той, которая действует на всей остальной территории России.

Но от идеи внедрения единого расчетного центра никто не отказался. Уже с июля текущего года в работу по организации системы единой платежки включилось непосредственно министерство ЖКХ. Одним из первых шагов стал выбор подрядной организации, способной разработать и поставить в Крыму необходимую программу. Цель такой программы – внедрение электронной базы данных, электронного документооборота и расчетов между потребителями услуг, их поставщиками и управляющими компаниями. Другими словами, подготовка основы для формирования четкого счета каждому плательщику коммунальных услуг с возможностью отслеживания и контроля движения перечисляемых денег.

Итогом совместных усилий двух министерств стал запуск пилотного проекта в Симферополе. Как пояснил Алексей Бочаров, на данный момент правом оплачивать потребленные услуги по единому счету могут воспользоваться жители двух домов, расположенных по улице Балаклавской. При этом ни для кого из их жильцов не закрыты прежние счета в коммунальных службах. Потребители имеют право выбора: воспользоваться возможностями пилотного проекта или продолжать пользоваться привычными книжками.

- Первый же месяц эксперимента с единым счетом показал, что он востребован, - делает вывод собеседник, - Мы располагаем четкими цифрами: 50 процентов потребителей отказались от книжек. Этот результат сам говорит за себя и внушает оптимизм.

Разумеется, единый счет прижился среди жильцов экспериментальных домов не сам по себе. На базе абонентного отдела, куда привыкли обращаться плательщики, была развернута приемная по возникающим вопросам. Пять дней в неделю с потребителями вели разъяснительные беседы представители поставщиков различных услуг и специалист по социальной защите. На месте происходил перерасчет льгот, порядок предоставления которых предусматривал некоторые особенности. Вопросы у плательщиков возникали разные, но большинство из них касалось системы начисления того или иного платежа.

Расчет изменится, контроль останется

- Какие трудности заявили о себе на первом же этапе внедрения пилотного проекта по единому счету? – спрашиваем у Алексея Бочарова.

- Разночтение базы данных, действующей у различных поставщиков коммунальных услуг.

Сказалось отсутствие единого информационного центра, в котором бы отслеживались данные по количеству жильцов в каждой отдельно взятой квартире. Разное количество проживающих – разные начисления по потребленным услугам. Если рассмотреть ситуацию на бытовом уровне, то она выглядит достаточно примитивно. Допустим, из квартиры выписывается один из жильцов, а родственники не подают соответствующие данные в какую – либо коммунальную службу. Либо, напротив, количество жильцов увеличивается, а не все ресурсные организации об этом оповещены.

На данном этапе, по заверению Алексея Викторовича, за достоверную информацию о количестве проживающих в квартире будет принята информация, находящаяся в базе данных управляющей компании. Именно на ее основании будут производиться начисления в единый платеж, который планируется ввести на протяжении 2016 года по всей территории Крыма.

Наш регион намерен отказаться от платежных книжек, их получения и сверок через многочасовые простои в очередях абонентных служб. Квитанции по каждой отдельно взятой квартире будут доставляться в почтовые ящики, за сохранность которых, равно как и за проведение текущего ремонта, на данном этапе отвечают управляющие компании.

- Как будет проходить сбор показаний счетчиков электричества, газа. Тепла и воды у тех потребителей, которые их установили и отказались от платежей по тарифу? – уточняем механизм ежемесячных начислений.

- Предельно просто: в период с 25 по 30 число каждого месяца потребители будут предоставлять показания в абонентный отдел своего районного абонентного отдела. Сдавать под роспись показания не нужно, так что стоять в очереди никто не будет.

По мере того, как единый платежный документ уверенно займет свое место на рынке коммунальных услуг, может видоизмениться и подача показаний в расчетный центр. За основу может быть взят опыт Москвы и Московской области. Там в подъездах многоквартирных домов установлены специальные ящики для сбора показаний. Система вполне устраивает и потребителей, и поставщиков.

Поскольку с внедрением единого расчетного центра отпадет необходимость в абонентных отделах каждой отдельно взятой организации, поставляющей ресурсы. Вопрос о грядущем сокращении штатов встает сам собой.

- Штатные ресурсы в системе жилищно-коммунального хозяйства явно не соответствуют реальным потребностям, - признает Алексей Бочаров, - Но это не означает, что после введения единого платежа на рынок выплеснется армия безработных. Часть специалистов пройдет переквалификацию, часть – получит расширение должностных обязанностей, кого – то, безусловно, сократят.

Как заверил Анатолий Викторович, штатные изменения не коснутся контролеров, которые как ходили, так и будут ходить по квартирам, сверяя показания приборов учета с базой имеющихся данных. И еще: даже после того, как платежные книжки станут архаизмом, выбрасывать их не стоит. Как минимум три года все оплаченные квитанции должны надежно сохраняться в закромах плательщиков коммунальных услуг.

Пользуясь случаем, мы спросили о перспективах повышения коммунальных тарифов в Крыму. Хорошая новость – до конца 2015 года они увеличиваться не будут. И плохая – с 1 января 2016 года подорожает все, кроме услуг управляющих компаний, договоры с которыми заключены на календарный год. Кроме того, с 1 июля 2016 года крымским потребителям придется оплачивать еще один, новый для нашего региона тариф. В едином счете появится строка «капитальный ремонт домов». На сегодняшний день данная расходная статья покрывается за счет средств федерального бюджета. Какими цифрами будет исчисляться новый платеж, пока не известно. А вот ближайшее подорожание стандартных коммунальных услуг пройдет в пределах 10 – 15 %.